РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ПРОДУКТИВНОСТИ. - Студенческий научный форум

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2015

РЕФЛЕКСИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО ПРОДУКТИВНОСТИ.

Ющенко Ю.Е. 1
1Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Изменения в образовательном процессе школы, вызванные новыми требованиями общества, времени к выпускникам школ, побуждают нас к поиску путей совершенствования урока и повышения его продуктивности с учётом личностного, метапредметного и предметного развития обучающихся.

Сегодня любой школьный урок согласно ФГОС становится не столько источником информации, сколько учит учиться. Ученик перестает быть пассивным участником образовательного процесса, а наравне с учителем участвует в постановке целей и задач каждого урока, определяет план своей работы, выбирает средства и способы достижения поставленных целей, активно участвует в оценивании своей деятельности и деятельности одноклассников.

Анализ педагогического опыта и собственные наблюдения автора позволяют утверждать, что современный урок иностранного языка будет продуктивным при соблюдении некоторых условий.

Прежде всего, урок должен носить деятельностный характер, т.е. учителю стоит так продумать его организацию, чтобы каждый его элемент обеспечивал деятельностное освоение учениками содержание темы и планируемых образовательных результатов. Это предполагает включение обучающихся в разнообразные виды деятельности – самоопределение, целеполагание, планирование и проектирование, освоение и осмысление нового и др.

Урок должен активизировать познавательную деятельность обучающихся, а значит быть проблемным и развивающим. При этом современный урок согласно требованиям ФГОС призван стать средой, которая обеспечивает развитие у подрастающего поколения способности «учиться на протяжении всей жизни». Это условие возможно реализовать через включение обучающихся в разные виды самостоятельной деятельности, когда обучающиеся сами находят учебную проблему, сами намечают пути её решения, сами «открывают» учебную информацию, сами формулируют вопросы, вывод делают сами и анализируют образовательные достижения. А также учитель на уроке должен обеспечить максимум творчества и сотворчества, времясбережения и здоровьесбережения, радости и ощущения личностного роста своим ученикам.

Однако наиболее важным условием продуктивности урока считаем усиление его рефлексивной составляющей.

Что это такое, и какие особенности приобретает рефлексия на уроке иностранного языка в контексте современных требований ФГОС раскроем в данной статье.

Прежде всего, уточним научное понимание рефлексии как психодидактического элемента образовательного процесса. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме позволил нам определиться, что под рефлективностью мы понимаем ее самообращенность, наличия в ней механизмов и норм сознательного контроля над процессом роста и функционирования знания в научном пространстве. ( Тихоморова Л.С. Журнал «Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке» Выпуск № 4 / 2011). Итак, рефлексия это:

  • В переводе с латинского – «обращение назад».

  • Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.

  • Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ (по Ожегову) или как склонность к анализу своих переживаний, размышлению о своем внутреннем состоянии (по Ефремовой).

  • В современной же педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов (по Соловьевой А.А. Омский государственный педагогический университет).

Оценивая образовательный потенциал рефлексии, подчеркнём, что она помогает ученикам:

  • осознать взаимосвязь поставленной учебной цели, способов её достижения, собственных усилий и достигнутого результата;

  • выделить условия, обеспечивающие успех их достижений или напротив трудности, просчёты и проблемы в собственной деятельности и процессе освоения новых знаний и способов деятельности;

  • осмыслить получаемые результаты, наметить цели будущей работы, откорректировать свою образовательную траекторию и соединить результаты с целями.

Вместе с тем заметим, что анализ массовой педагогической практики обучения иностранного языка показывает, что рефлексивные виды деятельности не столь активно используются учителем на уроке как этого бы хотелось. Они по-прежнему подменяются контролем, закреплением или обобщением полученных знаний, когда учитель сам задаёт вопросы классу для проверки, сам делает выводы, сам оценивает и подводит итоги урока. Но ведь достоверный факт что тот, кто повторяет – не учится.

Освоение материала происходит, когда используется рефлексия. Данный подход помогает ученикам вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, а затем поставить цель для дальнейшей работы.

Анализ педагогического опыта творческих учителей показывает, что организовывать рефлексию можно на любом этапе урока: в начале, середине и конце урока. Всё зависит от того, для чего тот или иной прием рефлексии будет использован, какова его цель.

Однако продуктивность деятельности обучающихся на уроках иностранного языка повышается при использовании разных видов рефлексии:

  • текущей, проводимой по ходу учебного процесса и итоговой, завершающей период деятельности;

  • рефлексии учебной деятельности, способ её выполнения и результатов;

  • рефлексии содержания учебного материала и образовательных достижений учеников;

  • рефлексии настроения и эмоционального состояния учащихся.

При выборе того или иного вида рефлексии необходимо учитывать цель занятия, степень сложности учебного материала, способы и методы обучения, возраст учащихся и их психологические особенности. Так как приемы рефлексии в обучении иностранного языка многообразны, то считаем более уместным остановится на каждом из них.

Именно деятельностный тип рефлексии помогает ученику обдумывать то, что он сам понял, усвоил и передать это, выделяя основное, т.е. провести самостоятельное оценивание учащимися своей проделанной работы. Наряду с пятибалльной системой оценивания можно использовать и другие методики. В практике обучения иностранного языка для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

1. Можно предложить ребятам использовать листочки разного цвета («зеленый» - все получилось; «желтый» получилось выполнить задание, но с ошибками; «красный» - не смог выполнить задание). Учащиеся размещают листочки таким образом, что строят «дерево успеха», которое наглядно демонстрирует уровень личных достижений.

2. «Закончи фразу!». Учитель предлагает групповую беседу учащихся о тех знаниях, навыках и умениях, которые они усвоили или проявили в ходе выполнения определенного задания.

Например: «Say how do you improve your skills? »

I have just: *practiced phonetics/words/grammar; read the text «.........”.

Второй тип рефлексии используется, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание изученного. В практике обучения иностранного языка для реализации данного типа рефлексии могут использоваться следующие приемы:

  1. Прием «Незаконченное предложение». Каждый ученик формулирует итоги урока, используя схему, где он соединяет и обобщает свои впечатления, знания, умения.

I think the lesson was useful for me because...

I think I’ve managed to …

2. Второй прием, основан на «цепочном построении текста». Учитель задает начальную фразу по пройденной теме, а ученики по цепочке должны составить цельный текст, высказывая по одному предложению. Данный прием хорош тем, что задействованы все учащиеся, которые внимательно слушают говорящего.

3. «Я не знал, теперь я знаю» Учащиеся подводят итоги проделанной работы по новому или пройденному материалу, говоря при этом, чему они научились, и что могут теперь.

Третий тип рефлексии – настроения и эмоционального состояния - целесообразно использовать на уроке иностранного языка с целью установить настроение учащихся, увидеть как оно меняется на уроке. Приведем несколько примеров организации данного вида рефлексии.

1. «Смайлики» Учащиеся получают карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Им предлагается выбрать карточку, которая соответствует их настроению: «Choose the drawing that reflects your spirits”.

2. «Ваза настроения». В начале урока учитель раздает бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «If you liked the lesson and you learned something new, then fix your flower to the vase, the blue one – if you didn’t like the lesson, the red one – if you liked the lesson.» (Если вам понравился урок и вы узнали для себя что-то новое, поставьте голубой цветок в вазу, а если же урок вам не понравился, то положите красный цветок.)

Существуют и другие приемы рефлексии, которые подходят для целого комплекса уроков по иностранному языку. Такими приемами педагогической техники рефлексии является:

«Мозаика» ученики вместо оценок получают пазл, который наклеивают на бумагу, постепенно собирается вся картинка. Победителем считается тот, кто быстрее всех соберет всю картинку. Чем старше класс, чем больше деталей и сложнее картинка.

«Собери слово» за активность, дети получают буквы, из которых по окончанию темы должны собрать слово целиком. Не трудно догадаться, что из букв opatilhs, получится слово hospital.

«Золотая рыбка» или «Волшебная ваза» принцип один и тот же, дети за усидчивость и правильные ответы получают либо золотую рыбку, либо цветочек. По окончанию урока подводятся итоги, кто главный рыбак из мальчиков и кто главный садовод из девочек.

На основе вышесказанного делаем вывод, что использование приемов рефлексии на уроках иностранного языка способствует выявлению ответственности у учащихся и сделать обучение иностранного языка более продуктивным. Рефлексия на уроке иностранного языка привлекает учителя тем, что возможна реализация творческого подхода к обучению.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии на уроке иностранного языка должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Список используемых источников:

1. Бажанов В.А. Рефлексия в современном науковедении // Рефлексивные процессы и управление. М., 2002.

2. Швырев В.С. Рефлексия и понимание в современном анализе науки // Вопросы философии. 1985. № 6. С. 48-67.

3. Гуманитарно-правовой портал Psyeria.

4. Интернет сайты:

  • http://a.slave.festival.1september.ru

  • http://www.bibliofond.ru

Просмотров работы: 3920