Экономическая система государства должна обеспечивать устойчивый рост производства и повышения благосостояния населения и государства. Устойчивая экономика – главная гарантия сильного государства. Для этой цели служат налоги. Налог можно определить как обязательный взнос в бюджет, который непосредственно входит в налоговую систему государства, либо установлен актом налогового законодательства. Социально – экономическая сущность, роль и назначение налогов обусловлены экономическим и политическим строем и задачами государства. [1]
Налог на прибыль организаций – один из основных видов налогов на юридических лиц, регулирующий налоговые правоотношения между государством и юридическими лицами, получающими доходы от своей деятельности. Налог является федеральным налогом, то есть взимается на всей территории Российской Федерации и не может быть изменен, уменьшен, отменен субъектами РФ или органами местного самоуправления.
Налог на прибыль является прямым, так как связан с результатом финансовой деятельности предприятия, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества. [2]
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.При этом:
часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный бюджет;
часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.
К элементам налогообложения относятся – налогоплательщик, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Дана характеристика каждого элемента.
Предметом исследования является порядок исчисления налога на прибыль, а объектом исследования – ООО «Эталон». Предприятие занимается выпуском товаров хозяйственного назначения и бытовой химии.
Общество с ограниченной ответственностью «Эталон» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью». Целью создания предприятия явилось намерение извлечения прибыли при осуществлении коммерческой деятельности.
Общество вправе осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом. Предметом деятельности Общества является:
изготовление товаров хозяйственного назначения;
изготовление товаров бытовой химии;
осуществление других видов хозяйственной деятельности, не противоречащих законодательству России.
Таблица 1 – Расчет налога на прибыль (тыс.руб.)
№ |
Показатель |
Доход |
Расход |
1 |
Реализована произведенная продукция и услуги по ценам договоренности с получением денежных средств на расчетный счет |
66213,6 |
|
2 |
Работникам выдана продукция в счет заработной платы |
120.3 |
|
3 |
Безвозмездно передана детскому дому продукция |
1068,6 |
|
4 |
Передано безвозмездно устаревшее оборудование другому юридическому лицу (цеху бытовой химии) |
50 |
|
5 |
Амортизация |
956 |
|
6 |
Приобретены и оплачены материалы и сырье |
8695 |
|
7 |
Оплачены счета за транспортные и коммунальные услуги |
468 |
|
8 |
Налог на имущество |
377 |
|
9 |
ЕСН |
10098 |
|
10 |
Заработная плата |
41218 |
|
11 |
Командировочные расходы |
353 |
|
12 |
Расходы на рекламу |
841 |
|
13 |
Представительские расходы |
351 |
|
Итого |
67452.5 |
63357 |
|
Прибыль |
67452,5 – 63357 = 4095,5 |
||
Налог на прибыль |
4095,5 * 0,2 = 819,1 |
Начисленный налог на прибыль составляет 819,1 тыс.руб., в том числе 16,3 тыс.руб. (2 %) в федеральный бюджет и 802,8 тыс.руб. (18%) в региональный бюджет.
Анализ формирования бюджетов всех уровней бюджетной системы свидетельствует, что налоги и сборы являются основными источниками формирования доходов бюджетов. В частности, на долю федеральных налогов и сборов приходится более 76% общей суммы дохода федерального
бюджета. Налог на прибыль является самым значимым поступлением в бюджет субъектов федерации.
Стратегической целью налоговой оптимизации является не только экономия на налоговых платежах, но и сведение к минимуму штрафных санкций со стороны налоговых органов, снижение налоговых рисков.
При налоговой оптимизации принципиально платить только положенную сумму установленных налогов и не позднее установленного для этого срока. Переплата сумм налогов с точки зрения оптимизации налогообложения является не меньшей ошибкой, чем их недоплата. В случае переплаты организация добровольно утрачивает некоторую сумму денег. Налоговая оптимизация должна быть направлена не только на поиск всех возможных вариантов уменьшения налогов, но и на обоснование правильности исчисления сумм налогов, особенно в спорных ситуациях.
Элементами налоговой оптимизации являются:
налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет требуемых налогов;
стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;
точное исполнение налоговых и прочих обязательств, недопущение дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию на сроки, превышающие срок исковой давности;
эффективная система бухгалтерского учета, позволяющая получать оперативную объективную информацию о хозяйственной деятельности для целей налогового планирования.
Результаты налоговой оптимизации необходимо оценивать не только суммами уменьшенных налогов и принесенных выгод, но и с точки зрения снижения возможного ущерба и издержек, которые были бы неизбежны при ведении хозяйственной деятельности без учета существующих особенностей налогообложения. [3]
Библиографический список
Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 от 31 июля 1998г № 146-ФЗ (ред. от 04.11.2014г.) и часть 2 от 5 августа 2000г. № 117-ФЗ (ред. от 24.11.2014г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.12.2014г.) – 2014.
Евстратова Л.М. Налог на прибыль: учебно – практическое пособие / Л.М. Евстратова. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 224 с.