Что же является мерилом «социальной нормы» и «социального отклонения»? Прежде всего, «социальная норма» - это сложившаяся стандартами поведения личности в группе, соблюдение которых является для каждого индивида необходимым условием взаимодействия (Мардахаев, 2005).
А «социальное отклонение» - это такое развитие человека, поведение которого не соответствует его среде обитания. А среда, в свою очередь, это своеобразный фон, на котором формируется личность (семья, улица, школа и т.д.) (Мардахаев, 2005).
Сегодня многие исследователи и практики говорят об усложнении условий, обеспечивающих развитие детей, увеличении пограничных состояний и сочетанных нарушений в развитии с проявлениями бродяжничества, и другими формами асоциального поведения. В связи с чем целью нашей работы является выявление причин формирования социальных отклонений у детей и возможности их предупреждения.
Наблюдения показывают, что в условиях воспитания детей в ситуациях семейного неблагополучия неудовлетворение основных потребностей и сужение на ранних этапах онтогенеза социального поля активности влекут формирование личности с социальными отклонениями со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе.
Многие подростки попадают в группу «трудных» и оказываются «социально-дезадаптированными» в современном обществе. Неприспособленность проявляется в неопределенности жизненных позиций, восприимчивости к негативным влияниям среды и неадекватности поведения, трудностях в семейно-бытовой и профессиональной сферах и др.
Работа проводилась в общеобразовательном учреждении № 40 города Махачкалы. К исследованию были привлечены ученики средних и старших классов. Мы использовали широкий спектр методов изучения развития подростков: наблюдение, беседа, контент-анализ.
Как известно, основными причинами правонарушений и преступлений несовершеннолетних являются:
Ошибки семейного воспитания:
а) безнадзорность детей, Такие дети, встречаясь с антиобщественными людьми, играют в карты, выпивают, нередко рецидивисты используют их в преступных целях;
б) лицемерие, лживость, хамство, бытующие в некоторых семьях, которые внушают детям подозрительные отношения ко всем людям, воспитывают неуважение к соседям, школе;
в) суровое отношение с детьми. Из таких семей дети часто убегают, бродяжничают, совершают правонарушения;
г) пьянство, разврат, скандалы, драки, расхождение и примирение родителей, чрезмерная их занятость и низкий культурный уровень, ограниченность интересов и духовных потребностей.
Недостатки воспитательной работы в отдельных школах.
Неправильные взаимоотношения семьи и школы. В большинстве своем они строятся на основе взаимных обвинений и полного отсутствия единых требований.
Отрицательное влияние ближайшего окружения. Оставшись без родительского контроля и присмотра, подростки могут попасть под влияние людей, зараженных антиобщественными взглядами, которые будут толкать их на путь правонарушений.
Различные недостатки в работе государственных, административных, общественных, культурно-просветительных и других организаций и учреждений, участвующих в работе с детьми.
Отсутствие полового воспитания.
Наркомания и одна из ее форм – токсикомания.
Недостатки внешкольной и внепроизводственной деятельности.
Неблагоприятные факторы материального порядка.
Больше всего правонарушений подростки совершают в свободное время. Однако организация свободного времени является большим недостатком в системе мероприятий по воспитанию подрастающего поколения (Гаджибеков, 1994).
Проведенные нами исследования в МБОУ СОШ № 40 по изучению социальных отклонений в развитии и воспитании детей, а также работы социально-психологической службы по их профилактике на сегодняшний день (1-е полугодие 2012- 2013 уч. года) показало, что на внутришкольном учете состоят 6 учащихся. Среди которых: двое десятиклассников, один девятиклассник, один восьмиклассник и двое пятиклассников. 2 учащихся, находятся на учете у инспектора по делам несовершеннолетних. 40 человек относятся к «группе риска».
Основные причины постановки на учет – поведенческая: порча школьного имущества, пропуски уроков, нарушение дисциплины, опоздания, неуспеваемость.
К «группе риска», в основном, относятся дети с нарушениями в психологической сфере (дезадаптация, нарушение психо-эмоциального состояния, мотивационной сферы), по состоянию здоровья, вновь прибывшие учащиеся и социально-дезадаптированные учащиеся.
В данном случае основной деятельностью социального педагога и психолога является индивидуальный подход к «трудновоспитуемым» учащимся. В то же время с ними проводится комплексная работа – администрация, классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя- предметники, родители.
За учащимися «группы риска» ведется контроль посещаемости, наличием школьных принадлежностей, успеваемости и внешним видом.
По работе с учащимися «группы риска» за первую четверть ведется последовательная работа: индивидуальные встречи с учителями-предметниками, родителями, руководителями методобъединений по ознакомлению с индивидуально – психологическими особенностями этих учащихся.
Социально – психологическая служба по запросу классных руководителей проводит патронат на дому учащихся «группы риска» (40 человек) с целью обследования жилищно – бытовых условий. Кроме того, важно проводит и индивидуальные беседы с родителями этих учащихся, позволяющие определить истинные причины социальные отклонения у детей для принятия конструктивных решений.
Социально-психологическая служба СОШ № 40 проводит ежедневные мониторинговые исследования учащихся и работу по оказанию социально-психологической поддержки по мере необходимости. Они учат детей справляться со сложностями и переживать острые ситуации. Отчасти это происходит на уроках ОБЖ, но этого недостаточно. Ребенок часто не знает, куда ему обратиться, чтобы решить свои проблемы? Наша ментальность еще не настолько изменилась, чтобы в сложной ситуации надо обращаться к психологу или социальному педагогу.
После проведенной экспериментальной работы мы пришли к следующему выводу:
Одним из самых серьезных проблем является неполноценное семейное воспитание. Большая часть обследованных семей ведет замкнутый, социально пассивный образ жизни, ориентированный на достижение семейного благополучия. Очевидно, что при таком образе жизни у детей подростков не может сформироваться активная жизненная позиция, чувство коллективизма и товарищеской взаимопомощи, у них воспитываются индивидуализм, инфантильность, социальная пассивность.
Семьи, где растут дети с поведенческими девиациями, как правило, неполные или неблагополучные. В них очень часто происходит ссоры, нападки друг на друга и взаимообвинения. Чаще всего конфликт родителей происходит в присутствии детей. При отсутствии компенсации эмоционального напряжения родитель может найти выход в необоснованном наказании или обвинении ребенка даже за незначительный проступок. Следовательно, возникают трудные, неразрешимые ситуации для самого ребенка, и в них необходимо работа социального педагога совместно с учителем, врачом, психологом.
Возможны следующие способы их взаимодействия: социально-психологическая помощь семье; социально-психологическая помощь детям; медико-психолого-педагогическое консультирование семьи и детей; помощь в разрешении конфликтных ситуаций, переживаемых детьми; психологическая коррекция и диагностика отклоняющегося поведения; проведение профилактических мероприятий; разработка действенных мер по реабилитации охраны и защиты, прав ребенка и семьи.
Реализация названных мер возможна путем:своевременной диагностики социально-психологической дезадаптации;дифференциального подхода к разрешению ситуации;выявления неблагоприятных факторов и воздействий со стороны окружения, приводящих к нарушению поведения, своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптационных воздействий.
Литература
Василькова Ю.В. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педвузов и колледжей. – М., 1999. - 440с.
Гаджибеков И.М. Перевоспитание несовершеннолетних правонарушителей. – Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 31с.
Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: Учебник – М.: «Гардарики», 2005.- 269 .