СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Магомедалиева А.М. 1
1ФГБОУ ВПО "Дагестанский государственный педагогический университет", факультет педагогики и психологии
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социализация подростков – это ряд испытаний, представляемых самой жизнью, и результат их прохождения формирует будущую личность человека, его основные вкусы, модели поведения, а главное самооценку. При этом совсем не значит, что тот, кого подавляли в подростковом возрасте останется на правах низшего во взрослой жизни. Даже напротив, научившись бороться со сложностями, в будущем индивид станет проявлять себя как более целеустремленная личность, в то время как доминирующий не сможет социализироваться и найти общий язык с обществом, которое не состоит их представителей соответствующих сложившимся его образу мышления стереотипам.

Социализация молодежи - это объективный процесс ее вхождения в социальную сферу. В обществе существует институциональное, целенаправленное воздействие на молодежь в форме воспитания подрастающего поколения. Этот процесс осуществляется через систему различных социальных институтов, таких как государство, семья, школа, армия и ряда других [3].

Социализация личности – процесс вхождения (интеграции) её в общество, в различные типы социальных общностей (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, на основе которых формируются общественно значимые черты личности

Главная цель педагогического коллектива и каждого педагога - вывести ребенка в режим саморазвития, на каждом возрастом этапе поддерживать и стимулировать этот режим, формировать веру в себя, а также обеспечивать инструментарием саморазвития.

Центральная идея социализации - создание ситуации «свободного выбора», в которой только и становиться реальным выявление социальной направленности личности, ценностных ориентаций подростков.

Важным условием эффективной работы школы по проблеме социализации школьников является повышение профессиональной компетентности педагогов, ответственных за социальную адаптацию и успешность обучающихся в современном общества

Понятие «социализация», ориентированное на такие фундаментальные категории, как «общество» и «индивид», непосредственно связано с рядом проблем как практического, так и общетеоретического характера, что обусловливает внимание к нему не только в рамках педагогики, но и других наук, прежде всего в философии и психологии. Остановимся на философских и психологических основаниях построения теории социализации, что необходимо для осмысления ее педагогических аспектов. Философия, исследуя противоречивое единство индивида и общества, решая вопросы возможного преобразования социальной среды и личности, характеризует формы социализации личности, их конкретные исторические воплощения, рассматривая процессы воспитания в качестве возможного агента социализации. Однако, обращаясь к данной проблеме, представители различных направлении, в качестве определяющих, выделяют различные понятия.

Представляется существенным наличие следующих понятий в рамках экзистенциализма, прагматизма и диалектического материализма. В системе взглядов прагматизма таковым, например, становится опыт.

В ранней юности значительно спадает острота межличностных конфликтов, меньше проявляется негативизм в отношении окружения, улучшается физическое и эмоциональное самочувствие учеников, повышается коммуникабельность, снижается уровень тревожности, нормализуется самооценка. Одновременно это возраст специфических психологических контрастов, которые характеризуют как внутренний мир старшеклассника, так и сферу его межличностных отношений: у юношей и девушек наблюдаются акцентуации характера, которые не встречаются больше ни в одном возрастном периоде, характерно усиленное внимание к внутреннему миру личности, своеобразная возрастная интроверсия. При определенных обстоятельствах общения наблюдается ярко выраженная поло - ролевая дифференциация, которая граничит с довольно частой инфантильно-ролевой негибкостью. В этом возрасте нередко встречаются случаи обостренно чувства одиночества [4].

Социализируясь, старшеклассник развивает мировоззрение, самосознание, отношение к действительности, характер, личностные и коммуникативные качества, психические процессы, накапливает социально-психологический опыт, приобретает самостоятельность, уверенности в себе, устойчивость к стрессам и т.п.

Таким образом, группа больше всего способствует установлению коммуникативных отношений между своими членами, создает для них возможности личностного роста и эффективного выполнения совместной деятельности, служит средством расширения социальных контактов старшеклассников и их успешной социальной адаптации.

Поскольку в старшем школьном возрасте основным средством становления и развития личности выступают межличностные отношения, то познание самого себя старшеклассниками происходит в процессе общения и понимания других людей в школе. Одновременно деформация взаимоотношений, например отсутствие взаимопонимания между учителем и учеником, бессистемность воспитания или его фрагментарность становятся основной причиной деформации становления личности в ходе социализации.

Однако как бы мы не увеличивали роль школы в социализации, семья все равно остается самой главной ее социальной институцией. Именно поэтому успешная социализация учеников в школе без успешной социализации в семье просто невозможна, и тесное взаимодействие этих двух институтов в процессе социализации всегда дает положительный эффект.

Трудности социализации старшеклассников в семье возникают из-за того, что по мере их созревания их взгляды и понимания общественных событий меняются и часто не совпадают с родительскими. При привычных для ранней юности быстрых личностных изменениях вероятность различий во взглядах старшеклассников и родителей резко возрастает по сравнению с предыдущими периодами развития.

Через направленность, ценностные ориентации находят свое реальное проявление, а в активной деятельности старшеклассника приобретают характер устойчивых мотивов общения и деятельности и, пройдя сложный диалектический путь, превращаются в убеждения. Именно поэтому эффективная социализация может рассматриваться как процесс приобретения, усвоения и формирования такого набора и такой иерархии потребностей старшеклассника, наиболее благоприятных для развития общества и личности во всем богатстве и разнообразии их потенциальных возможностей. Современные юноши и девушки еще не способны осуществлять четкий и осознанный выбор ценностей, выстраивать устойчивую и хорошо структурированную систему. Анализ содержательного аспекта ценностных ориентаций свидетельствует о доминировании у старшеклассников таких личностно значимых ценностей, как «здоровье», «любовь», «верные друзья», «счастливая семейная жизнь».Ценности, связанные с активным отношением личности к окружающей действительности ( «общественное признание», «активное деятельное жизни», «творчество»), менее значимые, и занимают нижнюю часть иерархической структуры.

Для сельских юношей и девушек характерны: большая направленность интересов на возможность получения образования; высокий уровень «закрытости» тем, связанных со сферой секса, полового развития и т.д.Для юношей и девушек, обучающихся в городских школах, актуальнее есть другие проблемы: профессиональное самоопределение, поиск «понимая» и т.д.

Среди нравственных черт одноклассников школьники больше всего ценят понимание, доброту, общительность, готовность помочь, честность. Выбор ценностных ориентаций по половому признаку свидетельствует о определенных отличиях в предпочтениях юношей и девушек. Так, совместно выделенным ценностям юноши придают жизненную мудрость, что объясняется желанием поскорее стать взрослыми, потому что зрелость, как правило, ассоциируется с жизненной мудростью. Девушек характеризует стремление к лидерству, стремление продемонстрировать свою уникальность и неповторимость, поскольку наиболее значимыми они считают такие ценности: общественное признание, как уважение окружения, коллектива, товарищей, независимость в поступках и суждениях, аккуратность.

Подростковый возраст по многим причинам принято считать кризисным, поэтому неудивительно, что подростки, переживающие кризис, ориентируются именно на себе подобных, так как они переживают то же самое и могут лучше понять их, чем родители или другие старшие. Часто подростки настолько полно идентифицируются с группой сверстников, что отвергают все “чужое”, выходящее за рамки ценностей данной группы. Как правило, это увеличивает остроту кризиса, делает более напряженными и конфликтными отношения со старшим поколением. Однако, такая нетерпимость распространяется не только на старших [2].

Молодые люди могут становиться в высшей степени обособленными в своем кругу и грубо отвергать “чужаков”, отличающихся от них цветом кожи, происхождением уровнем культуры, вкусами и дарованиями, а часто забавными особенностями одежды, макияжа, жестов, временно выбранных в качестве опознавательных знаков “своих”. Важно понимать (что не означает мириться или разделять) такую интолерантность как защиту против “помрачения” сознания идентичности.” Такое стереотипное “идеологическое” видение себя и мира помогает подросткам справляться с кризисом и отсутствием более постоянной идентичности, (кризис идентичности подростков обуславливается тем, что они уже вышли из детского возраста, но еще не приняты мир взрослых и не освоили принятые в этом мире роли) [5].

На институциональном уровне социализация личности осуществляется, прежде всего, государством, которое через учреждения и организации призвано обеспечивать базовое гражданское воспитание поколений молодежи, поскольку здесь стоит цель формирования соответствующего типа гражданина, необходимого данному государству. На региональном уровне, особенно в национальных республиках с титульной нацией, органы власти обеспечивают формирование у молодежи системы ценностей соответствующих национальностей, проживающих на ее территории, а также интернациональное воспитание в целях предотвращения межнациональных конфликтов.

В современной России одним из основных элементов системы социализации является семья. Ее роль в настоящее время особенно значительна, поскольку другие институты социализации не всегда выполняют свои функции. Вместе с тем, в реализации данной задачи семья сталкивается с трудностями, одной из которых является возросшая занятость родителей в сфере экономического и материального обеспечения потребностей членов семьи. Старшее поколение (дедушки и бабушки) не всегда способно в полной мере выполнять функции социализации, передавать свой накопленный жизненный опыт, культурные традиции и образцы поведения молодежи, поскольку резко изменившаяся социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе социокультурного опыта прошлой эпохи. Молодежи самой приходится накапливать свой жизненный опыт в новых условиях, и нередко она является более приспособленной, чем старшие поколения [1].

По своему содержанию, процесс социализации молодого человека в семье направлен на освоение социальных ролей в семейно-бытовой сфере, включая национальные особенности выполнения этих ролей – детей, родителей и т.п. В семье закладываются основы знания национальной культуры: национального языка, фольклора и других проявлений народного художественного творчества. Поэтому при воспитании в семье следует уделять больше внимания участию молодежи в проведении народных праздников и национальных обрядов. Народные традиции, как правило, передаются от одного поколения другому в семье, при участии младших членов семьи в исполнении различных праздников и обрядов, в ходе чего младшие осваивают ритуально-знаковые действия, старшие передают им содержание и смысл осуществляемых действий. Таким образом, происходит укрепление внутрисемейных связей.

В целом, процесс социализации личности в семье направлен на формирование у молодого человека национального сознания российского гражданина, а также системы ценностей, морально-правовых норм, мировоззренческих ориентаций, соответствующих гражданских качеств и социально-психологических установок, учитывающих особенности этнической общности.

В социализации личности система образования занимает особое место, поскольку она выступает как социальный институт, обеспечивающий становление целостной личности. Практически весь период взросления молодого человека, вплоть до его самостоятельного вступления в самостоятельную трудовую жизнь, проходит в образовательных учреждениях различного типа.

Социокультурное становление учащейся молодежи в системе образования включает как федеральный, так и региональный компоненты. Федеральный компонент направлен на воспитание российского гражданина, освоившего основы мировой и общенациональной культуры, способного выполнять свои гражданские обязанности. Региональный компонент по отношению к развитию личности в системе образования, как считает В.В. Тарасов, «придает этому развитию природосообразный, экологически обоснованный, национально не противоречивый, многоукладный характер… Социализация личности в условиях региона – это условие, процесс и результат индивидуально-личностного развития субъектов в реальном окружении».

В основе регионального компонента социокультурного становления личности выступают ценности региональной культуры, составляющие содержание социализации молодежи данного региона. Типологические исследования содержания образования в различных странах позволили ученым в обобщенной форме выявить инвариантные элементы содержания национально ориентированного регионального компонента образования, включающего: народные атлетические игры, танцы, песни, игру на народных инструментах, изучение традиций народного творчества, национальное строение семьи и национальные традиции воспитания, изучение родного края и фольклорной этики народа, историю народа в систематическом изложении. Поэтому можно считать, что основным социальным институтом, осуществляющим социализацию молодежи в сфере систематического освоения регионального компонента культуры, являются общеобразовательные учреждения [6].

Если рассматривать процесс становления молодежи по сферам ее включенности в жизнь общества, то одной из наиболее значимых сфер социализации молодежи является формирование гражданственности и патриотизма у молодого поколения. Взаимоотношения личности и социальной общности проявляются на разных уровнях и в различных аспектах. Каждый человек живет, будучи одновременно включенным в разные уровни социальных общностей: семьи, социально-профессиональной группы, города, республики и т.п. При этом он может в большей или меньшей степени ощущать себя членом той или иной общности. Поэтому степень проявления гражданственности и патриотизма у молодежи во многом определяется тем, в какой степени она чувствует свою причастность к данному государству.

Важно, чтобы условия, создаваемые обществом для становления молодого человека, обеспечивали его социализацию во всех сферах общественного бытия, развитие творческого потенциала, формирование способностей и соответствующее физическое развитие. В процессе социализации личности, на этапе подготовки к трудовой деятельности, осуществляемой, прежде всего в процессе образования и воспитания, формируются профессионально-значимые качества и социально-нравственные установки и ценности молодого человека, социально-психологические качества его личности.

Современный человек постоянно находится под воздействием множества факторов: как техногенных, так и имеющих социальное происхождение, которые вызывают ухудшение его здоровья. Физическое здоровье личности неразрывно связано с психическим. Последнее в свою очередь связано с потребностью человека в самореализации, т.е. обеспечивает ту сферу жизни, которую мы называем социальной. Человек реализует себя в обществе только в том случае, если он имеет достаточный уровень психической энергии, определяющий его работоспособность, и в то же время достаточную пластичность, гармоничность психики, позволяющую адаптироваться к обществу, быть адекватным его требованиям. Психическое здоровье является необходимым условием успешной социализации личности.

Успешность социализации оценивается по трем основным показателям: а) человек реагирует на другого человека, как на равного себе; б) человек признает существование норм в отношениях между людьми; в) человек признает необходимую меру одиночества и относительную зависимость от других людей, то есть между параметрами «одинокий» и «зависимый» существует определенная гармония. Критерием успешной социализации является способность человека жить в условиях современных социальных норм, в системе «Я – другие».

Очерченный круг проблем социализации подрастающего поколения в современном обществе лишь приблизителен и основан на результатах, полученных в ходе эмпирического изучения совместно со студентами. Нашей задачей мы видим обозначение важности проблемы социализации личности, выявлении возможных причин сложившейся ситуации и способов ее разрешения.

Литература:

  1. Голованова Н.Ф. «Социализация школьников как педагогическое явление». – М., 1998.

  2. Долгая Н.А. Социально-педагогическая адаптация подростков в условиях кадетского корпуса // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2011 - № 4.

  3. Кадиева М.Р. Педагогическое взаимодействие семьи и школы как условие социализации личности младшего школьника // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – Махачкала, 2013 - № 2. С.57-61

4. Магомедова З.Ш. Педагогическое сопровождение нравственного становления личности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 113-117.

5. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средства формирования этнической толерантности. «Педагогическое образование и наука» - М., 2013. -№1- С. 117-121.

6. Шапиро Б.Ю. «Психология семейных отношений». - М., 1992.

 

Просмотров работы: 12216