Все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.
В настоящее время, для того чтобы фирма была конкурентоспособной в борьбе с ведущими фирмами, требуются совершенно новые подходы к организации производства и управления, чем те, на которые руководители ориентировались в прошлом.
Продвижение организации на рынки, уровень ее конкурентоспособности во многом зависит от того, насколько узнаваема эта организация среди потребителей, ее бренд.
Brand (англ.) - клеймо, тавро. В современном маркетинговом понимании это название, знак, символ, дизайн. Предназначен для идентификации товаров или услуг с целью их выделения из всей торговой группы [3]. Бренд формирует преданность потребителя, которая, в свою очередь, создает предприятию устойчивую конкурентоспособность. Бренд определяет постоянство спроса и независимость от многих внешних факторов, в том числе от общего уровня цен на рынке [1].
Бренд - это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд так же является сочетанием впечатления, который он производит на потребителей, и результатом их опыта в использовании бренда. В общем понятии бренд – это популярный товарный знак, который обрел известность благодаря удачным маркетинговым процедурам. Брендинг, соответственно, это деятельность по созданию долгосрочного предпочтения к товару, основанная на совместном усиленном воздействии на потребителя товарного знака, упаковки, рекламных обращений, а также других элементов рекламной деятельности, объединенных определенной идеей и характерным унифицированным оформлением, выделяющих товар среди конкурентов и создающих его образ [8].
Бренд для предприятия способствует увеличению прибыльности и объема продаж, расширению ассортимента и знаний потребителей об уникальных качествах продукции и услуги, закреплению на конкретном сегменте и реализации долговременной программы развития и т. д. Предприниматель, руководитель, который сегодня не позаботится о бренде для своей компании - завтра будет отброшен с лидирующих позиций..
Однако бренд является достаточно дорогим способом продвижения предприятия требующий профессиональных знаний и управленческой культуры, способов позиционирования для предприятия, умения работать с интеллектуальной собственностью с товарными знаками, что заставляет оценивать бренд и его составляющие [7].
Определим этапы создания бренда ( в контексте его влияния на конкурентоспособность организации):1. Целеполагание:
анализ миссии компании или организации (предприятия);
определение места бренда в архитектуре брендов компании или организации;
определение желаемого состояния бренда (качеств, жизненного цикла, конкурентных преимуществ);
формулирование измеряемых параметров бренда (KPI).
2. Планирование проекта:
анализ имеющихся ресурсов (финансовых, человеческих, знаний и т. д.);
определение команды заказчиков, участников и исполнителей;
определение сроков проекта;
выявление иных условий или ограничивающих факторов.
3. Анализ текущего состояния бренда (только для существующих брендов):
осведомлённость о бренде у целевой аудитории;
знание о бренде целевой аудитории;
отношение к бренду целевой аудитории;
уровень лояльности к бренду;
определение соответствия текущего состояния бренда желаемому
4. Анализ рыночной ситуации:
анализ конкурентов (ассортимент, целевая аудитория, позиционирование, методы продвижения, ценообразование);
анализ предполагаемой целевой аудитории (характеристики, предпочтения);
рынки сбыта (спрос, доля, динамика).
5. Формулирование сущности бренда:
миссия, позиционирование и полезность бренда для целевой аудитории;
индивидуальность: ценности, ассоциации, черты, конкурентные преимущества;
атрибуты бренда (имя, логотип/фирменный знак, персонаж или герой, шрифт, упаковка и т. д.).
6. Стратегия управления брендом:
разработка правил создания маркетинговых материалов и описание процедур по управлению брендом (бренд-бук);
определение лиц, ответственных за развитие бренда (хранителей бренда);
разработка плана действий по продвижению бренда (интегрированные маркетинговые коммуникации);
разработка плана и процедур по мониторингу бренда и оценке эффективности.
7. Продвижение бренда -интегрированные маркетинговые коммуникации:
медиаплан;
изготовление рекламной продукции;
размещение рекламной продукции в каналах коммуникаций;
комплексные программы лояльности.
8. Мониторинг бренда и оценка эффективности действий:
мониторинг измеряемых параметров (KPI) бренда, определённых на этапе 1;
сравнение текущего состояния бренда с желаемым;
коррекция стратегии или тактики.
Обязательным условием успешного существования и функционирования бренда является соблюдение общего фирменного стиля - визуального и смыслового единства образа организации. Элементами фирменного стиля являются: название продукта, логотип, товарный знак, знак обслуживания, фирменное наименование, фирменные цвета, слоган, стиль и цвета спецодежды сотрудников предприятия, а также иные объекты интеллектуальной собственности, принадлежащие организации [5].
Фирменный стиль – это набор цветовых, графических, словесных, типографских, дизайнерских постоянных элементов (констант), обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от фирмы информации, её внутреннего и внешнего оформления.
Наличие фирменного стиля свидетельствует об уверенности его владельца в положительном впечатлении, которое он производит на потребителя. Одной из задач брендинга является напоминание покупателю о тех положительных эмоциях, которые доставили ему уже ранее купленные товары данной фирмы. Таким образом, фирменный стиль косвенно гарантирует высокое качество товаров и услуг [6].
При стабильно высоком уровне других элементов маркетинга фирменный стиль приносит его владельцу следующие преимущества (в контексте повышения конкурентоспособности предприятия):
- помогает ориентироваться покупателям в потоке информации, быстро и безошибочно находить товар фирмы, которая уже завоевала их предпочтение;
- позволяет фирме с меньшими затратами выводить на рынок свои новые товары;
- повышает эффективность рекламы;
- снижает расходы на формирование коммуникаций за счет повышения эффективности рекламы;
- помогает достичь необходимого единства не только рекламы, но и других средств маркетинговых коммуникаций фирмы (например, коммерческой пропаганды: проведения пресс-конференций, выпуска престижных проспектов и т.п.);
- способствует повышению корпоративного духа, объединяет сотрудников, вырабатывает чувство причастности к общему делу, «фирменный патриотизм»;
- положительно влияет на эстетический уровень и визуальную среду фирмы [9].
Ассоциация бренда включает 4 категории:
1. Осязаемые характеристики. Характеристики этой категории воспринимаются органами чувств: они могут быть физическими, функциональными (количество лошадиных сил в двигателе, дизайн, например форма бутылки «Coca - Cola») и визуальными (присутствие бренда, например водки «Absolut», в рекламе).
2. Неосязаемые характеристики. В эту категорию попадают все характеристики, связанные с идентичностью бренда: его происхождение, репутация и индивидуальность.
3. Рациональные преимущества. Эти преимущества обеспечиваются, во-первых, функциональными характеристиками продукта (экономичный автомобиль «Volkswagen Lupo» или «долгоиграющие» батарейки «Duracell»); во-вторых, организацией работы с клиентами (на примере компании «Amazon» хорошо видно, что потребители ценят заботу об их удобстве); и в-третьих, отношениями между потребителем и владельцем бренда (программы для постоянных клиентов авиакомпаний).
4. Эмоциональные преимущества. Бренд создает эмоциональные преимущества, если способствует повышению самооценки и самоутверждению потребителей. Очень важны его осязаемые характеристики (например, оригинальная концепция продукта или рекламы) и вытекающие из них рациональные преимущества. Исследования доказывают, что именно осязаемые характеристики бренда формируют у потребителей представление о его неосязаемых качествах [2].
Основными носителями элементов фирменного стиля считаются:
1. Печатная реклама фирмы: плакаты, листовки, проспекты, каталоги, буклеты, календари (настенные и карманные) и т.д.
2. Средства пропаганды: пропагандистский проспект, журналы, оформление залов для пресс-конференций и т.д.
3. Сувенирная реклама: пакеты из полиэтилена, авторучки, настольные приборы, сувенирная поздравительная открытка и т.д.
4. Элементы делопроизводства: фирменные бланки (для международной переписки, для коммерческого письма, для приказов, для внутренней переписки и т.д.), фирменные папки-регистраторы, фирменные блоки бумаг для записей и т.д.
5. Документы и удостоверения: пропуски, визитные карточки, удостоверения сотрудников, значки стипендистов.
6. Элементы служебных элементов: панно на стенах, настенные календари, наклейки большого формата. Нередко весь интерьер оформляется в фирменных цветах.
7. Другие носители: фирменное рекламное знамя, односторонний и двусторонний вымпел, фирменная упаковочная бумага, ярлыки, пригласительные билеты, фирменная одежда сотрудников, изображения на бортах транспортных средств фирмы и т.д.
Мы согласны с точкой зрения А.И. Булева[4], что вышеописанные элементы фирменного стиля не только являются дополнительной рекламой для фирмы и ее продукта, но и помогают покупателям находить ее среди множества других марок. Кроме наличие бренда помогает сплотить персонал компании и почувствовать себя частью одного большого предприятия.
В заключении следует отметить, что бренд является способом продвижения предприятия, он способствует увеличению прибыльности и объема продаж, расширению ассортимента и знаний потребителей об уникальных качествах продукции и услуги, что и является залогом к повышению конкурентоспособности предприятия.
Библиографический список
Азаев Е.А. Маркетинговые исследования: учебное пособие для вузов. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 2007.
Албастова Л. Н. Технология эффективного менеджмента. – М.: ПРИОР, 2006..
Багиев Г.Л. Маркетинг. – М.:Изд-во «Экономика»»,1999.
Булев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг / А.И. Булев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2007. - № 5. – С. 47.
Бурцева Т.А. Маркетинговые исследования: практикум. – Киров, 2006.
Домнин В.Н. Брендинг: новые технологии в России: монография. – СПб.: Питер, 2005.
Лебедев О.Т., Основы маркетинга: учеб. пособие. - СПб: Издательский Дом «МиМ», 2007.
Нильсон Т. Конкурентный брендинг: учеб. для вузов. – СПб.: Питер, 2005.
Осипова Л.В. Основы коммерческой деятельности: учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.