ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ОТДЫХА ГОСТЕЙ В ОТЕЛЕ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ ПЕРЕВОЩИКОВА А. С. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ОТДЫХА ГОСТЕЙ В ОТЕЛЕ КАК СПОСОБ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТУРИСТОВ ПЕРЕВОЩИКОВА А. С. САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, РОССИЯ

Перевощикова А.С. 1
1Санкт-Петербургский государственный экономический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель статьи изучить и обосновать целесообразность функционирования дополнительных услуг по организации досуга в гостиницах. Теоретической базой исследования послужили работы российских и зарубежных авторов. С одной стороны, – это труды Ж.Р. Дюмазедье, Д.Х. Гилмора, Э.В. Соколова [1], Г.И. Минц [2] и других, исследующих проблемы, связанные с культурой досуга и ее концептуальными особенностями. С другой, – исследования Т.А. Джум, Н.И. Денисовой, Дж.Р. Уокера, описывающие и характеризующие структуру дополнительных услуг в гостинице. Джозеф Пайн и Джеймс Гилмор – основатели крупной американской студии креативного мышления утверждают, что на наших глазах зарождается новая экономика – экономика впечатлений, ориентированная на ощущения потребителя. В развитых странах с ростом общественного благосостояния и уровня жизни сокращаются расходы на питание и предметы роскоши в структуре общих потребностей граждан, при этом растет доля расходов на туризм и организацию досуга [3].

Французский социолог Жофр Роже Дюмазедье во второй половине прошлого века, благодаря проведенным эмпирическим исследованиям и их теоретическому анализу выяснил, что досуг, стал самоценной «независимой переменной». Досуг, приобретя самодостаточный характер, перестал быть «приложением к труду», а точнее отдыхом от него. Автономизация досуга, переориентирование на досуг, особенно молодежи, – свидетельство кардинальных изменений в образе жизни, а также признак наступления «цивилизации досуга». [4]

Критерием современного сервиса является ориентация не только на спрос, но прежде всего на предложение [5]. Каждый человек, переходя в разряд туриста, мысленно настраивает себя не только на предстоящий физический и психологический отдых, но и еще на что-то особенное и необычное. Сегодня гостиничная индустрия направлена не только на создание максимально благоприятных условий для отдыха гостей, но и на создание услуг, проектирующих впечатления по запросу гостя.

Современная политическая ситуация в России негативно повлияла на отношение иностранных туристов, которые быстро реагируют на любой риск и ухудшение имиджа страны. Экономические сложности коснулись, напротив, самих российских граждан, затронув, в том числе и внутренний туризм. Из-за экономических ограничений многие гостиничные проекты в РФ были приостановлены.

Наиболее заметными потери стали в Санкт-Петербурге, где загрузка гостиниц уже упала почти на четверть. В Москве ситуацию спасают деловые поездки (снижение показателей держится на уровне 3%) [6].

Даже в более стабильное время спрос на гостиничные услуги является сезонным. Одним из самых эффективных способов сглаживания сезонных колебаний является предоставление услуг, спрос на которые колеблется в противофазе: например, катание на горных лыжах и на каноэ.

Многие крупные гостиницы уже имеют широкий спектр услуг по организации досуга гостей (сауны, спа-комплексы, фитнес-залы, организация банкетов и тематических вечеров в ресторанах, экскурсии), что поднимает их на новый уровень. При этом российские отели, имея в распоряжении ресурсы природные, исторические, материальные, не умеют их использовать.

Положительным примером работы с природными ресурсами стал канадский отель Fairmont Chateau Lake Louise. Его история началась еще в конце XIX века. Из небольшого горного шале он превратился в престижный пятизвездочный отель. Гостиница не отличается суперсовременным дизайном, эксклюзивными услугами. Хотя отель и предоставляет услуги SPA-центра, фитнесс зала. Здесь выгодно используются природные условия старого канадского парка Банф, вблизи озера Луиз, на территории которого он расположен [7]. Зимой гости могут заниматься горными лыжами, кататься на снегоходах, санях, сноубордах коньках. Для любителей особенного экстрима есть хелиски. В качестве особых впечатлений выступают снежные лавины. Летом организуются походы, катание на каноэ, горных велосипедах, лошадях, ловля рыбы.

В России отель швейцарской сети «Кемпински Мойка 22» также умело использует свое местоположение. На крыше девятиэтажного здания открыт ресторан «Бельвью Брассери», имеющий летнюю терассу и закрытый зал с огромными окнами. Главной составляющей услуг ресторана является панорамный вид на достопримечательности Петербурга: Дворцовую площадь, Спас-на-Крови, Казанский собор [8]. В зимнее время отель «Кемпински» организует тематические программы на Рождество и Новый год. В 2014 году весь декабрь здесь проходил доступный для всех желающих рождественский фестиваль детских хоровых коллективов. В декабре 2014 – январе 2015 – в лобби, украшенном 6-метровой елью с игрушечными фигурами Мышей, Мышиной королевы и Щелкунчика работал миниатюрный Рождественский базар, где продавали сладости, сделанные кондитерами и шоколатье отеля.

Для привлечения гостей отель «Кемпински Мойка 22 на протяжении всего года разрабатывает и внедряет различные специальные предложения. Недавно разработана двухдневная программа «Прикосновение к Искусству». За исключением периода белых ночей, онадействительна до 30 декабря 2015 года. Помимо размещения в номере категории Grand Deluxe Room, завтраков в ресторане «Бо Риваж», ужина в ресторане французской кухни «Бельвью Брассери», в программу входит организация досуга. Это – индивидуальная экскурсия в Эрмитаж, мастер-класс по рисованию в галерее современного искусства K Gallery, где собрана коллекция произведений русских и советских художников XIX-XX века, посещение мастерской петербургского художника, чайная церемония в «Чайной комнате» отеля с видом на Дворцовую площадь (стоимость для одного гостя – 50 000, для двоих – 58 000 рублей).

Сегодня для привлечения потенциальных посетителей и поддержания высокого престижа отдельные отели предлагают уникальные услуги. Приведем небольшой перечень подобных услуг. Отель «The Benjamin» (США, Нью-Йорк) разработал услугу «Крепкий и здоровый сон». В отеле расстелены ковры с очень толстым ворсом, поглощающим звуки шагов, в номерах установлены звукоизолирующие окна. Администрация отеля наняла специального человека, который предотвращает возможные шумы и ликвидирует посторонние звуки [9]. Отель Andaz Liverpool Street – Hyatt Hotels and Resorts (Великобритания, Лондон) предлагает чтение сказок перед сном. Для чтения привлекаются известные писатели и журналисты [9]. По отзывам гостей и работников, услуга чрезвычайно востребована. В отеле Bernerhof (Швейцария, г. Гштаад) создана программа «Полный отдых». Утром каждый постоялец отеля получает шагомер: чем меньше шагов в течение дня сделает гость, тем более шикарный ужин он получит в качестве бонуса. Все блюда доставляют прямо в номер: лишние движения не приветствуются [9]. Отель Ritz-Carlton (США, Лас-Вегас) для психологической разрядки клиента предлагает бои подушками. Заказать данную услугу можно в номер. Гостю предоставляют боксерские перчатки и тридцать подушек. Для более разнообразного и веселого времяпровождения разработана инструкция с несколькими вариантами ведения боя [10].

В четырех-пятизвездочных отелях распространены следующие дополнительные услуги:

  • мини-бар из книг, или небольшая библиотека;

  • выбор ароматных масел (тонизирующие, эротические и др.) для создания в номере необходимой эмоциональной атмосферы;

  • салон тату при отеле;

  • студия звукозаписи для гостей;

  • различные подарки (корзина с фруктами, нарядно упакованный халат);

  • полеты на вертолете по магазинам, в музеи, по запросу туриста;

Таким образом, мы видим, что дополнительными услуги для отдыха и досуга нацелены на несколько важных критериев: прагматичность (подарки, бонусы, максимальный комфорт); необычные впечатления; возможность проявить себя; психологическую разрядку. В некоторых услугах сочетаются прагматичный подход (движение без пробок) и доля экстрима, а также необычных впечатлений (вид города с высоты птичьего полета) [11]. Этот принцип иначе действует в отеле Huvafen Fushi (Мальдивы) для посетителей спа-центра. Он расположен под водой и во время массажа через панорамные окна можно наблюдать за экзотическими обитателями моря [9].

В отелях, где проживание стоит достаточно дорого, дополнительные услуги отчасти составляют «наполнение» его стоимости, при этом являясь приятным, но необязательным компонентом и позволяют сгладить сезонные колебания спроса.

Литература

  1. Дробинская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. – Л., 2009. 299 с.

  2. Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. – М., 2009. 64 с.

  3. Гилмор Джеймс Х. Пайн II Б. Джозеф. Экономика впечатлений. Работа – это театр, а каждый бизнес – сцена. – М.:«Вильямс», 2009. 304 с.

  4. Дюмазедье Жофр Роже [Электронный ресурс]. http://sociolog.in.ua/view_person.php?id=62 (дата обращения: 3.12.14)

  5. Джум Т.А., Денисова Н.И. Организация гостиничного хозяйства. – М.: Магистр-Инфа, 2011. С. 224

  6. Кризисное пике гостиничного рынка России [Электронный ресурс]. http://www.liogrand.ru/module.php?id=296&mod=news (дата обращения: 3.12.14)

  7. Рейтинг отелей и гостиниц мира. The Fairmont Chateau Lake Louise 5* [Электронный ресурс]. http://www.tophotels.ru/main/hotel/al43796 (дата обращения: 3.12.14)

  8. Официальный сайт гостиницы «Кемпински Мойка 22» [Электронный ресурс]. http://www.kempinski.com/ru/st-petersburg/hotel-moika-22/welcome/ (дата обращения: 3.12.14)

  9. Самые необычные услуги в отелях мира [Электронный ресурс]. http://womanadvice.ru/samye-neobychnye-uslugi-v-otelyah-mira (дата обращения: 13.01.15)

  10. Самые необычные услуги в отелях мира [Электронный ресурс]. http://turupupu.ru/?p=25173 (дата обращения 13.01.15)

  11. Самые необычные услуги гостиниц мира [Электронный ресурс]. http://internetgazeta.com/dosug/travel/234-neobichnie-uslugi-gostiniz (дата обращения: 13.01.15)

Просмотров работы: 2538