Конечно, и совершенно естественно, проблемы культуры в России существуют. Хотелось бы рассказать о некоторых из них. Одна из проблем – усиление процессов размывания духовной самобытности культуры. Она связана с массовым заимствованием западного образа жизни, культурных, нравственных ценностей. Другая проблема спаяна с снижением общих показателей духовной жизни общества, частичной потерей и изменением истинно русских нравственных ценностей. В результате чего появляется низкопробная литература, музыка, кино, что приводит к деформации эстетического вкуса. Особенно это бросается в глаза у молодых людей. Молодежь отдаляется от духовной культуры и в конечном результате растет безнравственность. Изменяется шкала общечеловеческих ценностей – на первое место выходит ценность материальных благ. Проблемы в культуре есть и никуда от них не денешься.
Мне кажется, что проблемы эти можно было бы решить, обратившись к досугу. Досуг, если говорить совсем просто, - это свободное время, которое мы тратим на отдых или восстановление сил. Проблема клубов в том, что людей туда загоняли назойливой, вездесущей агитацией и пропагандой [1]. Наша же задача состоит в том, чтобы не заставлять молодых людей, а дать возможность, предложить что-то невероятно интересное, от чего невозможно отказаться.
На тему культуры и культурно-досуговой деятельности размышляют много ученых: Ерошенков И.Н., Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д., Новаторов Э.В. и др. И все видят свои проблемы и пути решения [2,3,4,5,6,7, 9].
Цель данной работы: выявить инновационные формы работы с молодежью в культурно-досуговых учреждениях.
Задачи:
Выявить психологические особенности молодежи.
Привести примеры инновационных форм работы с молодыми людьми.
Характеризуя молодежь, многие взрослые перечисляют ее мечты, желания, интересы: «любят спорт, музыку, чаще зарубежную», «увлекаются чтением художественной литературы», «стремятся приобрести импортную одежду и другие престижные вещи, хотя финансовые возможности ограничены», «хотят жить в мире», «мечтают о налаженном быте, счастливой семье», «хотят быть здоровыми и красивыми», «мечтают зарабатывать много денег, иметь машины», «любят путешествовать, общаться, особенно с интересными людьми», «стремятся к творческой работе» и т. п.
Но есть одна примечательная особенность у молодежи – повышенная социальная активность. Молодые люди активно вступают в жизнь и как бы «примеривают» на себя разные социальные роли, виды и способы общественной деятельности, разные формы общественного сознания. Отсюда напряженный интерес к различным сторонам жизни, поиск значимых сфер деятельности, стремление испытать на себе, испытать себя, найти смысл жизни [11]. Я думаю, что молодым людям, которые любят примерять на себе разные роли, разные лица стоит, для их же блага, предложить принять участие в таком направлении, как деловые игры. Тогда они смогут попробовать ощутить себя в деле. Может быть таким способом мы сможем им помочь определиться. Тем более, что это уже постепенно начинают практиковать у студентов.
Для молодежи характерна и повышенная эмоциональность. Эмоциональность порой неотделима от прямолинейности и бескомпромиссности. Молодые люди говорят, что думают, высказывают свое мнение не взирая на лица. Я думаю, что эмоциональность – это жизнь, это признак того, что человек живет, то есть чувствует. Работая с молодежью, нужно стараться говорить на их языке, а не на том, что уже навязло в зубах, использовать инновационные подходы.
Обратившись к Российской энциклопедии, можно найти следующее определение инновации (нововведения): (от позднелат. innovatio) – изменение, развитие способов и результатов деятельности людей [12]. Сущность нововведения составляет инновационная деятельность, а содержание – комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества.
На базе клуба с.Скомово Гав-Посадского района Ивановской области, мне хотелось бы осуществить проект по созданию культурно-досугового центра «Импульс добра». Там предполагается деятельность по нескольким формам работы:
- мастер- классы по кулинарии;
- уроки-беседы, практические занятия, дискуссии, творческие конкурсы, включающие в себя занятия по пластике, изонити, скрапбукингу, мыловарению, декупажу, вязанию;
- проведение дискотек с новыми вкраплениями, имеется ввиду дискотеки с использованием сухих красок, как в праздник Холи в Индии, костюмированные дискотеки, и с ретро-музыкой;
-лекции, дискуссии, практические занятия, путешествия-развлечения, сельский сход направленный на озеленение села и территории культурно-досугового центра, здесь имеется ввиду уборка территорий от мусора, посадка деревьев и цветов;
- спортивная деятельность, предполагает семейные спортивные праздники, соревнования, конкурсы, спортивно-развлекательные программы или просто игры.
Эти формы работы в дальнейшем помогут нам справиться с такими проблемами скомовян, как низкая комфортность быта по сравнению с городом, не имение возможности для образовательного и культурного развития, не развитость сферы развлечений и самая серьезная – недостаточная активность населения.
Я думаю, что для молодых людей – это просто очень хорошая возможность провести свободное время, эмоционально отдохнуть, побыть вместе с семьей, пообщаться и повеселиться с другими жителями села. Кроме того, игры – это источник хорошего настроения и положительных эмоций, что тоже немаловажно. Активный отдых, воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки [10]. А занятия творчеством – это же счастье, в нем человек раскрывает себя, свою душу, сердце. Потребность в творчестве глубоко свойственна каждому человеку, и тем более молодому. Творчество приносит высшее удовлетворение и одновременно является средством духовного совершенствования [8]. Элемент творчества заключают в себе многие формы досуга, причем возможность творить открывается всем без исключения.
Ведь каждый человек способен к творчеству. Творческой может быть любая деятельность, если она увлекает, вбирает в себя лучшие душевные силы и способности человека. К творчеству относятся декоративно-прикладное, художественное и технические виды досугового творчества. К первому относят рукоделие, выпиливание, выжигание, чеканку, разведение домашних цветов, кулинарное творчество. Художественный вид творчества заключает в себе занятия литературной деятельностью, фольклором, живописью, сочинением музыки, песен, участие в художественной самодеятельности (сценическое творчество). Техническое творчество предполагает изобретательство, конструирование, рационализаторство.
Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
Пора перестать быть формалистами! Нужно обращаться к душам людей. Как говорил К.Г. Паустовский: «Сердце, воображение и разум – вот та среда, где зарождается то, что мы называем культурой». Вот, где истинная культура!
Самая хорошая культурно-досуговая работа должна начинаться, как уже отмечалось, с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.
Поэтому профессиональное мастерство работника культуры, как никогда важно и востребовано. Им должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности людей. А пока этого не поймут организаторы, работа будет выполняться не достаточно качественно.
Список литературы:
1. Демченко А. Возможности российского досуга.// Клуб. - 1996,№ 7.- 20с.
2. Демченко А. Некоторые проблемы современного развития культурно-досуговой деятельности и народного творчества.// Культурно-досуговая деятельность и народное творчество. - М.: ГИВЦ МК РФ, 1996. - 49с.
3. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. - М.: НГИК, 1994.- 32с.
4. Индустрия развлечений.// Гостиничный и туристический бизнес./ Под ред. Чудновского А.Д. - М.: ЭКМОС, 1998
5. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: Издательство МГУК, 1995. - 136с.
6. Культурно-досуговая деятельность./ Под ред. А.Д. Жаркова, В.М. Чижикова. Учебник. - М.: МГУК, 1998
7. Мосалев Б.Г. Досуг. - М.: Изд-во МГУК, 1995. - 85с.
8. Новаторов Э.В. Культурно-досуговая деятельность: Словарь-справочник. - Омск: Алтайский ГИК. Омский филиал, 1992.- 180с.
9. Новаторов В.Е. Современные технологии культурно-досуговой деятельности: состояние, проблемы, перспективы развития.// Вестник Омского Государственного Университета. - 2000, №3. - 120с.
10. Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Просвещение, 1993.- 118с.
11.Общая психология / Под ред. А. В. Петровского.– М., 1986.– С. 379–380.
12. Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. 1998.