ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ФОРМИРОВАНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Целевые установки в современном образовании связаны с понятиями коммуникативности, компетентности и компетенции, предполагающие не только объем приобретенных знаний, но и самые способности как совокупность их к получению различных компонентов образования. Школа готовит своих воспитанников к непосредственному включению в самостоятельную трудовую жизнь. Социально-трудовая адаптация невозможна без практического овладения ими родным языком. Задача повышения общего уровня развития и культуры речи учащихся решается путем дальнейших поисков эффективных форм и методов обучения.

Интеллект ученика отражается в интеллектуальных умениях, которые становятся особенно зримыми в учебной деятельности. Процесс мышления представляет собой совокупность различных операций, важнейшие из которых: анализ, синтез, обобщение, классификация - непосредственно связаны с развитием аналитических способностей учащихся.

Требованием и целью основной образовательной программы начального общего образования является, развитие речи и мышления младших школьников, осознание элементов грамматического строя русского языка, воспитание любви к русскому языку и привитие интереса к его познанию.

Не смотря на то, что существует множество исследований, методических разработок по обучению младших школьников синтаксису, мы, наблюдая за современными школьниками, можем увидеть, что дети затрудняются при построении предложений разных типов, определении структуры синтаксических конструкций, не всегда могут логично и грамотно ответить на поставленный вопрос учителя, сформулировать и аргументировать свои мысли.

Таким образом, мы сталкиваемся с противоречием между новыми требованиями к организации процесса обучения, обозначенными в государственных стандартах, и неразработанностью педагогических технологий, непосредственно связанных с развитием аналитических способностей учащихся на уроках русского языка при изучении синтаксиса как его коммуникативной основы.         

Актуальность нашего исследования обусловлена необходимостью разработки и внедрения эффективной педагогической технологии, направленной на развитие аналитических умений младших школьников, поскольку обучение синтаксису составляет значимую базу для освоения морфологии и лексики, фонетики и орфографии, а также тем фактом, что воспитание человека, владеющего нормами синтаксиса литературного языка, способного грамотно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной формах, является одной из приоритетных целей обучения русскому языку. Именно поэтому углубляется лингвистическая составляющая, развивается коммуникативный подход, идут поиски способов интеграции русского языка и литературы как учебных предметов, возникают дополнительные курсы риторики, стилистики и культуры речи, способствующие формированию одного из компонентов коммуникативной компетенции - умению синтаксически грамотно строить предложения.

«Синтаксис - это совокупность закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц» (А.И. Диброва). Усвоение синтаксических норм и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами - важная сторона формирования речи учеников. Не случайно овладение синтаксическим строем языка в программе школы выделено в качестве одного из направлений работы над речью учеников. Школа должна научить учащихся строить предложения в соответствии с законами литературного языка, применять полученные знания в речевой практике. Это может быть осуществимо при условии, если обучение русскому языку строится и на базе элементарных теоретических сведений, и на базе развития речи и мышления  школьников.

Исследования, посвященные изучению речи учеников школы, и наблюдения показывают, что учащиеся редко пользуются синтаксическими конструкциями, допуская при их построении ошибки  стилистического характера. Ошибки, возникающие при построении простых предложений у школьников, обусловлены не только непониманием ими структуры предложений, но и не разработанностью данного раздела программы в существующей специальной методике русского языка.

Теоретический анализ общепедагогической и психологической литературы дает возможность сделать вывод о том, что нормально развивающиеся дети рано овладевают простыми грамматическими конструкциями. Благодаря языковому чутью у них вырабатываются динамические стереотипы, на основе которых произнесение предложений превращается в автоматизировано протекающий процесс. Употребление разнообразных синтаксических конструкций является одним из показателей речевого и умственного развития школьников. При детальном изучении синтаксического строя письменной речи учащихся экспериментального  класса определяется динамика формирования синтаксического строя письменной речи, в плане насыщенности ее простыми и сложными предложениями.

Констатирующий этап нашего исследования проводился на базе третьего класса общеобразовательной школы.  В исследовании участвовали 25 учеников. Учитель  работает по учебно-методическому комплексу «Школа России».

Для диагностики мы воспользовались следующими критериями и показателями (таб.1)

Таблица 1.

Критерии и показатели сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения у учащихся третьего класса (по М.П. Целиковой)

 

Критерии

Показатели   

1. Умение определять и выделять главные члены простого предложения.

Умеет подлежащее и сказуемое, определяет. Какой частью речи они выражены.

 

2. Классифицировать предложение по цели высказывания, по интонации

Может определить вид предложения, аргументирует свою позицию

3. Дифференцирует понятия «член предложения», и «часть речи»

Определяет второстепенные члены предложения, без подразделения на виды, определяет, какой частью речи он выражен

 

Оценка сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения у учащихся третьего класса с опорой на базовые критерии производилась по трем уровням: низкий, средний, высокий. Данные уровни представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Уровни сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения у учащихся третьего класса.

Уровни

Содержательная характеристика по критериям

Высокий уровень

Учащийся умеет определять и выделять главные члены предложения. Умеет анализировать предложение, выделять в нем наиболее существенные компоненты, используя аналитические умения. Умеет устно объединять главные члены предложения при помощи аналитических умений и по существенным признакам.

Средний уровень

Учащийся допускает 1-2 ошибки при определении и выделении главных членов предложения. Допускает 1-2 ошибки при анализе предложения, выделяя в нем наиболее существенные компоненты, используя аналитические умения. Допускает 1-2 ошибки при  устном объединении главных членов предложения при помощи аналитических умений и по существенным признакам.

Низкий уровень

Учащийся допускает 3 и более ошибок при определении и выделении главных членов предложения. Допускает 3 и более ошибок при анализе предложения, выделяя в нем наиболее существенные компоненты, используя аналитические умения. Допускает 3 и более ошибок при  устном объединении главных членов предложения при помощи аналитических умений и по существенным признакам.

Для выявления уровня сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения использовались карточки с заданиями, которые было необходимо выполнить в течении одного урока. Все карточки были одного уровня сложности для чистоты эксперимента.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что проблема формирования аналитических умений при синтаксическом разборе просто предложения является актуальной для третьеклассников. Проведенная диагностика показала необходимость проведения с детьми специально организованной работы по изучаемой проблеме. Установлено, что учащиеся школы в своей речи часто используют простые предложения, но допускают при этом разнообразные речевые ошибки, которые связаны с трудностями усвоения грамматических понятий, неумением передать с помощью языковых средств при письме и т.д. При написании сочинений и изложений типичными являются ошибки конструктивного характера, выражающиеся в том, что школьники затрудняются определять границы предложений, пропускают союзы, заменяют их, допускают нарушения норм согласования и управления.

С целью преодоления детьми этих трудностей нами предполагается разработка и апробирование на практике проекта педагогической технологии, направленной на формирование аналитических умений при синтаксическом анализе простого предложения.

Просмотров работы: 4469