ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

ВОЛОНТЁРСТВО КАК СПОСОБ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЁЖИ

Субботина А.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, факультет экономики и управления
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Молодёжной среде как особой группе населения свойственно энергичное, иногда спонтанное поведение и не всегда оно соответствует определённым нормам морали. Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждет от человека общество, называется отклоняющимся поведением. Об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, которое наносит вред обществу. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.

По данным социологических исследований, проведенных в Нижегородской области, 18 % респондентов причиной, по которой молодых люди начинают принимать наркотики, считаю безделье [1]. В современных условиях традиционные формы воспитания «не работают». Значит нужно искать механизмы вовлечения молодёжи в конструктивную социально-значимую деятельность, способствующую формированию положительных социальных установок, которые в свою очередь определят дальнейшее поведение личности и направленность деятельности, не противоречащей системе общественных ценностей.

Социально- политическое и педагогическое значение волонтёрской деятельности заключается в том, что она выступает одним их факторов социализации [3, 99]. В процессе вовлечения личности в организацию и реализацию различных конструктивных проектов, направленных на её саморазвитие и самореализацию, происходит формирование положительных социальных установок, формируется гражданская позиция, что является профилактикой девиантных проявлений среди молодёжи.

Организация и развитие молодёжного добровольческого движения возможны только на основе и при участия объективной информации об интересах, потребностях и мотивах потенциальных волонтёров [2, 178].

Волонтёры - это не только альтруисты. Они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установление личных контактов. Часто волонтёрская деятельность – это прямой путь в оплачиваемой работе, всегда – возможность проявить и зарекомендовать себя. Эффективная социализация будет невозможна, если вовлечение в добровольчество будет навязанной извне обузой. Только, когда старшеклассник поймет важность своего участия в волонтёрской деятельности и заинтересуется этим, можно ожидать результат.

Добровольческий труд может удовлетворять и сопутствующие интересы: получения образования, знакомства, приобретение новых деловых контактов. И, наконец, это может быть изначальной увлеченностью предполагаемым видом деятельности.

Через получение и накопление опыта участия в добровольческой деятельности в молодежной среде формируются установки на активную жизненную позицию, духовно-нравственные ценности, базирующиеся на сочетании общественных и личных интересов, связанные с осознанием себя личностью, выбором будущей профессии, подготовкой к взрослой продуктивной жизни.

Н.А. Теренова среди мотивов, на основании которых личность включается в волонтёрскую деятельность, называет следующие: желание помочь другим людям, знакомство с новыми людьми, получение новых знаний и новых навыков в работе, желание « попробовать» себя в новой сфере, сострадание нуждающимся, желание узнать о проблемах других людей, групповая работа с друзьями, религиозные соображения, отсутствие другого способа применить имеющийся опыт работы, стремление приобрести новых друзей, развеять скуку, отсутствие общения, получения признания в обществе [2, 179].

На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодёжь стремиться получить какие-либо нефинансовые выгоды, хотят работать в организованной группе, получить эмоционально-психологический комфорт.

Таким образом, для того, чтобы привлечь молодого человека к участию в волонтёрской деятельности, необходимо опираться на группы мотивов, связанных с полезностью данной деятельности для будущей профессии, используя при этом групповые и коммуникативно насыщенные формы работы.

Для того, чтобы процесс социализации через волонтерскую деятельность был эффективен необходимо более или менее длительное участие в волонтёрской деятельности [2,180].

Планировать и осуществлять добровольческие программы должен руководитель (может быть из числа волонтёров), способный постоянно взаимодействовать со штатными сотрудниками организации, выяснять их потребности и организовывать работу по набору добровольцев, постоянно её анализируя: что может быть в организации сделано силами добровольцев, что может быть для них достаточно привлекательным и так далее. Именно от деятельности руководителя зависит эффективность работы группы добровольцев, их желание дальше работать на благо общества и других людей. Следовательно, при наличии грамотного руководителя, способного вовлечь в данный процесс старшеклассников и организовать их работу зависит, каким будет уровень социализации молодёжи в процессе волонтёрской деятельности.

При создании определенных организационных и экономических условий поддержки молодежного добровольчества, молодежь будет выступать мощным ресурсом для решения проблем общества, в том числе и решения проблем собственно молодежи усилиями самой молодежи. При этом для молодого человека очень важна социальная значимость выполняемой им работы. Только понимая значимость того, что он делает, волонтёр будет и дальше продолжать трудиться на благо других людей и общества в целом. Если же волонтёры нужны, например, для офисной или административной работы, следует подчеркнуть важность этих функций для решения проблемы в целом. Кроме того, предлагаемая добровольцу работа должна быть результативной, четко локализованной во времени и объеме и не носить характер рутинной.

Заключительным, но не менее важным этапом в работе с волонтёрами является их поощрение за проделанную работу. Поощрение волонтера тесно связано с его мотивацией и моральной компенсацией и основывается на удовлетворении потребностей в «признании» и «развитии и самовыражении». Поощрения можно условно разделить на официальные и неформальные [4].

Официальное поощрение – это формализованное признание успехов волонтера. Оно может включать: подарки, грамоты, значки, благодарственные письма на основное место работы/учёбы, семье. Организации необходимо выстроить иерархию официальных поощрений, в зависимости от уровня достижений волонтера. Это может быть (в порядке возрастания степени заслуг):

• вручение памятного значка на волонтёрском собрании;

• вручение грамоты на отчётной конференции организации;

• благодарственное письмо по месту учёбы;

• вручение ценных подарков на районном слёте волонтеров;

• вручение грамот администрации города/области на общегородском мероприятии;

• участие волонтёрских проектов во всероссийских конкурсах;

• делегирование волонтера на межрегиональные/всероссийские мероприятия.

Официальные поощрения весьма полезны. Но они не могут заменить собой непрерывный процесс удовлетворения потребностей волонтеров в признании их заслуг.

Неформальные поощрения более эффективны. Они подразумевают признание успехов волонтёра в процессе его постоянного общения с сотрудниками и другими волонтерами (добровольцами) организации, получение благодарности от персонала за проделанную работу. Такая форма поощрения формирует ощущение принадлежности к организации и постоянного внимания.

Самая важная награда – слова «спасибо». Создание благоприятной атмосферы для работы, обращение к волонтёру по имени, посвящение им свободного времени – тоже награда. Но хотя бы раз в год координаторы молодёжного волонтерского движения должны организовать общее собрание волонтёров и выразить благодарность по итогам работы за год. В этот момент очень важно напомнить каждому о цели деятельности, которой волонтеры занимаются. Важно использовать разные формы поощрения волонтёров.

Таким образом, на основе вышеперечисленного, можно сделать вывод, что социализация молодёжи через волонтёрскую деятельность будет осуществляться эффективно при соблюдении следующих условий:

1) участие в волонтёрской деятельности должно носить комплексный и системный характер;

2) наличие сильной мотивации молодёжи к волонтёрской деятельности, включая поощрение за проделанную работу;

3) руководство грамотным наставником, способным организовывать работы группы добровольцев;

4) осознание волонтёром социальной значимости и важности выполняемой работы;

Список литературы:

  1. Нижегородская государственная медицинская академия [Электронный ресурс] (http://www.nizhgma.ru/zdorov/opros/) Проверено: 11.01.2014.

  2. Басов, Н.Ф. Социальная работа с молодёжью / Н.Ф. Басов. – М.: Дашков и К, 2009,- 328 с.

  3. Семенова И.Ю. Социально-ценностные установки молодежи и их роль в формировании мотивации к волонтерской деятельности. Материалы конференции «Социально-ценностные установки и формирования позитивных мотиваций в молодежной среде», Ульяновск – 2012.- 387 с.

  4. Волонтеры. Красный Крест. [Электронный ресурс] (http://volonte.ru/2008/06/05/) Проверено: 23.01.2014.

Просмотров работы: 3675