Концепция BSC была разработана Р. Капланом и Д. Нортоном в 1990-е гг. и в настоящее время активно используется зарубежными компаниями как инструмент стратегического менеджмента и управления качеством.
Основная цель концепции BSC заключается в необходимости сбалансированного развития организации в выделенных четырех направлениях. BSC позволяет трансформировать миссию компании в конкретные задачи и определяющие их показатели, которые возможно оценить количественно. Она не только представляет собой оценочную систему, но и служит средством стратегического управления, так как позволяет и сформулировать стратегию развития компании, и перевести ее в плоскость конкретных стратегических задач и показателей, их определяющих.
BSC включает задачи и показатели, сгруппированные по четырем направлениям:
1) финансовая составляющая;
2) клиентская составляющая;
3) составляющая внутренних бизнес-процессов;
4) составляющая обучения и развития персонала.
Взаимосвязь четырех составляющих со стратегией предприятия в рамках концепции BSC
Финансовая составляющая предполагает установление взаимосвязи между стратегией развития компании и финансовыми целями, которые являются своеобразными ориентирами при определении задач и параметров других составляющих. При этом при установлении финансовых показателей, определяющих реализацию стратегии развития предприятия, необходимо учитывать стадию жизненного цикла предприятия. Например, на стадии роста предприятия в качестве такого показателя может быть принят рост дохода и объемов продаж на целевом сегменте рынка, на стадии устойчивого развития - показатели рентабельности инвестиций, рентабельности собственного и привлеченного капитала и др.; на стадии зрелости - денежный поток от основной деятельности и снижение потребностей в оборотном капитале. Кроме того, в финансовую составляющую многие компании включают оценки риска стратегии (например, диверсификацию направлений бизнеса и источников дохода компании).
Клиентская составляющая определяет целевые сегменты потребительского рынка и целевую группу клиентов. К ключевым показателям клиентской составляющей относятся: доля рынка, сохранение клиентской базы, расширение клиентской базы, удовлетворение потребностей клиента, прибыльность клиента . Эти показатели могут быть сгруппированы в цепочку причинно-следственных связей
Составляющая внутренних бизнес-процессов определяет виды деятельности, наиболее важные для достижения целей потребителей и акционеров. Цели и показатели данной составляющей формулируются после разработки финансовой и клиентской составляющих, что позволяет ориентировать параметры внутренних бизнес-процессов на удовлетворенность клиентов и акционеров. При этом рекомендуется определить стоимостную цепочку внутренних бизнес-процессов, включающую три основных бизнес-процесса: инновационный, операционный и послепродажное обслуживание. Соответственно, по каждому из внутренних бизнес-процессов должны быть определены ключевые показатели их оценки. Важнейшие показатели для оценки основных внутренних бизнес-процессов -себестоимость, качество продукции (услуг) и длительность временного цикла (производства, реализации продукции, обслуживания клиентов и т.д.).
Доля рынка
Отражает долю предприятия на данном рынке (с точки зрения количества клиентов, затраченных денежных средств или объема проданных товаров)
Сохранение клиентской базы
Оценивает в абсолютных или относительных единицах показатель, отражающий сохранение имеющейся клиентской базы компании
Расширение клиентской базы
Оценивает в абсолютных или относительных единицах показатель, отражающий расширение клиентской базы компании, которая привлекает или завоевывает клиентов
Удовлетворение потребностей клиента
Оценивает степень удовлетворенности клиента в соответствии со специальными критериями результатов деятельности
Прибыльность клиента
Оценивает чистую Прибыль от клиента или сегмента рынка после того, как осуществлены исключительные затраты на их поддержание
Причинно-следственные связи показателей клиентской составляющей в BSC
Составляющая обучения и развития персонала формирует на предприятии соответствующее кадровое обеспечение. Основные показатели этой составляющей позволяют оценить кадровую ситуацию в компании. К ним относятся
Схема составляющей обучения и развития
удовлетворенность работника, сохранение кадрового состава и эффективность работника. Удовлетворенность работника считается условием, обеспечивающим два других показателя. На удовлетворенность работника оказывают влияние такие стимулирующие факторы, как: сферы компетентности персонала, технологическая инфраструктура предприятия, благоприятный климат в коллективе.
К основным принципам построения BSC относят следующие:
1) формирование цели BSC как повышение эффективности работы персонала и организации в целом;
2) система должна быть понятна и проста в использовании, одобрена всеми заинтересованными сторонами;
3) процесс должен гарантировать ясность целей и ожиданий;
4) цели должны быть установлены таким образом, чтобы имелась возможность их адаптировать на каждом уровне организации и скорректировать по необходимости в соответствии с изменяющимися приоритетами и условиями бизнес-среды;
5) фокус обратной связи - ожидания персонала и поведение, связанное с требованиями по выполнению работы и реализации целей организации;
6) должна быть обеспечена непрерывная многоканальная обратная связь, в том числе из неформальных источников;
7) неофициальная обратная связь должна осуществляться в режиме реального времени; запоздалое обсуждение рабочих ситуаций (позитивных и негативных) отрицательно сказывается на климате организации;
8) процесс должен обеспечивать направление индивидуального развития и планирования карьеры;
9) балльные оценки и принудительное распределение критериев качества работы мешает достижению стратегических целей организации;
10) механизм регулирования ответственности за выполняемую работу должен быть встроен в систему для обеспечения гарантии достижения поставленных целей;
11) необходимо соблюдать баланс последовательности и гибкости; последовательность проявляется во внедрении системы; гибкость должна быть характерна для используемых методов, которые следует адаптировать к потребностям и предпочтениям подразделений (бизнес-единиц);
12) выполнение индивидуальных целей - одна из составляющих системы мотивации; система мотивации должна быть увязана на реализацию стратегических целей.
BSC должна быть интегрирована с подсистемами управления человеческими ресурсами: набор, оценка персонала, повышение квалификации и т.д.
Р. Каплан убежден, что BSC должна формироваться на основании четко сформулированной бизнес-стратегии. "Главное, что теряется при отсутствии стратегии, - возможность создать результативную компанию, - подчеркнул Р. Каплан, выступая в Москве на семинаре, организованном компанией "Global Leaders". - Всегда старайтесь выходить на общую составляющую. Метод шести сигм показывает, как быть хорошим рыбаком, а сбалансированная система показателей - где ловить рыбу. Даже если вы замечательный рыбак, но придете туда, где рыбы нет, улов будет незначительным".
В организациях, не обладающих четко сформулированной стратегией, но пытающихся использовать нечто подобное сбалансированной системе показателей, Р. Каплан советует больше внимания уделять системе менеджмента качества (СМК). Сама по себе она не позволяет выбрать и расставить приоритеты, тем не менее дает возможность определять и совершенствовать не только финансовые и производственные процессы, но и те, что обеспечивают взаимодействие с клиентами1.
Способность переводить видение и стратегию организации в конкретные задачи и показатели.
Комплексный подход к измерению характеристик деятельности.
Ориентация па ограниченное число ключевых показателей для снижения объема избыточной информации. Гибкость и адаптация к особенностям любой организации. Понимание взаимозависимости различных сфер деятельности организации.
Ориентация на потребителя и рынок.
Развитие понимания стратегии. Относительная легкость применения
Только концептуальная модель, которую сложно преобразовать в модель измерений. Нечеткое представление взаимосвязей критериев. Ориентация только на потребителей, игнорирование других заинтересованных сторон. Недостаточное внимание к вкладу работников и поставщиков.
Ориентация в первую очередь на выходные показатели деятельности.
Отсутствие мониторинга конкуренции и развития технологии, что означает скорее статичность модели, чем динамичность
BSC обладает как определенными преимуществами, связанными с возможностью контролировать ход и реализацию стратегии предприятия и предпринимать соответствующие шаги для се корректировки, так и определенными недостатками, главным образом связанными с недостаточной проработкой методических основ ее применения. В табл. 8.3 перечислены сильные и слабые стороны BSC.
Указанные недостатки BSC привели к появлению новых моделей, использующих ту же методологию, так называемых Post BSC, среди которых можно выделить следующие:
Модель TPS (Total Performance Scorecard) - общая модель эффективности, разработанная X. Рамиерсадом.
В этой модели система показателей деятельности организации в целом и каждого работника в частности рассматривается как взаимосвязанный комплекс. Особая роль отводится человеческому фактору, системе повышения личной эффективности, которую предлагается описывать индивидуальной сбалансированной системой показателей. Использование данной модели развивает личный потенциал и процесс самопознания, повышает интеллектуальный уровень и ценность сотрудников, что в конечном итоге положительно влияет па эффективность деятельности организации в целом. В результате использования индивидуальной сбалансированной системы показателей возникает необходимый баланс между личной и общественной жизнью, а посредством согласования индивидуальных и организационных целей деятельность организации и индивидуума гармонично увязываются между собой.
Модель ÏAM (Intangible Assets Monitor), предложенная К. Свенби, формирует интегральный показатель, используемый в управлении компетенциями, которые рассматриваются как основа формирования знаний и ценности компании. Модель IAM базируется на методе измерения нематериальных активов. Анализ развития нематериальных активов проводится посредством использования корреляционных зависимостей: рост нематериального актива, динамика его обновления, эффективность и риск его ликвидации. Выбор показателей зависит от стратегии компании. Приоритетными областями являются рост эффективности и стабильность компании.
Модель SN (Skandia Navigator), разработанная Л. Эдвинсоном, ориентирована на приоритет роли руководства и мотивацию. Модель SN представляет собой систему оценки нематериальных активов с позиций целостности восприятия деятельности организации по достижению целей. В модели выделяют пять приоритетных областей, в которых концентрируются различные сферы интересов и визуализируется процесс создания ценности в компании: финансы, ориентация на погреби геля, процессы, возобновление деятельности и развитие компании, человеческий фактор (включая удовлетворенность сотрудников).
Метод OVAR (Objectifs - Variables d'Action - Responsables), созданный в Высшей французской коммерческой школе (Haute Etude Commercial). Сущность OVAR состоит в последовательном определении целевых и функциональных показателей деятельности компании: сначала на высшем уровне управления (уровень N) для всей компании, а потом показателей ответственности (R) для менеджеров более низкого уровня управления N-1, т.е. для руководителей структурных подразделений. Цели (OVA) и ответственность (R) вместе образуют замкнутый контур управления OVAR. При необходимости описанная выше процедура повторяется, но теперь уже менеджеры уровня JV- 1 формулируют целевые и функциональные показатели для своего отдела или подразделения, а показатели ответственности определяются для уровня N-2 и т.д.
Список используемой литературы1. О защите прав потребителей от недобросовестной рекламы: Указ Президента РФ
№ 1183 от 10 июня 1994
2. О рекламе: Федеральный закон РФ № 108-ФЗ. Принят Государственной Думой 14
июня 1995
3. «В мире науки» Михаил Шиксентмихали, Роберт Кьюби // Телемания – это
диагноз (стр. 46). Декабрь, 2002
4. «Прямые инВЕСТИции» Игорь Бабаев // Мы – колбасная страна (стр.6). № 5, 2002
5. «Прямые инВЕСТИции» Рустам Абрахимов, Олег Семеко // Сырье для роста (стр.
68). № 6, 2002
6. «Коммерсант» Сергей Канунников // МАП ограничит сетевые продажи, Дмитрий
Синицын (стр.17) // Интернет-реклама меняет формат (стр.13). № 208/П (№ 2577
с момента возобновления издания), 18 октября 2002
7. Сторожева Е.В. Моделирование процесса формирования экономической экономической грамотности студентов в структуре дополнительного образования вуза / Е.В. Сторожева, А.С. Валеев, Т.В. Кружилина, А.Н. Сергеев // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. 2011. № 12. – С. 176-782.
8. «Эксперт» Петр Кирьян // Засидевшийся лидер (стр.40). № 40 (346), 28
октября 2002
9. «Эксперт» // Догоняем (стр.5). № 4 (358), 4 февраля 2003
10. Уткин Е.А., Кочеткова А.И. Рекламное дело – М.: Ассоциация авторов и
издателей «Тандем», ЭКМОС, 1997