Аннотация. В данной статье рассматривается проблема сохранения здоровья, влияние на него присутствия или отсутствия рекреационной деятельности семьи. Автор считает, что выполнение рекреационной функции семьей во многом способно оказать положительное влияние на сохранение, восстановление и укрепление здоровья.
Abstract. This article discusses the problem of preservation of health, the influence of the presence or absence of recreational family activity. The author believes that the implementation of the recreational function of the family is largely able to have a positive impact on the preservation, restoration and promotion of health.
Ключевые слова: рекреационная функция семьи, здоровье, здоровый образ жизни, сохранение здоровья.
Key words: the recreational function of the family, health, healthy lifestyle, the preservation of health.
Среди многочисленных социально значимых проблем всех жителей Земли, связанных с жизнедеятельностью и образом жизни человека, в начале третьего тысячелетия центральное место заняла проблема выживания всего живого на планете. Образ жизни человека – это воспроизведение социальных отношений в обществе, экспонент того, как личность реализует окружающие условия в интересах себя, своего здоровья и благополучия. Образ жизни понимается как биосоциальная категория, которая интегрирует представление об определенном типе жизнедеятельности человека и характеризуется его профессиональной, учебной, досуговой деятельностью, бытом, способом удовлетворения материальных и духовных потребностей.
Формирование здоровья – создание определенного образа и стиля жизни и поведения здоровья, удовлетворение материальных и культурных потребностей; повышение образовательного и культурного уровней; создание правильных привычек и особенностей питания, привычка двигательной активности. Сейчас все больше признается важность образа и стиля жизни как ведущего обобщенного фактора, определяющего основные тенденции в изменении здоровья человека, который рассматривается как вид активной его жизнедеятельности [2,3].
Стиль здорового поведения и образа жизни в социальном аспекте характеризуются:
1) трудовой деятельностью и условиями труда;
2) хозяйственно-бытовой деятельностью (типом жилья, жилой площадью, бытовыми условиями, временными затратами на бытовую деятельность);
3) рекреационной деятельностью семьи и конкретного человека, направленной на восстановление сил после трудовых будней и взаимодействие с окружающей их средой;
4) социализирующей деятельностью в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);
5) планированием семьи и её взаимоотношений;
6) формированием социально-психологического статуса и поведенческих характеристик;
7) социальной и физической активностью [6, c. 159].
Со стилем здорового поведения и образа жизни в социальном аспекте также связывают такие понятия, как уровень жизни, качество жизни, стиль и уклад жизни. Но нельзя забывать и о рекреации, у которой существует множество трактовок, одна из которых в переводе с латинского означает восстановление, а именно восстановление духовных, а также физических сил человека, повышение уровня его здоровья, его степени работоспособности после рабочего или учебного дня, рабочей недели. В этом значении термин «рекреация» стал употребляться с 1960-х годов в различной литературе по физиологическим, медицинским, социально-экономическим, архитектурно-строительным и другим проблемам организации отдыха населения [4].
Несмотря на многие причины, присутствующие в современной жизни, которые ухудшают состояние здоровья населения России, людям необходима рекреация, ведь именно она является фактором, как здоровья человека, так и фактором благополучия семьи, как было выявлено в результате исследования. Также не стоит и забывать о том, что и сама семья обладает рекреационным потенциалом, который способствует восстановлению жизненных сил человека. В мире современного общества рекреация значительно расширила свои границы, она стала необходимой частью не только в разрядке трудового процесса, но и в семейных взаимоотношениях, сейчас именно рекреационная функция в семье приобретает статус одной из лидирующих и неотъемлемых функций, которая влияет на взаимоотношения в семье. Ее реализация значит не только восстановление потенциальных возможностей каждого члена семьи, но и восстановление здоровья, семейного климата, сплоченности, взаимопонимания, духовных связей и многих других положительных результатов от реализации совместной семейной рекреации [5].
Итак, подводя итоги, следует привести некоторые рекомендации и к выполнению рекреации семьями в таких формах, которые имеют огромное значение для здоровья каждого члена семьи.
Так, абсолютно очевидна необходимость в рекомендации климатолечением семей, которое может осуществляться в виде воздушных ванн, сна на воздухе, семейного терренкура, подвижных игр в помещении; водных процедур; малоподвижных игр, подвижных занятий на воде; рыболовства, возможно, охоты; пассивных занятий в помещении; спортивного туризма; спортивных игр и упражнений; пешеходных и автобусных экскурсий; любительских занятий на открытом воздухе. Для ежедневной рекреации рекомендации могут быть следующие: прогулки и занятия на открытом воздухе, спортивные игры, упражнения для оздоровления организма, водные процедуры и подвижные занятия на воде, подвижные игры в помещении. Для еженедельного отдыха – подвижные занятия на воде, спортивный туризм, спортивные игры и упражнения, экскурсии, рыболовно-охотничий тип рекреации, любительские занятия на открытом воздухе. Для отпуска – климатический, спортивный туризм, бальнеологический, рыболовно-охотничий, экскурсионный вид рекреации, подвижные занятия на воде. Важно, что наиболее аттрактивные виды рекреационных занятий обладают и высоким уровнем профилактики заболеваний и сплочения семей.
Во многом экскурсии являются наиболее привлекательными, т.к. включают в себя разнообразие элементов отдыха и оздоровления на природе и способов передвижения, часто на большие расстояния и по четко разработанной теме и маршруту. Экскурсии способствуют образованию общности, формированию интересов, коллективизма и товарищества, а смена впечатлений помогает создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что, конечно же, влияет на все стороны здоровья, и именно поэтому следует выделить данную технологию из их общего множества [5].
Условно понятие формирования и сохранения здоровья можно разделить на два направления. Первое – активные его формы, когда человек своими действиями создает условия хорошего состояния своего здоровья и обеспечивает собственную безопасность. Второе – человек старается не допустить образования привычек, отрицательно влияющих на его здоровье [1].
Все вышеперечисленные рекомендации являются важным фактором здоровья (повышают трудовую активность, создают физический и душевный комфорт, активизируют жизненную позицию, защитные силы организма, укрепляют общее состояние, снижают частоту заболеваний и обострений хронических заболеваний).
Таким образом, рекреативно-оздоровительные технологии описанные в рекомендациях представляют собой те формы и способы жизнедеятельности, которые соответствуют потребностям, возможностям и способностям семьи, обеспечивающие формирование, сохранение и укрепление здоровья, способствуют физической и духовной реабилитации человека, способность к продлению жизни, максимальному развитию инициативы, самостоятельности; снимают физическое, психическое и интеллектуальное напряжение, стимулируют социальную активность и создают оптимальные условия для творческого самовыражения личности, а также сплочения семей и развитию благоприятных взаимоотношений внутри семьи.
Список использованных источников:
1. Бароненко В.А., Рапопорт Л.А. Здоровье и физическая культура студента. – 2003. [электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://window.edu.ru/resource/404/28404/files/ustu011.pdf (дата обращения 30.05.2014)
2. Букин В.П. Здоровый образ жизни студенческой молодежи в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности / В. П. Букин, А. Н. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 2 (18). – С. 105-113.
3. Кохан С. Т., Сердцев М. И. Региональные компоненты формирования здорового образа жизни среди студенческой молодежи: учеб. пособие / Чита: ЧитГУ, 2010. – 198 с.
4. Лига М.Б. Качество жизни: генезис идей / М.Б. Лига // Ученые записки ЗабГГПУ. – 2011. - № 4 (39). – С. 237-244.
5. Муравьева Ж.В. Социально-культурные условия организации семейного досуга средствами рекреативно-оздоровительных технологий: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 05. / Ж.В. Муравьева. – Тамбов, 2009. – 232 с.
6. Холостова Е.И. Безопасность жизнедеятельности: учебник / Е.И. Холостова, О.Г. Прохорова. – Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2013. – 456 с.