НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА - Студенческий научный форум

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2014

НАЦИОНАЛЬНАЯ И МЕЖДУНАРОДНАЯ СИСТЕМЫ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКТА

Толоконникова В.А. 1, Шурай П.Е. 1
1Кубанский государственный технологический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Тема данной курсовой работы актуальна в наше время в связи с усилением конкурентной борьбы между предприятиями. Конкурентоспособность предприятия напрямую связана с качеством выпускаемой продукции. Рынок потребителей, имея большой выбор, завышают требования к качеству продукции, стремясь получить её за низкую цену. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. Таким видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.

Стандартизация является наиболее серьёзным гарантом качества продукции. Продукция, имеющая сертификат качества является более конкурентоспособной. Основу работы систем менеджмента качества как раз и составляют процедуры, направленные на обеспечение высоких качественных показателей товаров и услуг. Система менеджмента качества, являясь одним из основных производственных подразделений должна быть внедрена и сертифицирована на каждом современном предприятии.

Международный рынок требует наличия сертифицированной продукции у всех предприятий-экспортёров. Иностранные потребители большое внимание уделяют документально подтверждённому качеству.

Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым инструментом гарантирующим соответствие качества продукции требованиям нормативно-технической документации является сертификация.

Сертификат соответствия является посредником между производителем и потребителем в вопросах о качестве. Существуют многочисленные законодательно регулируемые методы борьбы с недоброкачественной продукцией. Сертификация продукции является одним из них.

В данной курсовой работе рассмотрены международные и национальные системы подтверждения качества продукции. Эта область технического регулирования наращивает объём своего влияния в условиях конкурентной борьбы огромными темпами. В работе представлена классификация организаций, сертифицирующих продукцию, приведены примеры некоторых из них, сформулирована схема выхода предприятия на международный рынок на примере ОАО «Азовская Бавария», занимающаяся производством пива.

1 Нормативные ссылки

Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002 №184-ФЗ

ГОСТ ISO 9000-2011 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ ИСО 9004-2011 Система менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности

ГОСТ Р 51705.1 - 2001 Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования

Директива Совета ЕС 93/43 О гигиене пищевых продуктов

2 Термины, определения и сокращения

В настоящем курсовом проекте были использованы следующие термины и определения:

2.1 Аудитор - специалист по проведению проверок систем качества и аттестации производства.

2.2 Испытания – метрологическая деятельность с целью определения, удовлетворяет ли объект (измерительный прибор, устройство) предъявляемым требованиям, установленным в стандартах или ожидаемым в процессе разработки.

2.3 Сертификация - подтверждение соответствия качественных характеристик товара стандартам качества.

2.4 ВТО (Всемирная торговая организация) - международная организация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.

2.5 ИСО - (International Organization for Standardization, ISO) международная организация, занимающаяся выпуском стандартов.

2.6 МЭК (Международная электротехническая комиссия) - международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).

2.7 НТД – Нормативно-техническая документация.

2.8 ОКП – Общероссийский Классификатор Продукции.

2.9 Организация Объединённых Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира безопасности, развития сотрудничества между организациями.

2.10 СНГ – Содружество Независимых Государств.

2.11 СовАсК – советская ассоциация качества.

2.12 ХАССП - концепция, предусматривающая систематическую идентификацию, оценку и управление опасными факторами, существенно влияющими на безопасность продукции.

3 Системы подтверждения соответствия

3.1 Классификация систем сертификации

Закон «О техническом регулировании» дает такое определение системе подтверждения соответствия (сертификации) - совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Системы сертификации классифицируются по следующим признакам:

- по уровню: международные, национальные, региональные;

- по статусу: системы обязательной и добровольной сертификации;

- по объектам сертификации: продукция, услуги, производства, системы качества.

Международная система сертификации включает в себя представительство различных стран-участниц. Большое значение имеет международная организация, занимающаяся выпуском стандартов ИСО.

Национальная система сертификации создается на национальном уровне. Она сертифицирует продукцию предприятий, осуществляющих свою деятельность в пределах государства. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определено ФА по техническому регулированию и метрологии.

Одной из самых известных систем сертификации России является система обязательной сертификации ГОСТ Р, возглавляемая Госстандартом России. В рамках этой системы осуществляется деятельность по сертификации системы продукции, сертификации производств и систем качества, сертификации экспертов.

3.2 Система добровольной сертификации

Добровольная сертификация является наилучшим средством повышения конкурентоспособности продукции отечественного производства, даёт возможность предприятиям конкурировать с импортной продукцией. Сертификат содержит информацию, как о безопасности продукции, так и обо всех ее потребительских свойствах.

Добровольная сертификация решает следующие задачи:

- подтверждение соответствия продукции требованиям нормативных документов;

- подтверждение соответствия требуемым параметрам безопасности продукции;

- подтверждение подлинности продукции;

- проверка соответствия цены и качества;

- подтверждение соответствия системы менеджмента качества предприятия требованиям стандартов серии ИСО 9000;

- подтверждение соответствия системы экологического менеджмента и охраны здоровья требованиям стандартов серии ИСО 14000;

- подтверждение компетентности персонала, участвующего в производстве продукции;

- подтверждение соответствия протекания технологических процессов требованиям производственных стандартов.

Для регистрации системы добровольной сертификации в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию (в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании») представляются:

- свидетельство о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя;

- правила функционирования системы добровольной сертификации;

- изображение знака соответствия, применяемое в данной системе добровольной сертификации;

- документ об оплате регистрации системы добровольной сертификации.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации допускается только в случае непредставления документов, или совпадения наименования системы и (или) изображения знака соответствия с наименованием системы и (или) изображением знака соответствия зарегистрированной ранее системы добровольной сертификации. Уведомление об отказе в регистрации системы добровольной сертификации направляется заявителю в течение трех дней со дня принятия решения об отказе в регистрации этой системы, с указанием оснований для отказа.

Отказ в регистрации системы добровольной сертификации может быть обжалован в судебном порядке. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию ведет единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации, содержащий сведения об юридических лицах и (или) об индивидуальных предпринимателях, создавших системы добровольной сертификации, о правилах функционирования систем добровольной сертификации, знаке соответствия и порядке применения. Федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию должен обеспечить доступность сведений, содержащихся в едином реестре зарегистрированных систем добровольной сертификации, заинтересованным лицам.

Порядок ведения единого реестра зарегистрированных систем добровольной сертификации и порядок предоставления сведений, содержащихся в этом реестре, устанавливается федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию [1].

В настоящее время на ряде предприятий пищевой промышленности страны начинает использоваться система добровольной сертификации систем качества на основе принципов ХАССП. В Европе система ХАССП является обязательной для предприятий, выпускающих пищевую продукцию.

Система ХАССП базируется в нашей стране длительное время на стандарте ГОСТ Р 51705.1- 2001 «Система качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования». Стандарт разработан с учетом Директивы Совета ЕС 93/43 «О гигиене пищевых продуктов».

Эта система обеспечивает контроль на всех этапах производства пищевой продукции, на всех производственных точках, осуществляет анализ рисков для выявления опасных факторов и производит их оценку.

Система ХАССП предназначена для уменьшения рисков, вызванных возможными проблемами, связанными с пищевой безопасностью.

4 Международная система подтверждения качества продукта

4.1 Международные организации сертификации

Вопросами сертификации на международном уровне в настоящее время занимаются такие организации, как: Международная организация по стандартизации, в частности, её Комитет по оценке соответствия, Международная электротехническая комиссия и работающая в тесном контакте с ней Международная комиссия по сертификации соответствия электрооборудования; Генеральное соглашение по тарифам и торговле. Такими же организациями являются: Всемирная торговая организация; Европейская экономическая комиссия ООН; Международный торговый центр; Конференция ООН по торговле и развитию; Международная конференция по аккредитации испытательных лабораторий и др.

4.2 ИСО

ИСО - международная организация, занимающаяся выпуском стандартов. Международная организация по стандартизации создана в 1946 году, фактически её работа началась с 1947 года. Россия стала членом ИСО как правопреемник СССР. В 2005 году Россия вошла в Совет ИСО.

ИСО ставит свои задачи следующим образом: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами. Развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. В состав ИСО входит 164 страны своими национальными организациями по стандартизации. Россию представляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в качестве комитета-члена ИСО. Всего в составе ИСО более 100 комитетов-членов. Кроме комитетов-членов членство в ИСО может иметь статус членов-корреспондентов, которыми являются организации по стандартизации развивающихся государств. Категория член-абонент введена для развивающихся стран. Комитеты-члены имеют право принимать участие в работе любого технического комитета ИСО, голосовать по проектам стандартов, избираться в состав Совета ИСО и быть представленными на заседаниях Генеральной ассамблеи. Члены-корреспонденты не ведут активной работы в ИСО, но имеют право на получение информации о разрабатываемых стандартах. Члены-абоненты уплачивают льготные взносы, имеют возможность быть в курсе международной стандартизации [2].

Международный стандарт является результатом консенсуса между участниками организации ИСО. Он может использоваться непосредственно или путём внедрения в национальные стандарты разных стран.

Международные стандарты разрабатываются техническими комитетами ИСО и подкомитетами в ходе следующего процесса:

Стадия первая - предложения. На этом этапе проводится подтверждение того, что существует необходимость в разработке стандарта. Осуществляется разработка предложения, которое принимается большинством членов-участников, назначается лидер проекта, ответственный за данный пункт программы.

Стадия вторая - подготовительная. На этой стадии выбирается группа экспертов и ответственный лидер, разрабатываются различные черновики нового стандарта, до тех пор, пока рабочая группа не примет решение о том, что разработано наилучшее техническое решение. Выбранный черновик передаётся на высший уровень рассмотрения для прохождения следующей фазы.

Стадия третья - комитета. Первый готовый черновик регистрируется Главным Секретариатом ИСО. Он распространяется между членами для внесения замечаний и корректировок. Черновик будет одобрен в случае согласия с ним две трети членов организации, его представляют в качестве черновика международного стандарта.

На четвёртой стадии вопросов черновик международного стандарта распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для голосования и замечаний в течение пяти месяцев.

Стадия пятая - одобрения. Окончательная редакция черновика международного стандарта распространяется среди всех членов ИСО Главным Секретариатом ИСО для заключительного определения за или против. Если в этот период поступают технические замечания, на этой стадии они уже не рассматриваются, но регистрируются для анализа в ходе будущего пересмотра данного международного стандарта.

Стадия шестая - публикации. Когда окончательная редакция черновика международного стандарта одобрена, в итоговый текст разрешается, при возникновении такой необходимости, вносить только небольшую редакторскую правку. Итоговый текст отсылается в Главный Секретариат ИСО, который публикует данный международный стандарт [2].

4.3 МЭК

Международная электротехническая комиссия - международная некоммерческая организация по стандартизации в области электрических, электронных и смежных технологий. Некоторые из стандартов МЭК разрабатываются совместно с Международной организацией по стандартизации (ISO).

Основные задачи деятельности МЭК это:

- эффективно отвечать требованиям мирового рынка;

- гарантировать первенство и максимальное использование своих стандартов и схем соответствия по всему миру;

- оценивать и улучшать качество изделий и услуг через разработку новых стандартов;

- создавать условия для взаимодействия комплексных систем;

- способствовать росту эффективности промышленных процессов;

- вносить вклад в деятельность по совершенствованию здоровья человека и безопасности;

- вносить вклад в деятельность по защите окружающей среды.

Для реализации основных задач МЭК издает международные стандарты - публикации. Национальные и региональные организации призваны использовать публикации в своих работах по стандартизации, что в значительной мере улучшает эффективность и развитие мировой торговли. МЭК – один из органов, признанных Всемирной торговой организацией, чьи нормативные документы используются как основа для национальных и региональных стандартов с целью преодоления технических барьеров в торговле. Стандарты МЭК представляют собой ядро Соглашения Всемирной торговой организации по техническим барьерам [2].

Международных стандарты МЭК являются основой многосторонней схемы оценки соответствия, которые сокращают торговые барьеры, вызванные различными критериями сертификации изделий в различных странах; снижают затраты на испытание оборудования на национальном уровне при сохранении соответствующего уровня безопасности; сокращают время продвижения изделий на рынок. Оценка соответствия МЭК и схемы сертификации изделий призваны подтвердить, что изделие соответствует критериям международных стандартов, в том числе стандартам серии ИСО 9000. Правление органа по оценке соответствия МЭК координирует работу:

- системы оценки качества электронных компонентов;

- системы проверки соответствия и сертификации электрического оборудования;

- схемы сертификации электрического оборудования для взрывоопасных сред.

4.4 ВТО

ВТО - организация, комплекс правовых документов, многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами [2]. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами, Генеральное соглашение о торговле услугами и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности. Cоглашения ВТО сформулированы парламентами всех стран-участниц.

Страны-члены ВТO взаимoдействуют в рамках недискриминационной торговой системы, где каждая страна получает гарантии справедливого и последовательного отношения к ее экспoрту на рынках других стран, обязуясь обеспечивать такие же условия для импорта на свой собственный рынок. В выполнении обязательств развивающимися странами предусмотрены сравнительно большая гибкость и свобода действий.

Основные правила и принципы ВТО отражены в многосторонних торговых соглашениях, которые затрагивают торговлю товарами и услугами, а также торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, разрешение споров и механизм обзора торговой политики.

5 Национальная система подтверждения качества продукта

5.1 Система обязательной сертификации ГОСТ Р

Система ГОСТ Р – первая обязательная система сертификации в России. Эта система является самой крупной и известной в России. Она охватывает продукцию, на которую распространяется ФЗ «О защите прав потребителей». Документами, являющимися основой системы ГОСТ Р являются сертификат и декларация о соответствии, которые подтверждают требования безопасности продукции в соответствии с установленными стандартами.

Существует перечень продукции, которой помимо подтверждения её безопасности необходимо подтверждение соответствия по её функциональным свойствам и качеству. Документы соответствия в системе сертификации продукции ГОСТ Р выдаются в центрах сертификации, органы которых они представляют прошли обязательную аккредитацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии.

Сертификат может быть выдан только на основе протокола сертификационных испытаний в лаборатории, также имеющей соответствующую аккредитацию. Если в соответствии с российским законодательством данный вид продукции должен получить документы и в другой системе сертификации, то сначала производится получение необходимого разрешительного документа в этих других системах [1].

Структура систем сертификации определена в ФЗ «О техническом регулировании». Структура системы ГОСТ Р иерархическая, состоит из пяти уровней:

- РосТехРегулирование - центральный орган системы сертификации в России;

- центральные органы конкретной системы сертификации - это отраслевые управления РосТехРегулирования;

- органы и центры сертификации, получившие аккредитацию в системе ГОСТ Р и имеющие право выдачи разрешительных документов;

- испытательные лаборатории, также имеющие аккредитацию и право проведения сертификационных исследований определенных видов продукции с формированием протоколов испытаний;

- заявители, желающие подтвердить соответствие своей продукции в системе ГОСТ Р.

Этапы проведения сертификации в ГОСТ Р, в целом следующие:

- подается заявка-декларация на проведение сертификации в центр сертификации;

- производится выбор испытательной лаборатории или органа в соответствии с областью их аккредитации;

- с помощью центра сертификации производится отбор образцов или проб для лабораторных испытаний и подготовка необходимой технической документации;

- производятся непосредственно испытания образцов продукции;

- органом сертификации совместно с испытательной лабораторией производится анализ состояния производства продукции;

- эксперты органа сертификации производят экспертный анализ полученных результатов испытаний;

- осуществляется сертификация производства;

- производится оформление и регистрация сертификата соответствия системы качества производства в Государственном реестре системы сертификации ГОСТ Р;

- производится выдача сертификата соответствия на систему качества производства продукции;

- выполняется оформление, регистрация сертификата соответствия на продукцию и внесение сертифицированной продукции в Государственный реестр ГОСТ Р;

- производится выдача разрешительного сертификата соответствия;

- периодически осуществляется инспекционный контроль стабильности сертифицированных характеристик (параметров) продукции на производстве [3].

В зависимости от выбранной схемы сертификации в системе ГОСТ Р, порядок может изменяться. Схемы сертификации зависят от вида продукции и объема партии, на которую заявитель желает получить разрешительный документ. Это может быть партия на конкретную поставку, или документ на партию продукции по контракту или на серийное производство.

5.2 Международное объединение стран СНГ

Международное объединение стран СНГ (ранее называлась Советская Ассоциация Качества) - одна из первых в России систем добровольной сертификации.

Объектами сертификации являются многие виды продукции, услуги, процессы, системы качества, системы производства.

В основу создания системы были положены разработки международных организаций, европейские стандарты гармонизированы не только с системой обязательной сертификации ГОСТ Р, но и но и с международными правилами и нормами. В отличие от ГОСТ Р, где проверки проводят эксперты - аудиторы, система разграничивает обязанности эксперта и аудитора.

В качестве экспертов приглашаются высококвалифицированные специалисты, работающие в определенной области и обладающие знаниями по сертификации.

Аудитор - специалист по проведению проверок систем качества и аттестации производства. В реестре данной системы аккредитовано несколько десятков аудиторов. Эксперты приглашаются по мере необходимости и включаются в состав аудиторских групп. Кроме экспертов, которые прошли аттестационную комиссию руководящего комитета, есть еще члены-корреспонденты, которые выражают желание стать экспертом и пройти аттестацию.

Основные направления деятельности объединения:

- проводит аккредитацию в ГОСТ Р для придания большей весомости самой аккредитации, результатам испытаний, усиливает признание сертификата и знака соответствия. Сертификация в Системе СовАсК проводится на соответствие тем нормативным документам, которые предлагает заявитель. Это может быть и стандарт любой зарубежной страны, что очень важно для отечественных предприятий-экспортеров;

- содействие развитию экспорта - помощь экспортером в подготовке продукции к сертификации за рубежом: вся основная работа по процедуре сертификации осуществляется силами СовАсК, а на конечный этап приглашается представитель соответствующей зарубежной сертификационной фирмы, которая и выдает сертификат, более признаваемый иностранными покупателями. Эта практика считается наиболее полезной как в плане снижения затрат, так и приобретения доверия за рубежом;

- сертификация систем обеспечения качества на предприятиях;

- в системе может осуществляться и обязательная сертификация, но для этого получаются полномочия от национального органа;

- СовАсК как организация представляет собой международное объединение, членами которого являются организации и предприятия всех форм собственности стран СНГ;

- технический аудит - обследование объекта с целью констатации его реального состояния и стоимости с учетом выявленных отклонений от установленных норм и требований - (недвижимость, оборудование, автотранспортные средства).

Одновременно с СовАсК была создана система «Сертификация биржевых товаров» как акционерное общество, соучредителями которого стали ВНИИС, Российская товарно-сырьевая биржа, фирма по сертификации энергоносителей [3].

Целью создания является подтверждение соответствия товара, участвующего в торгах, требованиям нормативных документов.

Системы сертификации однородной продукции - это системы сертификации, относящиеся к определенной группе продукции, для которой применяются одни и те же конкретные стандарты и правила и та же самая процедура.

Формирование систем сертификации однородной продукции осуществляется с учетом следующих факторов:

- наличие аналогичной международной системы;

- общность технических принципов устройства и производства продукции;

- общность назначения продукции или требований к ней;

- общность методов испытаний;

- общность области распространения продукции.

5.3 Сертификация третьей стороной

В руководстве ИСО определены восемь схем сертификации третьей стороной:

- испытания образца продукции;

- испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами, закупаемыми на открытом рынке;

- испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за заводскими образцами;

- испытания образца продукции с последующим контролем на основе надзора за образцами, полученными с завода;

- испытания образца продукции и оценка заводского управления качеством с последующим контролем на основе надзора за заводским управлением качества и испытаний образцов, полученных с завода;

- только оценка заводского управления качеством;

- проверка партий изделий;

- стопроцентный контроль [2].

Применение национальными предприятиями сертификации продукции в условиях конкурентных отношений дает следующие преимущества:

- формирует благоприятный имидж отечественного продукта на международном рынке;

- облегчает и упрощает выбор качественной продукции потребителям;

- обеспечивает получение потребителем необходимого продукта с соответствующими характеристиками;

- способствует повышению конкурентоспособности и рентабельности предприятия;

- уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;

- снижает барьеры выхода национального продукта на международный рынок;

- стимулирует развитие нормативной документации в условиях рыночной конкуренции;

- способствует повышению имиджа предприятия, усовершенствованию технологических процессов;

- стимулирует ускорение НТП;

- способствует повышению доли квалифицированного персонала на предприятии.

Вся сертификационная деятельность осуществляется в соответствующей системе, обладающей собственными правилами и руководящими положениями.

Системы сертификации продукции можно классифицировать на национальную, региональную, международную, обязательную, добровольную и самостоятельную.

Национальная система сертификации продукции создается на национальном уровне правительственной или неправительственной организацией. В качестве национального органа по сертификации в Российской Федерации определен Госстандарт России. Помимо государственных форм контроля за безопасностью и качеством продукции в условиях формирующегося рынка развиваются и другие параллельные формы этой деятельности, в частности система сертификации биржевых товаров.

Региональная международная система сертификации продукции создается на уровне некоторых стран одного региона, например в рамках Европейской экономической комиссии ООН на региональном уровне функционирует около 100 систем и соглашений по сертификации.

Международная система сертификации продукции создается на уровне ряда стран из любых регионов мира правительственной международной организацией.

Обязательная система создается для продукции, на которую в НТД должны содержаться требования по охране окружающей среды, обеспечению безопасности жизни и здоровья людей. В этом случае изготовитель без соответствующего сертификата не имеет права не только реализовать продукцию, но и производить.

Добровольная система сертификацией предусматривает сертификацию продукции только по инициативе ее изготовителя. В этом случае он вправе сертифицировать свою продукцию на соответствие любым требованиям НТД, в т. ч. зарубежной. Данный вид сертификации может дать очень многое в повышения конкурентоспособность продукции.

Самостоятельная система сертификации продукции создается самим предприятием-изготовителем продукции. При этом сертификаты на изделия выдает само предприятие строго под свою ответственность. По существу, само-сертификация является заявлением изготовителя о соответствии его продукции и производства требованиям НТД.

Система сертификации продукции третьей стороной создается стороннею организацией, которая проверяет, оценивает и подтверждает соответствие выпускаемой изготовителем продукции и проводимых им мероприятий требованиям НТД. Очень важно в данной ситуации для проведения сертификации продукции иметь хорошо оснащенные испытательные центры, лаборатории.

Поэтапная реализация основ российского законодательства в области сертификации продукции и услуг, активная деятельность различных организаций в этом направлении определили формирование в стране организационно-технического механизма проведения сертификации в законодательно-обязательной и добровольной сферах. Позволили приступить к осуществлению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обязательной сертификации с целью реализации государственной политики.

Согласно классической схеме, испытания образцов продукции осуществляют испытательные лаборатории. Результаты испытаний, оформленные в виде протокола, передаются тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные. Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями законодательства (если продукция попадает в регулируемую законодательством область) либо с другими представленными поставщиком характеристиками, нормативами, документами и т. д. В случае, если продукция соответствует указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику сертификат соответствия.

В зависимости от выбранной схемы, взаимоотношения субъектов сертификации могут не закончиться на этапе выдачи сертификата. Орган сертификации может сам, или поручив это контролирующему органу, осуществлять текущий надзор за производством поставщика и характеристиками продукции, и в случае получения негативных результатов аннулировать выданный сертификат соответствия.

Сертификация – важный фактор обеспечения доверия при взаимных поставках продукции, а также решения таких крупных социальных задач, как гарантия безопасности потребляемой (используемой) продукции, охрана здоровья и имущества граждан, защита окружающей среды. Развитие сертификации в общем экономическом пространстве различных государств подразумевает взаимное признание результатов сертификации продукции, которое может быть основано на гармонизации законодательной базы, использовании единых стандартов и взаимно признанных механизмов установления соответствия.

Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России. На этой основе сформулирована обязательная система сертификации - Система сертификации ГОСТ РФ. Применительно к ней сформулирована номенклатура продукции, работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации. Привязанная к классификаторам ОКП и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), данная номенклатура однозначно устанавливает необходимые для проведения сертификации государственные стандарты (в том числе принятые в РФ межгосударственные и международные стандарты), санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, нормы по безопасности, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством РФ содержат обязательные требования к продукции.

В настоящее время номенклатура постоянно пополняется и периодически пересматривается по мере введения обязательной сертификации в соответствии с законодательными актами.

Среди них законы: об оружии; об информации, информатизации и защите информации; об охране труда; о космической технике; о связи; о пожарной безопасности; о безопасности дорожного движения; о ветеринарии; о санитарно-эпидемиологическом благополучии; о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции; о железнодорожном транспорте; об энергоресурсосбережении; о государственном регулировании в области добычи и использовании угля; о государственном регулировании в области генноинженерной деятельности [1].

В настоящее время предусмотрено, что в целях осуществление государственного регулирования сертификации в стране общий перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических лиц и граждан на основе договорных отношений между заявителями и органами по сертификации. Этот вид сертификации могут проводить юридические лица, взявшие на себя функции органов по добровольной сертификации и зарегистрировавшие системы сертификации и знаки соответствия в Госстандарте России, а также органы по обязательной сертификации в пределах области своей аккредитации.

Основными целями сертификации являются:

- обеспечение реализации прав граждан на безопасность продукции для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды;

- создание условий для деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на едином товарном рынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле; содействие потребителям в компетентном выборе продукции; защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

- подтверждение характеристик продукции, заявленных изготовителем. Как обязательная, так и добровольная сертификация применяется в сфере производства и обращения продукции на внутреннем и внешнем рынках [4].

6 Вывод национального предприятия на международный рынок

6.1 Общие сведения о выводе предприятия на международный рынок

Рыночные отношения, сложившиеся в России совсем недавно, потребовали от российских предприятий и организаций принять новые условия для их успешного существования, а именно: активное сертифицирование своей продукции. В связи с либерализацией внешнеэкономических отношений предприятия получили право выхода на международные рынки.

Выбор международного рынка предполагает изучение трех параметров:

- потенциала и условий этого рынка;

- интенсивности используемых приемов конкуренции;

- целей и возможностей предприятия [4].

Потенциал рынка определяется прежде всего его емкостью (перспективами развития, доступностью проникновения на него иностранного предприятия без чрезмерных затрат средств и времени). Основными препятствиями на пути предприятия, планирующего выход на внешний рынок, являются таможенные барьеры, нетарифные ограничения, юридические препятствия.

Достижение коммерческих результатов требует от предприятия полного анализа своей продукции, выявление сильных и слабых сторон своей организации, комплексное исследование зарубежного рынка, анализ факторов, определяющих конъюнктуру рынка, спроса и предложения по конкретному товару, конкурентоспособности, цен, товародвижения.

При выборе зарубежного рынка важным ориентиром для маркетологов является соблюдение таких принципов исследования, как:

- систематичность - исследования должны вестись систематично, а не носить разовый характер;

- системность - исследования должны охватывать весь зарубежный рынок и всю структурную иерархию рыночных процессов, фактов, их динамику и взаимосвязи;

- комплексность - комплексный подход к изучению объектов (их взаимосвязи с другими процессами и объектами);

- связанность и целеустремленность - направление, масштабы, глубина, детализация проводимых исследований должны быть органически увязаны с целями и задачами деятельности данного субъекта рынка, отражать его реальные потребности в конкретной аналитической информации;

- множественность источников информации - целесообразное поступление рыночной информации не из одного, а из нескольких источников, что позволяет проверять информацию;

- универсальность - исследования могут быть проведены исходя из любой потребности субъекта рынка в информации для принятия рационального решения;

- научность - точность, объективность, обусловленность. Недостаточно объективные, необоснованные исследования ведут к искаженным рекомендациям.

Качественное исследование зарубежного рынка имеет непосредственное влияние на успех организации на международном рынке.

Основания для выхода фирмы на внешний рынок могут и должны рассматриваться на трех уровнях: глобальном (современные тенденции международных экономических отношений), национальном (место страны в международном разделении труда) и собственно фирменном.

На глобальном уровне важнейшей современной тенденцией является глобализация, т.е. постепенная экономическая, политическая и культурная интеграция всего мира, в сочетании с региональной интеграцией.

Необходимость участия России в международной экономической деятельности (национальный уровень) обусловливается следующими факторами:

- переход к рыночной экономике, либерализацию всей экономической жизни, внешней торговли;

- распад СССР и СЭВ, что заставило резко пересмотреть систему традиционных связей с некоторыми странами и превратило многие традиционные внутренние связи во внешнеэкономические.

В этих условиях каждая конкретная фирма принимает на своем, фирменном уровне собственное решение о выходе на внешний рынок.

Мотивами для выхода на международный рынок могут служить, в частности, следующие соображения:

- определенные тенденции на внутреннем рынке, выталкивающие фирмы за рубеж (насыщение рынка данного товара, рост и обострение конкуренции, финансовая, фискальная, социальная, экологическая политика государства);

- рост фирмы и расширение ее сферы деятельности;

- необходимость поддержания и развития имиджа фирмы;

- стремление преодолеть зависимость от конъюнктуры внутреннего рынка с его специфическими характеристиками (например, сезонностью), рассеять риск и обеспечить возможность маневра ресурсами;

- возможность использования государственных программ содействия международной торговле (как отечественных, так и зарубежных) [6].

Планируя выход на международный рынок, предприятие может ставить такие цели, как:

- завоевание стратегических позиций в странах, которые представляют собой важные рынки в силу своих размеров и потенциала;

- использование низких цен производства и сборки;

- создание стандартизованных товаров;

- получение экономии средств за счет увеличения масштабов деятельности на рынках разных стран.

Выход предприятий на международный рынок требует соблюдения ряда условий:

- наличие соответствующих финансов, собственных и мобилизуемых со стороны;

- концепции товара или услуги, на которой строится коммерческо-хозяйственная деятельность;

- обеспечение качества товаров, соответствующего качеству товаров рыночных лидеров;

- становление цен, удовлетворяющих покупателей;

- предпродажной подготовки товаров [6].

6.2 Формирование маркетинговой стратегии выхода на международный рынок ОАО «Азовская Бавария»

В современном мире конкуренция на рынке производства пива очень велика. ОАО «Азовская Бавария» является региональной компанией, которая развивалась своими силами и с помощью местных инвесторов.

Можно выделить следующие функциональные стратегии.

Стратегии, основанные на сильных сторонах и возможностях ОАО «Азовская Бавария»:

- возможность снижения торговых барьеров при выходе на внешний рынок открывает двери на новые рынки сбыта;

- имея мощную финансовую базу, организация может повысить производительность, закупая новое оборудование;

- положительный имидж и четко организованная структура организации дает возможность повышать квалификацию персонала;

- конкурентоспособный уровень качества, цена и опыт успешной работы в данной отрасли позволяет успешно конкурировать с производителями пива лишь на региональном уровне.

Стратегии, основанные на слабых сторонах и возможностях:

- повышение производительности на фабриках на современном оборудовании позволит снизить себестоимость продукции, тем самым привлечёт потребителей;

- ослабление законодательных ограничений освободит средства для продвижения продукции за рубежом;

- разработка товаров для новой группы потребителей более известной за рубежом;

- необходимо переквалифицировать персонал, снижать себестоимость продукции и активно продвигать торговую марку на новых рынках сбыта.

На основе параметров предприятия можно принять для дальнейшего воплощения в жизнь стратегию, предусматривающую выход предприятия ОАО «Азовская Бавария» на внешние рынки [7].

Для осуществления заданной цели необходимо реализовать следующие задачи:

- произвести и реализовать приоритетный вид продукции – пиво в размере 1 млн. руб.;

- произвести и реализовать квас брожения в размере 0,7 млн. руб.;

- удержать региональные рынки, сохранив объем продаж в регионах, суммарно на уровне продаж прошлых лет.

Наиболее простой и распространенной формой выхода на внешний рынок является экспорт товаров. Экспорт требует наименьших затрат ресурсов, потому что все маркетинговые функции в основном ложатся на плечи посредников. Предприятие может осуществлять экспорт с использованием специализированных брокеров или напрямую при помощи иностранных оптовиков и торговцев.

При экспорте любого товара немаловажным является вкусовые предпочтения той или иной страны. Так как ОАО «Азовская Бавария» в основном ориентирован на производстве пива из хмеля, то свою продукцию он может предложить таким странам, как Франция, Бельгия, Казахстан. Эти рынки являются привлекательными не только с точки зрения вкусовых качеств, но и также не существует препятствий для проникновения на рынки этих стран.

Чтобы привлечь зарубежных потребителей в данном продукте необходимы апробированные рекламные концепции и мероприятия по продвижению в соответствии с условиями рынка.

6.3 Схема выхода предприятия ОАО «Азовская Бавария» на международный рынок

В России производится пиво в соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р 51174-2009 Пиво. Общие технические условия. Показателями должного качества являются: пенообразование 40 мм; содержание сусла от 2,8 % до 8,0 %; до 8 % этилового спирта; до 0,4 % углекислоты.

Планируется выход предприятия на рынок Бельгии, однако в этой стране показатели качества продукции следующие: 30 мм пенообразование; содержание сусла до 11 %; до 4,8 содержание этилового спирта; до 0,6 % углекислоты; 3,8 ккал/г калорийность [2].

Сначала необходимо проанализировать состояние своего бизнеса, проверить, удовлетворяют ли показатели качества требованиям нормативных документов.

На следующем этапе проводят сертификацию продукции но требованиям национального стандарта ГОСТ Р.

Далее проводится сравнительный анализ требований национального стандарта нашей страны и страны, на рынок которой планируется выход.

Показатели качества, отличающиеся от требований международного стандарта изменяются и осуществляется доказательство соответствия (рис.1).

Рисунок 1 – Схема выхода предприятия на международный рынок

Заключение

В данной курсовой работе были рассмотрены международные и национальные системы подтверждения качества продукции, процесс выхода предприятия на международный рынок.

Показано, что в настоящее время рынок переполнен различными товарами разного качества, защитить потребителя от недобросовестного продавца смогут только системы подтверждения качества продукции.

В курсовой работе показано, что изучение и анализ деятельности предприятия необходимо проводить для:

- оценки текущего состояния дел и прогнозирования поведения предприятия в условиях изменяющейся рыночной конъюнктуры;

- выработки рекомендаций для принятия предприятием оптимальных решений;

- определение наилучших способов использования предприятием ограниченных ресурсов;

- постоянного совершенствования деятельности предприятия во всех сферах деятельности.

Используемые теоретические сведения были применены на практике при изучении деятельности ОАО «Азовская Бавария», занимающейся пивоварением. Была сформирована маркетинговая стратегия выхода этого предприятия на международный рынок.

Список использованных источников

  1. Антонов Г.А. Основы стандартизации и управления качеством/Г.А. Антонов. - Москва: ИНФРА-М издательство, 2005 г. - 467 с.

  2. Булатов А.С. Международные экономические отношения: учебник.- М.: Экономистъ, 2008 г. - 860 с.

  3. Гурова И.П. Мировая экономика: учебник. - М.:Омега-Л, 2009 г. - 391 с.

  4. Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация/ Ю.В. Димов. - Москва: Юрайт-Издательство, 2008 г. - 432 с.

  5. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник. - М.: Юнити, 2009 г. - 356 с.

  6. Крайнова Ю.Б, Краткий курс: Международные стандарты. - М.: Омега-Л, 2009 г. - 321 с.

  7. Сертификация продукции и услуг // Сертификат соответствия ГОСТ Р: электронный сайт 2010 г, URL: http://www.dmob.org.ru (дата обращения: 13.11.2013).

  8. Международная организация сертификации // Международная электротехническая комиссия: электронный сайт 2013 г, URL: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 03.12.2013).

  9. Информационный портал о сертификации // Сертификат соответствия ГОСТ Р: электронный сайт 2013 г, URL: http://infogost.com (дата обращения: 04.12.2013).

Просмотров работы: 12267