Уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому. Без преувеличения можно сказать, что умение своевременно получать необходимую информацию для принятия, после ее обработки и анализа, соответствующего решения - ключ к успеху в карьере и жизни современного человека. На первый план выходит задача развития критичности мышления. Сейчас необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
В «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года» констатируется факт «ускорения темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору, в связи с чем, особую важность приобретает формирование современного мышления у учащихся (самостоятельного принятия ответственных решений в ситуациях выбора, прогнозирования их возможных последствий)». А этого невозможно добиться без развития критического мышления у школьников.
По мнению Дж. Барелла существуют определенные характеристики, присущие критически мыслящему человеку. Среди них выделяют:
настойчивость в решении проблем;
рассмотрение проблемы с различных точек зрения;
установка множественных связей между явлениями;
активное восприятие информации;
терпимое отношение к различным точкам зрения, на некоторую проблему;
выбор необходимой информации из большого количества сведений[4].
Школа традиционно знакомит учащихся уже с «продуктами» мышления, но редко демонстрируют «процессы», с помощью которых эти «продукты были получены». Становится актуальным поиск путей развития критического мышления у учащихся 6-7 классов.
Различные предметы школьной программы обладают определенными дидактическими возможностями развития критического мышления, в том числе и «Информатика и ИКТ». Данная научная область дает различные методы исследования окружающей действительности, понимаемые на уровне методологии познания. К ним относят информационное моделирование, системный анализ и др. указанные методы, по мнению исследователей (В.С. Степин, И.О. Загашев, В.К. Станиславчик и др.) способствуют развитию таких мыслительных операций как классификация, построение гипотезы, оценивание, аргументация, формирование суждений на основе критериев и т.д.
При работе с информационными технологиями развиваются способности замечать противоречия, недостатки и «пробелы» в информации, взвешенно анализировать источники, владеть различными технологиями работы с информацией, активно воспринимать информацию за счет ее визуализации. Указанные мыслительные операции представляют собой компоненты критического мышления, следовательно, информатика способствует развитию критического мышления учащихся.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления. С одной стороны, в русском языке «критическое» ассоциируется с чем-то негативным, отвергающим. Часто критическое мышление соотносят с понятием «критика».
Рассмотрим понятия «критика» и «критическое мышление».
Таблица 1
Анализ понятия «критика»
Источник |
Определение |
Критика |
|
«Философский словарь» под редакцией И.Т.Фролова [5] |
Критика – это способ выявления и определение ошибок и недостатков. |
«Толковый словарь живого великорусского слова В.И. Даля» [2] |
Критика – это розыск и суждение о достоинствах и недостатках какого-либо труда, особенность сочинения; разбор, оценка. |
«Энциклопедический словарь» [10] |
Критика – (от греч. kritike - искусство разбирать - судить). 1) разбор (анализ), обсуждение чего-либо с целью дать оценку (напр., литературнаякритика). 2) Отрицательное суждение о чем-либо (в науке, искусстве,общественной жизни и т. д.),указание недостатков. 3) Исследование, научнаяпроверка достоверности, подлинности чего-либо (напр., критика текста,критика исторических источников). |
«Словарь Ожегова» [9] |
1) Критика – разбор и оценка литературных, музыкальных, театральных и других художественных произведений. 2) Критика – отрицательное суждение о чем-нибудь, указание на недостатки. 3) Критика – обсуждение, разбор чего-нибудь с целью оценить, выявить недостатки |
«Исторический словарь» [8] |
Критика – разбор, анализ, обсуждение чего-либо с целью дать оценку, атакжеотрицательное суждение о чем-либо или о ком-либо,указаниенедостатков в поведении и т. д. Еще одно значение – проверка достоверности, подлинности чего-либо, например текста (в науке). |
Во всех случаях критика определяется как способ выявления недостатков. Таким образом, для многих критическое мышление предполагает спор, дискуссию, конфликт.
Таблица 2
Анализ понятия «критическое мышление»
Источник |
Определение |
Критическое мышление (КМ) |
|
Дж. Браус, Д. Вуд[1] |
КМ – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Это поиск здравого смысла. |
Д. Халперн «Психология критического мышления» [6] |
КМ – это направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью, его отличает использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желательного результата. |
Свободная энциклопедия Википедия[7] |
КМ – (англ. criticalthinking) – система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам. |
Д. Клустер [3] |
КМ – это творческое или интуитивное мышление. |
При всем разнообразии этих и других определений критического мышления можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление – это разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критическое мышление позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Учить детей так, чтобы у них развивалось критическое мышление, труднее, чем просто сообщать им отдельные факты и закономерности. Например, для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными задачами и материалами.
Вопросам критического мышления посвящены работы В. Болотова, М. Вейнстайн, Т. Воропай, Л. Занкова, М. Кларина, Н Кравченко, Д. Клустера, М. Липман, К. Мередит, Т. Олейник, Р. Пауль, Е.Полат, Дж.Стил, Ч. Темпл, О. Тягло, М. Чошанова, Д. Халперн и др.
Проблема развития критического мышления очень актуальна сегодня, поскольку в эпоху информационного общества необходимо научить учеников добывать информацию самостоятельно, развивать способности учащихся к самостоятельной работе с информацией любой сложности, развивать критичность и логичность мышления.
Список литературы
Браус Дж. А., Вуд Д. Энвайроментальное образование в школах [Текст]: Пер. с англ. – NAAEE, 1994.
Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст]. – М.: 1978. – 360 с.
КлустерД. Что такое критическое мышление? [Текст] // Перемена: Международный журнал о развитии мышления через чтение и письмо. – 2001. - №4. – с. 36-40.
Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования 21 века [Текст]: Материалы конференции. – Н.Новгород: Арабеск, 2001. – 272с.
Философский словарь [Текст] / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат,1987. – 590 с.
Халперн Д. Психология критического мышления [Текст]. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.
Интернет – ресурсы
Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Исторический словарь [Электронный ресурс] // Сборник онлайн словарей OnlineDics.ru. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/his/k/kritika.html. – Загл. с экрана
Словарь Ожегова [Электронный ресурс] // Сборник онлайн словарей OnlineDics.ru. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/ojegov/k/kritika.html . – Загл. с экрана
Энциклопедический словарь [Электронный ресурс] // Сборник онлайн словарей OnlineDics.ru. – Режим доступа: http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/k/kritika.html . – Загл. с экрана