Одним из важнейших условий ускорения социально-экономического развития Российской Федерации последнего десятилетия является реформирование системы государственного управления. Несмотря на принятие важных решений по реализации административной реформы в Российской Федерации, до настоящего времени, по мнению международных экспертов, по эффективности государственного управления Россия находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. Концепцией административной реформы были определены восемь направлений, обеспечивающих повышение эффективности государственного управления в стране, первым из которых является внедрение методов и процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов РФ и подведомственных государственным органам организациях. Для практической реализации этого направления административной реформы наряду с прочими серьезными мероприятиями Концепцией предусматривается необходимость:
разработки и внедрения системы внутреннего аудита, позволяющей оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поcтавленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов;
внедрения системы регулярной оценки рисков, препятствующих достижению намеченных целей.
В целях внедрения процедур управления, ориентированного на результат, и проектного управления в субъектах РФ. Законодательная база для развития систем внутреннего контроля и аудита в государственном секторе экономики была создана посредством введения в действие с 1 января 2008 г. ст. 270.1 «Внутренний финансовый аудит» Бюджетного кодекса РФ. Однако практическое создание и внедрение системы внутреннего контроля и аудита в органах исполнительной власти затрудняется отсутствием соответствующей методической базы. Разрабатывая методологическую базу необходимо вести с учетом накопленного в западной практике опыта в рассматриваемой сфере. Наряду с международн-признанными стандартами организации государственного финансового контроля INTOCAI, использование Стандартов государственного аудита США может оказать существенное содействие в разработке принципов и процедур государственного аудита в РФ в условиях развития финансового менеджмента в государственном секторе. учитывая тот факт, что начало процесса внедрения системы внутреннего контроля и аудита в общественном секторе было положено еще в далеком 1950 г. Стандарты государственного аудита США состоят из трех видов государственного аудита:
финансовый аудит;
подтверждение соответствия;
аудит эффективности.
Финансовый аудит обеспечивает независимую оценку и разумную уверенность в представлении отраженных в отчетности показателей финансового состояния, финансовых результатов деятельности и использования государственных ресурсов в соответствии с общепринятыми принципами. В результате финансового аудита формируется также мнение о состоянии внутреннего контроля органа государственной власти, соответствии его деятельности законодательным и нормативным актам, условиям выделения государственных ресурсов, поскольку они связаны с финансовыми операциями.
Подтверждение соответствия как один из видов государственного аудита может охватывать широкий ряд финансовых или нефинансовых целей и обеспечивать различную степень уверенности в зависимости от объекта аудита и информационных потребностей пользователей. Подтверждение соответствия имеет результатом исследование, обзор или отчет об установленных процедурах по предмету обсуждения.
Аудит эффективности определяется как деятельность, обеспечивающая формирование выводов и предоставления гарантий, основывающаяся на определении достаточных и надлежащих доказательств в соответствии с установленными требованиями, количественными параметрами и принятой практикой ведения деятельности. Аудит эффективности наряду с обеспечением подотчетности государства перед общественностью, обеспечивает лиц, ответственных за управление и контроль, объективной информацией, необходимой для повышения эффективности реализуемых программ и направлений деятельности, снижения затрат, содействия принятию решений сторонами, ответственными за контроль исправления выявленных недостатков.
В отличие от других видов аудита особое внимание при проведении государственного аудита уделяется аудиту внутреннего контроля, обеспечивающему законное и эффективное использование государственных ресурсов, и выявлению фактов мошенничества и злоупотреблений, связанных с использованием государственного финансирования. Однако главной особенностью стандартов аудита в США является то, что они не определяют детализированных процедур оценки рисков и управления ими в контексте общепризнанных Моделей управления рисками. Выявление, оценка и классификация рисков в рамках аудиторской деятельности связана с применением профессионального суждения и опытом лиц, проводящих государственный аудит.
Резюмируя, основными особенностями проведения государственного контроля в США, является прежде всего опора на профессиональное суждение и опыт лиц осуществляющих контроль, а так же на четкое разграничение видов аудита, их целей и результатов.
Научный руководитель: Парушина Наталья Валерьевна
Список литературы:
1. Бюджетный кодекс РФ [Электронный ресурс]: от 31 июля 1998 г. №145-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. О бюджетной политике в 2008-2010 гг. [Электронный ресурс]: послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
3. Концепция административной реформы в РФ в 2006-2010 гг. [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 25 окт. 2008 г. №1789-р. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Риски в системе стандартов государственного аудита США [Текст]: научная работа / Е.В. Старовойтова.-М.: МГУ, 2011.-7 с.
5. GAO-07-731G Government Auditing Standards – 2007. United States Government Accountability Office (GAO). Code of ethics and auditing standards. INTOSAI. 2001.