НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ 90-Х ГОДОВ 20 ВЕКА В РОССИИ - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЛОГОВЫЕ РЕФОРМЫ 90-Х ГОДОВ 20 ВЕКА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Курс перехода к рыночным отношениям в Российской Федерации привел к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще в 1990-1991 гг. в рамках союзного государства. Именно тогда началась подготовка к налоговой реформе, предусматривающей изменение распределительных отношений, унификацию и стабильность налогообложения, использование налогов в качестве регулятора рыночных отношений, формирование новых слоев хозяйствующих субъектов (предпринимателей, кооперативом, малых предприятий), а также приближение налоговой системы страны к налоговым системам стран с рыночной экономикой.

Начиная с 1990 года, в России началось полномасштабное строительство новой налоговой системы. Так, в апреле 1990 года был принят закон «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». В июне этого же года принят еще один очень важный закон «О налогах с предприятий, объединений и организаций».

Однако основы существующей в настоящее время российской налоговой системы были заложены в конце 1991 года с принятием закона «Об основах налоговой системы в РФ» и соответствующих законов по конкретным видам налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года. Таким образом, действующая сейчас в России налоговая система фактически была введена с 1992 года и основывалась на более чем 20 законодательных актах. В этом же году 21 ноября Указом президента РФ была образована самостоятельная Государственная налоговая служба, на которую были возложены основные функции по разработке и реализации налоговой политики в РФ.

Налоговая система России того периода включала три группы налогов: общегосударственные налоги и сборы, республиканские налоги, местные налоги и сборы. При этом ключевой проблемой экономики посткоммунистической России оказался бюджетный дефицит, воспроизводство которого было обусловлено низкими объемами налоговых поступлений на фоне высоких расходных обязательств государства.

Можно выделить три группы причин, которые обуславливали кризис доходной части бюджет:

- политическая нестабильность;

- угнетающее воздействие несбалансированности бюджета на состояние налоговой базы;

- объективная ограниченность возможности государства собирать налоги сверх определенного уровня [5].

Непонимание природы бюджетного кризиса предопределило ошибочные действия по его преодолению. В эти годы неоднократно предпринимались попытки повысить собираемость налогов, но все они давали краткосрочный результат.

В 1997 году на территории РФ действовало более 40 налогов и сборов. К этому периоду уже сформировалась трехуровневая система, которая включала: федеральные налоги (НДС, акцизы, таможенная пошлина и т.д.); республиканские налоги и налоги национально-государственных и административно-территориальных образований (налог на имущество предприятий, лесной доход, плата за воду); местные налоги и сборы (НДФЛ, земельный налог, сбор за право торговли, налог на рекламу и т.д.).

Новизна сформированной налоговой системы Российской Федерации проявляется в следующем:

- основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативных актах различных министерств и ведомств, партии и правительства, как было раньше;

- становится стабильной и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП в целях выполнения государством своих функций;

- при ее разработке использован мировой опыт налогообложения юридических и физических лиц;

- построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов;

- налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы, определены виды закрепленных и регулирующих налогов;

- региональным и местным органам власти предоставлена налоговая инициатива в рамках закона;

- законодательством установлена четкая последовательность при уплате налогов;

- в системе налогов определены общие и специальные платежи, имеющие строго целевое назначение и регулирующее значение;

- налоговая система представляет собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных [3, с.98].

Практика функционирования налоговой системы середины 90-х годов делала невозможным планирование бизнеса даже на краткосрочную перспективу - риски, связанные с изменением в налогообложении, оценивались, в то время как чрезвычайно высокие. Существующая техника уплаты налогов и налогового администрирования оставляла слишком много возможностей для уклонения от налогов. В ситуации, когда государство было неспособно обеспечить тотальный контроль за уплатой налогов всеми субъектами хозяйственной деятельности, в полном объеме налоги платили только добросовестные налогоплательщики, не имеющие льгот и недоимок [4, с.4].

С 1999 года начался новый виток совершенствования системы налогов и сборов в РФ. Этот этап реформы налоговой системы ознаменовался вступлением в действие 1 января 1999 года, после долгих обсуждений, первой (общей) части Налогового кодекса. В ней были определены права и обязанности участников налоговых правоотношений, регламентирован процесс исполнения обязанности по уплате налогов, правила налогового контроля, ответственность за налоговые правонарушения, введены в обращение важные дефиниции и инструменты.

С введением этого документа осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения. Необходимость налоговой реформы в России к концу 90-х годов обусловлена скоростью и масштабностью изменений, происходящих в экономической жизни страны. Поэтому изменения налоговой системы, предусмотренные Налоговым кодексом, направлены на решение следующих важнейших задач:

- построение стабильной, справедливой, понятной и единой налоговой системы, установление правовых механизмов взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства;

- развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов закрепленными за ними и гарантированными налоговыми источниками;

- создание рациональной налоговой системы, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов, содействующей развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности и наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан;

- формирование единой налоговой правовой базы, совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения и улучшение налогового администрирования [2].

В рамках работы по обеспечению введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации Министерством по налогам и сборам Росси было подготовлено и согласовано более 40 нормативных правовых актов. Однако за время прохождения через Думу документ утратил многие новаторские предложения, а правила и механизмы оказались не безупречными. Поэтому в НК РФ была внесена большая серия поправок.

Таким образом, неспособность государства на протяжении многих лет решать назревшие проблемы стало одной из главных причин развития теневой экономики, массового бегства капиталов за границу, отсутствия полномасштабных иностранных инвестиций в экономику России, что в итоге препятствовало экономическому росту и укреплению государственности. Функционирование налоговой системы в 90-х годах выявило много проблем и противоречий, что вызвало реакцию государства по дальнейшему реформированию системы налогообложения [1, с.26].

Список использованной литературы:

1. Бобоев М. Важнейшие вопросы налоговой реформы России // Финансист. – 2007 – №7.

2. Закон Российской Федерации " Об основах налоговой системы в Российской Федерации".

3. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Официальный текст по состоянию на 1 января 2000 г. – М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 2000. – 128 с.

4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Книжный мир, 1999. - С. 4.

5. Федеральная налоговая служба http://www.nalog.ru.

Просмотров работы: 13243