В настоящее время развитие сферы туризма и путешествий является одной из наиболее значительных, постоянных и долгосрочных тенденций, которая оказывает огромное влияние на развитие мирового хозяйства, мировой экономики в целом, а также экономику отдельно взятых стран и регионов. В условиях глобализации туризм стал превращаться в крупную самостоятельную отрасль национальной экономики, деятельность которой направлена на удовлетворение специфических потребностей населения.
Целью исследования является комплексный анализ международной туристской индустрии, выявление конкурентоспособности стран в сфере туристических услуг и путешествий, определение позиции стран (в т.ч. Танзании) в рейтинге по Индексу конкурентоспособности в туризме, и на основе этого установление основных факторов и условий, необходимых для привлечения туристов и капитала в Танзанию.
При написании работы использовались статистические данные Всемирной туристской организации – UNWTO (Всемирная туристская организация - ВТО является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций). Были использованы материалы специальных докладов и тематических обзоров, в туч. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013-2014 (http://www.weforum.org/issues/travel-and-tourism-competitiveness) и др., подготовленных экспертами международных организаций, а также публикации периодической печати, специальная научная литература на русском и английском языках, в т.ч. материалы, доступные через электронную сеть Интернет.
Сфера международного туризма характеризуется высокими темпами роста. В 2012 г. количество международных туристических прибытий превысило отметку в 1 млрд чел. и продолжило свой рост, составив 1087 млн чел. в 2013 г. Неизменной положительной динамикой отличаются и показатели мировых доходов от международного туризма, которые в 2013 г. достигли 1159 млрд долл. Темпы роста международных туристических прибытий и доходов в 2013 г. были на уровне 5%, что превысило прогнозные показатели.1
Однако не все регионы мира развиваются одинаково. Согласно прогнозам ВТО в начале XXI в. при сохранении прежних тенденций развития территориальная структура международного туризма будет постепенно меняться. По прогнозам ВТО на 2020 г. Европа сохранит доминирующие, хотя весьма ослабевшие, позиции на рынке туризма. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), который уже вышел на второе место, сохранит его за собой, а замыкать тройку лидеров будет Америка, переместившаяся на ступень ниже, в результате бурного развития АТР. Этот регион будет развиваться самыми высокими темпами, и к 2020 г. его суммарная доля в международном туристическом бизнесе по числу прибытий превысит 30%. Прирост туристов произойдет за счет прибытий в страны Восточной Азии (в первую очередь в Китай).2 Прогноз наиболее популярных туристских направлений в 2020 г. представлен в таблице, но важно учитывать, что ситуация быстро меняется (табл. 1).
Таблица 1.
Прогноз развития туризма в мире до 2020 г.
№№ |
Страна |
Число туристических прибытий, млн чел. |
Доля на мировом туристском рынке, % |
Динамика роста за 1995-2020 гг., % |
1 |
Китай |
137,1 |
8,6 |
8,0 |
2 |
США |
102,4 |
6,4 |
3,5 |
3 |
Франция |
93,3 |
5,8 |
1,8 |
4 |
Испания |
71,0 |
4,4 |
2,4 |
5 |
Гонконг |
59,3 |
3,7 |
7,3 |
6 |
Италия |
52,9 |
3,3 |
2,2 |
7 |
Великобритания |
52,8 |
3,3 |
3,0 |
8 |
Мексика |
48,9 |
3,1 |
3,6 |
9 |
Россия |
47,1 |
2,9 |
6,7 |
10 |
Чехия |
44,0 |
2,7 |
4,0 |
Сумма по 10-ти странам: |
708,8 |
44,2 |
Составлено по: Tourism 2020 Vision (7 reports: including 6 regional volumes and a global report on world forecast and profiles of market segments)
Поступления от международного туризма в основном сконцентрированы в группе развитых стран Северной Америки (США, Канада) и Западной Европы (Франция, Великобритания, Германия, средиземноморские Италия и Испания, и альпийские Австрия и Швейцария). Выделим стран-лидеров по прибытиям и доходам от туризма в мире (табл. 2).
Таблица 2.
Лидеры по прибытиям и доходам в 2011 г.
№№ |
По туристским прибытиям (млн чел.) |
По доходам от туризма (млрд долл.) |
||
1 |
Франция |
79,6 |
США |
116,3 |
2 |
США |
62,3 |
Испания |
59,9 |
3 |
Китай |
57,7 |
Франция |
53,8 |
4 |
Испания |
56,7 |
Китай |
48,5 |
5 |
Италия |
46,1 |
Италия |
43,0 |
Составлено по данным Всемирной Туристской Организации (UNWTO), 2012.
Из анализа таблиц следует, что первая пятерка стран по доходом от туризма и по количеству прибытий совпадает. Важно отметить, что все эти страны относятся к развитым странам (кроме Китая), согласно классификации МВФ и перешли на постиндустриальный уровень развития, который характеризуется значительной ролью третичного сектора экономики – сферы услуг. За последние годы значительно улучшил свои показатели Китай, который смог подвинуть Испанию и Италию и вообще переместиться в группу лидеров туриндустрии.
Особенности развития международного туризма в странах Африки
Эксперты считают, что страны этого континента могут быть разделены на три группы по особенностям развития туризма: 1) страны с развитой туристической индустрией; 2) страны с развивающейся промышленностью и менее развитой индустрией туризма; 3) страны, которые хотели бы развивать индустрию туризма.
Египет, ЮАР, Марокко и Тунис имеют успешную индустрию туризма. Кения, Зимбабве, Свазиленд и Маврикий могут быть рассмотрены как страны, которые имеют устойчивый и последовательный доход от туризма. Танзания, Алжир и Бурунди – это страны, которые практически не имеют экономической выгоды от туризма, но хотели бы ее получать.
Успешные страны в области туризма процветают из-за целого ряда факторов. Марокко и Тунис имеют выгоды от их красивых пляжей и их относительной близости к Европе. Туризм в Египте основан на богатой истории Древнего Египта, наличии пирамид и других артефактов. ЮАР и Кения имеют выгоду от сафари и привлечения туристов, которые хотят увидеть дикую природу Африки.
Во всем мире идет активное развитие туризма, международные глобальные прибытия растут. Например, с 1985 по 2012 гг. доля прибытий туристов в Азиатско-Тихоокеанский регион выросла с 8% до 22%, что способствовало экономическому росту и улучшению условий жизни в отдельных странах региона. За тот же период доля Африки в мировом туризме (по прибытиям) выросла с 3% (1985) до 5% (2012). Например, количество туристов, прибывающих в страны к югу от Сахары выросло более чем на 300% с 1990 г. (к 2012 г. число туристов, посетивших регион, увеличилось на 33,8 млн и составило 52 млн чел.). (табл. 3).
Таблица 3.
Международные прибытия туристов по регионам, млн чел.
Регион |
2000 г. |
2005 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
Доля в мировых прибытиях, % |
Мир |
677,0 |
807,0 |
949,0 |
995,0 |
1035 |
1087 |
100 |
Развитые страны |
420,0 |
459,0 |
506,0 |
530,0 |
551,0 |
580,0 |
53,3 |
Развивающиеся страны |
256,0 |
348,0 |
443,0 |
465,0 |
484,0 |
507,0 |
46,7 |
Европа |
388,0 |
488,9 |
485,5 |
516,4 |
534,2 |
562,8 |
51,8 |
АТР |
110,1 |
153,6 |
205,1 |
218,2 |
233,6 |
247,7 |
22,8 |
Америка |
128,2 |
133,3 |
150,4 |
156,0 |
163,1 |
168,9 |
15,5 |
Африка |
26,2 |
34,8 |
49,9 |
49,4 |
52,4 |
56,1 |
5,2 |
Ближний восток |
24,1 |
36,3 |
58,2 |
54,9 |
52,0 |
51,9 |
4,8 |
Составлено по: UNWTO. World Tourism Barometer (WTB). Volume: 11.01.2013. p. 3.
Доходы от туризма в Африке также поднялись: поступления от отелей, туров и посещения достопримечательностей в 2012 г. составили более 36 млрд долл., что соответствует 2,8 % к ВВП в регионе3.
Туристы в Африку приезжают в основном из Европы и США. Франция является страной номером один, откуда туристы приезжают на Африканский континент, а затем следуют Великобритания и США. Французские туристы предпочитают посещать Марокко, Тунис, Маврикий, Сенегал и Мадагаскар. Туристы из Великобритании в основном едут в Египет, ЮАР, Маврикий и Намибию, в то время как туристы из США предпочитают ЮАР, Танзанию, Гану, Руанду, Эфиопию и Зимбабве. Некоторые страны занимают достаточно высокие позиции в международных оценках, так в одном из путеводителей (Фроммере, США) в 2007 г. Эфиопия названа как одно из 12 лучших мест в мире.
В 2011 г. насчитывалось более 49,5 млн международных туристских прибытий в Африку, что было меньше, чем в 2010 г. Однако в 2012 г. число прибытий вновь увеличилось – до 52 млн. В первую десятку Африканских направлений по прибытию туристов входили следующие страны (табл. 4).
Таблица 4.
Страны-лидеры по туристским прибытиям в Африке
Место |
Страна |
Международные туристские прибытия, млн чел. |
Доля в прибытиях в Африку, % |
||
2011 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2010 г. |
||
1 |
Египет |
9,5 |
14,1 |
16,4 |
22,4 |
2 |
Марокко |
9,3 |
9,2 |
16,1 |
14,6 |
3 |
ЮАР |
8,3 |
8,0 |
14,4 |
12,7 |
4 |
Тунис |
4,7 |
6,9 |
8,1 |
11,0 |
5 |
Зимбабве |
2,4 |
2,2 |
4,2 |
3,5 |
6 |
Алжир |
2,3 |
2,0 |
4,0 |
3,2 |
7 |
Кения |
1,7 |
1,4 |
3,0 |
2,2 |
8 |
Уганда |
1,1 |
0,9 |
1,9 |
1,4 |
9 |
Намибия |
1,0 |
0,9 |
1,7 |
1,4 |
10 |
Сенегал |
1,0 |
0,9 |
1,7 |
1,4 |
Африка |
57,8 |
63,0 |
100 |
100 |
Рассчитано по источнику: United Nations.World Tourism Organization (UNWTO)
Доходы от туризма на Африканском континенте распределены неравномерно. Хотя последние годы концентрация доходов снижается за счет активного развития туризма в других странах Африки, пока по-прежнему с большим отрывом от остальных стоят ЮАР, Марокко и Египет (табл. 5).
Однако, если в 2010 г. на три первые страны приходилось практически 2/3 доходов от туризма в Африке, к 2013 г. этот показатель снизился до чуть более половины. Велика роль в этом процессе нестабильной ситуация в Египте, которая привела к существенному сокращению доходов от туризма в этой стране. Однако при возвращении стабильности в регионе показатели должны восстановиться, но тенденция снижения роли ведущих стран и диверсификация туристского рынка Африке, не позволит им вернутся на прежние высоты.
Таблица 5.
Страны-лидеры по доходам от туризма в Африке
Место |
Страны |
Доходы от туризма, млрд долл. |
Доля доходов от туризма в Африке, % |
||||||
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
2010 г. |
2011 г. |
2012 г. |
2013 г. |
||
1 |
ЮАР |
9,1 |
9,5 |
10,0 |
9,2 |
21,1 |
23,1 |
22,6 |
22,9 |
2 |
Марокко |
6,7 |
7,3 |
6,7 |
6,9 |
15,6 |
17,6 |
15,1 |
17,0 |
3 |
Египет |
12,5 |
8,7 |
9,9 |
6,0 |
29,2 |
21,0 |
22,5 |
15,0 |
4 |
Тунис |
2,6 |
1,9 |
2,2 |
2,2 |
6,2 |
4,6 |
5,0 |
5,5 |
5 |
Танзания |
1,3 |
1,4 |
1,7 |
1,9 |
2,9 |
3,3 |
3,9 |
4,7 |
6 |
Маврикий |
1,3 |
1,5 |
1,5 |
1,3 |
3,0 |
3,6 |
3,3 |
3,3 |
Африка |
43,0 |
41,4 |
44,3 |
40,3 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Составлено по: UNWTO. Tourism Highlights 2014 edition.
Индекс конкурентоспособности стран мира в сфере туризма и путешествий
Признавая общемировое значение потенциальных выгод от развития в богатых и бедных странах сильного национального сектора туризма и путешествий, эксперты Мирового экономического форума для характеристики факторов конкурентоспособности сектора туризма и путешествий разных стран рассчитали специальный Индекс конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий (Индекс КТиП) (The Travel and Tourism Competitiveness Index – T&T Index).
В 2007 г. это было сделано для 124 стран, в 2008 г. – 130 стран, в 2013 г. – 140 стран. Интегральный индекс конкурентоспособности в туриндустрии включает в себя 14 показателей, объединенных в 3 группы:
законодательная среда, регулирующая деятельность турбизнеса;
деловой климат и инфраструктурное обеспечение туриндустрии;
природные, культурные и человеческие ресурсы для развития туризма.
Большинство стран, находящихся в начале списка обладают высокими показателями и по отдельным составляющим, и наоборот – страны в конце списка имеют слабые позиции в каждой группе показателей (табл. 6).
Таблица 6.
Позиции пяти первых и последних стран мира по Индексу КТиП, 2013 г.
Страна |
Индекс КТиП (место) |
Законодательная среда (место) |
Деловой климат и инфраструктура (место) |
Природные, культурные и человеческие ресурсы (место) |
Швейцария |
1 |
1 |
1 |
2 |
Германия |
2 |
8 |
6 |
7 |
Австрия |
3 |
2 |
11 |
9 |
Испания |
4 |
14 |
5 |
6 |
Великобритания |
5 |
17 |
10 |
3 |
Гвинея |
136 |
136 |
137 |
134 |
Сьерра-Леоне |
137 |
129 |
138 |
137 |
Бурунди |
138 |
130 |
139 |
138 |
Чад |
139 |
139 |
140 |
136 |
Гаити |
140 |
138 |
138 |
140 |
Составлено: The Travel & Tourism Competitiveness Report 2011. World Economic Forum 2013. Geneva, Switzerland, 2013.
В группе аутсайдеров находятся государства, не имеющие в ближайшее время возможностей быстрыми темпами развивать индустрию туризма. Сюда в первую очередь попали африканские страны (табл. 7).
Таблица 7.
Индекс конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий стран Африки, 2012 г.
Страна |
Индекс КТиП (место в регионе) |
Индекс КТиП (место в мире) |
Законо-дательная среда (место) |
Деловой климат и инфраструктура (место) |
Природные, культурные и человеческие ресурсы (место) |
Сейшельские острова |
1 |
38 |
47 |
42 |
48 |
Маврикий |
2 |
58 |
32 |
55 |
93 |
ЮАР |
3 |
64 |
81 |
59 |
57 |
Кабо-Верде |
4 |
87 |
79 |
66 |
107 |
Намибия |
5 |
91 |
89 |
70 |
115 |
Источник: World Economic Forum. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013.
Место Танзании
Танзания в 2013 г. заняла 12-е место в Африке и 109-й в мире, поднявшись на одну позицию по сравнению с предыдущей оценкой. Главным богатством Танзании для туристов остаются ее потрясающие природные ресурсы (4-е место в мире). Это подкрепляется достаточно высоким уровнем устойчивости окружающей (45-е место в мире). Однако, защита богатой фауны в стране остается сложной, о чем свидетельствует низкое место в рейтинге (110-е) по доле исчезающих видов.
Политическая обстановка в Танзании значительно улучшилась с точки зрения открытости, в стране подписаны двусторонние соглашения с рядом государств, активно развиваются услуги аэропорта и упрощаются визовые требования. Тем не менее, необходимы дальнейшие усилия по лучше защиты прав собственности (103-е) и снижения затрат и времени, необходимых для начала бизнеса.
Другие основные проблемы, вызывающие озабоченность, - это недостаточный уровень безопасности (120-е) и развития инфраструктуры, что требует значительной модернизации. Еще одна область, Танзании следует сосредоточиться на необходимости повышения качества трудовых ресурсов (116-е), особенно улучшения здоровья рабочей силы и модернизации системы образования и улучшение всех видов инфраструктуры (Табл. 8).
Таблица 8.
Индекс конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий Танзании
Показатель |
Рейтинг |
Показатель |
Рейтинг |
Показатель |
Рейтинг |
Законодательная среда |
118 |
Деловой климат и инфраструктура |
125 |
Природные, культурные и человеческие ресурсы |
56 |
Государственная политика и регулирование |
74 |
Инфраструктура воздушного транспорта |
118 |
Человеческие ресурсы |
116 |
Устойчивость окружающей среды |
45 |
Инфраструктура наземного транспорта |
113 |
Отношение к въезжающим туристам |
80 |
Безопасность |
120 |
Туристическая инфраструктура |
125 |
Природные ресурсы |
4 |
Медицина и гигиена |
140 |
Информационно – коммуникационная инфраструктура |
126 |
Культурные ресурсы |
104 |
Приоритет туристского сектора для государства |
85 |
Ценовая конкурентоспособность туристского сектора |
43 |
Составленопо: World Economic Forum. The Travel & Tourism Competitiveness Report 2013
Потенциал развития индустрии туризма в Танзании
Индустрия туризма в Танзании имеет огромный потенциал. Здесь существует очень много природных объектов, включая великолепные ландшафты, исторические и археологические памятники (например, Олдувай и другие места, где были обнаружены следы самого древнего человека). Парки, потрясающие своей потрясающей живой природой, незагрязненными пляжами, а также на их территории проживают 120 этнических групп с богатой культурой.
Ресурсы дикой природы являются одними из лучших в мире. Они включают национальные парки; равнины Серенгети, Кратер Нгоронгоро, гора Килиманджаро (высшую точку Африки) и озеро Маньяра, которые являются самыми посещаемыми объектами страны среди туристов. На юге находятся заповедники Гомбе, Махал и национальный парк Катави.
К другим туристическим достопримечательностям относятся: белые песчаные пляжи к северу от Дар-эс-Салам и вокруг Линда на юге страны, экзотические "острова специй" Унгужа и Пемба, а также отличные места для рыболовства на острове Мафия. Вдоль побережья Индийского океана находятся остатки древних поселений.
Национальный парк Серенгети является одним из наиболее популярных парков как в Танзании, так и в мире, и наиболее посещаемым парком, среди всех 14 парков Танзании. Турист, посещающий Серенгети, имеет возможность не только насладиться природными ландшафтами этого района, но и увидеть одно из мировых чудес - миграцию 1,5 миллиона антилоп гну. Эта миграция антилоп гну, которая длится круглый год, была объявлена ЮНЕСКО в 2006 г. одним из семи чудес света, это удивительное явление природы набирает популярность во всем мире и благодаря чему количество посетителей национального парка Серенгети каждый год увеличивается, его посещают более 90 тыс. чел. в год4. Национальный парк Серенгети предлагает различные виды деятельности: например, пешие сафари, кемпинг-сафари, сафари молодоженов, семейное сафари и сафари-охота. Серенгети является домом для различных разновидностей диких животных, птиц, рептилий, растений. Здесь проводят различные научные исследования и проекты, мероприятия ученых из разных уголков мира. В парке реализуются постоянно действуют программы "Сохранение носорогов", "Управление экосистемами Серенгети", "Ветеринарный департамент.
Танзания входитв четверку стран обладающих самым большим биоразнообразием в мире: здесь существует (2-е место в Африке) наибольшее число видов птиц (около 1500), самое большое число млекопитающих и представлено три четверти растительного мира Восточной Африки (более 10 тыс. видов).
Наиболее известным племенем Танзании (хотя не крупнейшим) являются Масаи, скотоводы, они населяют регион вокруг парков на севере страны, но есть по меньшей мере еще 127 других племен в Танзании, и пусть они не столь красочны на вид и не всегда это вооруженные копьями воины, но они обладают не менее богатыми традициями, историей, обычаями, верованиями и музыкой.
В Танзании находятся четыре объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО: Нгоронгоро (1979), Национальный парк Серенгети (1981), заповедник «Селоус» (1982) и национальный парк Килиманджаро.
Туризм в Танзании играет жизненно важную роль для экономики страны. Валютные поступления от туризма выросли с 260 млн долл. в 1995 г. до 730 млн долл. в 2001 г. и 1,9 млрд долл. в 2013г. Этот сектор играет важную роль в укреплении национальных и международных отношений.5
Результаты исследования показывают, что общий средний расход для отдыха посетителей с пакетом услуг составил 279 долл./чел. в сутки, а без пакета услуг - 206 долл./чел. в сутки. То есть, в целом организация туров является относительно более дорогостоящей, но это из-за удобства во время путешествия, безопасности и простоты бронирования через туристические агентства.
Общая средняя продолжительность пребывания гостей в Танзании обычно - 12 ночей, это более высокая средняя продолжительность пребывания в сравнении со средним показателем в 10 ночей по Африке в целом, фиксируется на протяжении последних трех лет.
В 2012 г. основные туристы в Танзанию приезжали из Италии, США, Великобритании и ЮАР. Результаты опросов отражают доминирование Италии, США и Великобритании в качестве основных туристических потоков в Танзанию, это в значительной степени из-за увеличения рекламных усилий в этих странах. Тем временем Италия продолжает оставаться основным источником туристов для Занзибара. Есть итальянские инвестиции, жилье и прямые рейсы из Италии.
Сейчас Правительство Танзании продолжает курс реформ, направленных на либерализацию финансовой среды, широкую программу приватизации и переход к рыночным отношениям. Значительно возросло количество коммерческих банков, в Дар-эс-Саламе открыта фондовая биржа. Кроме того, совершенствуется законодательство в области создания условий по привлечению инвестиций. Но коррупция, бюрократизм и нехватка средств на всех уровнях тормозят реализацию программ экономических преобразований.
В настоящее время существует более 47 культурных туристических предприятий (КТР), которые обеспечивают занятость местного населения и получение дохода, что во много сокращает миграцию населения в город. За последние 15 лет доходы от культурного туризма возросли в несколько раз.
Большинство КТР сосредоточены на предложении культурного отдыха, в том числе показывают жизнь местного населения, традиционные танцы и обряды, местную кухню, домашнюю обстановку, ремесла, историческое наследие, прогулки на природе, а также местный фольклор. Сейчас уже задумываются о диверсификации культурных туристических продуктов, чтобы гарантировать дальнейший рост культурного туризма в Танзании в качестве дополнительного туристского продукта, который позволит увеличить продолжительность пребывания туристов в стране.6
Развитие туризма в Танзании и методы его продвижения
Ключевое место в экономики Танзании занимает туризм и ему уделяется приоритетное значение. В 2013 г. страну посетило около 580 тыс. туристов и прирост отрасли составил 4%. В 2000 г. была проведена либерализация сферы услуг. Вклад туристического сектора в ВВП страны на настоящий момент составляет 18%.7 Правительство страны активно участвует в укреплении отношений с другими странами в целях развития туристической промышленности. Кроме того, Танзания принимала участие в различных туристических встречах и форумах, где освещались основные проблемы развития туризма.
В 2012 г., по оценкам Нью-Йорк Таймс, Танзания занимала 7-е место из 45 лучших мест для посещения.8 В настоящий момент туристическая индустрия Танзании насчитывает 27 тыс. рабочих мест и дает 25% поступлений иностранной валюты страны. В 2012 г. страну посетили около 2 млн туристов, которые принесли доход стране 1,7 млрд долл.9
В Танзании 7 объектов, находящихся в списке Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО на 2012 г., это составляет около 0,7% от общего их числа.
Заключение
Анализ динамики статистических данных по сфере туризма и путешествий свидетельствует о том, что туристская отрасль быстро смогла оправиться от последствий мирового финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. и показала довольно высокие темпы прироста показателей во всех регионах мира. Двухзначные темпы роста показал Азиатско-Тихоокеанский регион, это можно объяснить бурным развитием местных экономик, которые способствовали также и росту международного туризма.
Основными тенденциями развития международного туризма в настоящее время являются:
неравномерность развития в разных регионах мира;
увеличение количества путешествующих по миру;
лидером в международном туристическом бизнесе остается Европа.
В 2013 г. количество международных туристических прибытий превысило 1 млрд чел. Туризм - это высокодоходная и динамично развивающаяся отрасль мировой экономики. В 2013 г. доходы от международного туризма составили 1,3 трлн долл.
Страны мира имеют разный уровень конкурентоспособности в сфере туризма и путешествий. Самые сильные и крепкие позиции – у стран Европы, а также Северной Америки, но в последние годы очень быстрыми темпами развивается туристическая отрасль в странах Азии, Латинской Америки и Африки.
В Танзании практически нет крупных промышленных предприятий, что и делает ее привлекательной для туризма. Здесь добывают некоторые полезные ископаемые: железную руду, фосфаты, никель, драгоценные камни, газ, никель и золото. Природные ресурсы Танзании – это богатейший разнообразный мир растений и животных, чистые реки и озера.
Таким образом, Танзания одна из самых привлекательных стран Африки для международного туризма. Туризм приносит стране немалые доходы. Поэтому необходимо продвигать туризм, и принимать меры для улучшения репутации страны.
1 UNWTO Tourism highlights / 2014 edition. – URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront.net/sites/all/files/pdf/unwto_highlights14_en_hr_0.pdf
2 Tourism 2020 Vision: Vol. 7. Global forecasts and profiles of market segments. 2001. – URL: https://pub.unwto.org/WebRoot/Store/Shops/Infoshop/Products/1243/1243-1.pdf
3 The World Bank. Africa Tourism Report.URL: http://www.worldbank.org/en/region/afr/publication/africa-tourism-report-2013. (дата обращения: 24.03.2014).
4 www.tanapa.com
5 http://www.tanzaniayachts.com/tanzania.shtml
6 http://tanzaniaculturaltourism.go.tz/ - Официальный сайт развития Культурного туризма в Танзании
7 http://www.tccia.com/tccia/ - Официальный сайт Торгово-промышленной палаты Танзании
8 www.newyorktimes.com/tanzania/tourism rank 2012/
9 http://www.tanzaniatouristboard.com/ - Официальный сайт Туристической палаты Танзании