Современный уровень профессионально-педагогического образования требует переориентации на активное деятельностное включение студентов в приобретение (а не получение) профессии. Подобно тому, как культурная деятельность ребенка начинается с его первыми действиями и поступками (Н.Б. Крылова, А.И. Арнольдов, М. Мид и другие), считаем, что образовательная деятельность студента должна начинаться с различных видов реальной профессионально направленной деятельности. Данное утверждение позволяет нам рассматривать такую деятельность как интегративную форму бытия студента, которую он сам выстраивает и организует. Эта мысль чрезвычайно существенна в плане подтверждения ведущей роли субъекта образовательной деятельности, то есть самого студента, который неизбежно будет в ней создавать образ профессионального «Я» и определять профессиональные перспективы, находить профессионально-личностные ценности и формировать собственную педагогическую позицию.
Признавая важность традиционных аудиторных и внеаудиторных форм включения студентов в практическое освоение профессии – семинары-дискуссии, деловые игры, тренинги, практикумы, педагогические практики, полагаем, что эффективным способом, интегрирующим личностное и профессиональное развитие, является добровольчество или волонтёрская деятельность.
Сегодня термин «добровольчество» рассматривается как форма участия в общественно полезных делах, способ коллективного взаимодействия и представляет собой эффективный механизм решения актуальных социально-педагогических проблем и формирования опыта социально-педагогической работы. Для понимания особой роли добровольческой деятельности в профессиональном развитии студентов важным считаем суждение О.В. Решетникова: «это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, …способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан – добровольцев».
Рассмотрение данной проблемы в социальном и педагогическом аспектах, анализ международного и отечественного опыта такой деятельности привели нас к пониманию добровольческой деятельности студентов как особой формы внеаудиторной работы, обеспечивающей им реализацию личностной позиции, формированию их ценностных ориентаций, профессиональных компетенций и социально-педагогического опыта.
Такое понимание волонтерской деятельности студентов открывает её потенциал в повышении качества образовательных результатов подготовки будущих педагогов.
Во-первых, педагогическое добровольчество, способно разрешить противоречие профессионального образования между абстрактным предметом учебно-познавательной деятельности и реальными предметами будущей профессиональной деятельности (по А.А. Вербицкому)[3], преодолеть проблему возникновения формальных знаний, которые оторваны от реальной практики. Мы ни в коем случае не преуменьшаем значение теоретического курса, получаемого за «партой», но считаем, что реальная социально-педагогическая деятельность в форме добровольчества лишь способствует обобщению и систематизации знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин, возникновению понимания обязанностей и требований, предъявляемых к современному педагогу.
Именно включение студентов в активное профессиональное взаимодействие с субъектами педагогического процесса в форме добровольческих практик позволяет «прожить» педагогические ситуации и отношения, благодаря чему формируется опыт решения социально-педагогических задач.
Подчеркнем основные характеристики понятия «практики» в понимании Г.П. и П.Г. Щедровицких. Во-первых, это реальная практическая деятельность создающая рискованные проблемные ситуации, решая которые студент будет совершенствоваться как специалист. Во-вторых, это обязательное осуществление мыследеятельности по выходу из проблемных ситуаций, которая ассимилирует новое знание, позитивно его усваивает. Истинная практика развивает мыследеятельность субъекта, а не формирует у него «деятельность по образцу». В-третьих, во время практической работы человек реализовывает себя, свои навыки и умения, самоопределяется в своих экзистенциональных позициях[4].
Такое понимание сущности добровольческих практик ведёт к мысли о необходимости их расширения в образовательной среде вуза.
Также отметим, в добровольческой деятельности студенты практикуются, обнаруживают и начинают понимать себя, свои потребности, способности, возможности на основе не учебно-профессиональной деятельности, а той деятельности, которая впоследствии может стать делом всей жизни. Таким образом, педагогическое добровольчество дает возможность будущим специалистам познакомиться с реальным образом профессии и профессионала, что создаёт предпосылки для активизации процессов самопознания и самооценки, профессиональной идентификации и формирования образа «профессиональное Я».
В отличие от традиционной учебной деятельности, в которой «студент находится в «ответной» позиции и активен лишь в ответ на управляющие воздействия преподавателя» (А.А. Вербицкий), в добровольческой деятельности студент сам определяет цели, содержание и формы её реализации, исходя их собственных интересов и потребностей. Вариативность содержания и форм добровольческих акций позволяет студентам осваивать различные социально-педагогические практики – организацию досуга детей, их интеллектуальное, спортивное, творческое развитие, профилактику здорового и безопасного образа жизни, педагогическую помощь детям-сиротам и др. Включение студента в естественный жизненный контекст других людей, принятие ответственности за свои профессиональные действия, погружение в профессиональную деятельность, состоящую из множества реальных деталей и условий, о которых не расскажут на лекциях, требует интенсивной работы от студента.
Обратим внимание, что основные принципы добровольческой деятельности: свобода выбора деятельности, бескорыстие, социальная и личностная значимость – выступают факторами профессионального самоопределения и творческой самореализации, в процессе чего у будущих учителей формируются профессионально важные качества – инициативность, активность, самостоятельность и ответственность.
Помимо роста профессиональных качеств, у студентов отмечается личностный рост, переосмысление сложившейся системы ценностей в сторону гуманных, «позитивных» стремлений. Общение с детьми раскрывает творческий потенциал будущих педагогов, заставляет быть неординарными, каждый раз «быть лучше, чем вчера». Это подхлестывает студентов, заставляет их совершенствоваться.
В практической значимости педагогического добровольчества и его действенности с позиции формирования у студентов социально-педагогического опыта мы убедились в ходе организуемых нами благотворительных акций и мероприятий.
Так в рамках Недели доброй воли, приуроченной к Всемирному дню добровольца студенты стали организаторами разнообразных социально значимых дел:
благотворительных акций в поддержку детей, оставшихся без попечения родителей «Марафон подарков», «Новогодняя открытка», «Молодежь - детям»;
досуговых мероприятий – интеллектуально-познавательной игры «Мой город», спортивно-патриотический конкурс «Честь имею»;
групповых занятий по пропаганде ЗОЖ и профилактики ВИЧСПИД, наркомании;
конкурсных игровых программ;
мастер-классов по рукоделию: скрапбукингу, квиллингу, хенд-мейду;
театральных постановок и мн.др.
Игровые программы, мастер-классы, театральные постановки – все это приносило радость как детям, для которых проводились данные мероприятия, так и будущим педагогам, что также не маловажно.
Проведению этих дел предшествовала длительная подготовка, во время которой, каждый выбирал интересующее его направление. Самостоятельно подготавливал необходимый материал, изучал возможные варианты проведения того или иного мероприятия. В итоге, студент получал грамотно подготовленное мероприятие для обеспечения досуга детей, проведя которое он одновременно получал моральное удовлетворение, а так же приобретал ценный опыт работы с детьми, так необходимый для дальнейшей профессиональной деятельности. Взаимодействуя с детьми, добровольцы получили опыт решения актуальных педагогических проблем коммуникативного характера. Устраивая спектакли и акции, студенты приобрели опыт подготовки, организации и проведения массовых мероприятий. Научились находить пути выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в ходе работы между детьми. Приобрели опыт положительного взаимодействия с детьми разных возрастных групп. Получили навыки успешного взаимодействия с коллегами и администрацией учебного заведения, что актуально при устройстве на работу. Смогли адаптировать, для работы с детьми знания, полученные в своем учебном заведении на теоретических лекциях и практических занятиях.
Важно отметить, что студенты избежали «негативного» опыта. Не «испортили» своего мнения о выбранной ими профессии. Положительный опыт работы простимулирует их к дальнейшему развитию. Ошибки, допущенные в ходе работы, укажут на недостаток знаний в той или иной сфере педагогической работы, который студент сможет скорректировать как в процессе самообразования, так и под руководством преподавателей в аудиторной и внеаудиторной работе.
Итак, изучение теоретических обобщений о роли добровольчества и собственная практика добровольческой деятельности позволяют нам сделать вывод, что педагогическое добровольчество – важный этап в системе профессиональной подготовки высококачественных специалистов в области образования, так как, оно является связующим звеном между полученными теоретическими знаниями и их опытом применения непосредственно в социально-педагогической работе с детьми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Решетников О.В. Корпоративное добровольчество: Научно-методическое пособие. – М.: ООО «Изд-во «Проспект», 2010. – 172 с.
2.Познающее мышление и социальное действие: Наследие Г.П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли / сост. Кузнецова Н.И.- М.: 2004. - 544 с.
3.Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. – М.: 2009. - 336 с.
4.Щедровицкий П. Педагогика свободы. – URL: http://www. ruliene.bsu.ru› wp-content/uploads/svoboda1.pdf. Дата обращения: 12.11.2011.