ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА В РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время при проведении социально-экономической политики в России особое внимание уделяется выстраиванию эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, способствующих инновационному социально ориентированному развитию российского государства, в особенности – повышению эффективности человеческого капитала.

Развитие человеческого капитала представляется невозможным без внедрения инновационных технологий в образовании. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р в основу развития системы образования должны быть положены принципы проектной деятельности, принцип открытости образования к внешним запросам, применение проектных методов, адресность инструментов ресурсной поддержки и комплексный характер принимаемых решений [5].

В Федеральной целевой программе развития образования, принятой Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 дается характеристика ситуации в сфере профессионального образования, для которого «характерно несогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны рынка труда. Начальное профессиональное образование продолжает оставаться наиболее проблемным. Попытки реформирования начального профессионального образования, нацеленные на усиление его социальной направленности, не дают пока должного эффекта. Для средней профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием ее объективного прогноза по отраслям экономики, нерациональным использованием специалистов со средним профессиональным образованием. Нуждается в существенном обновлении сеть вузов… Нуждаются в дальнейшем развитии межвузовская кооперация, обмен ресурсами, академическая мобильность студентов и преподавателей как в РФ, так и за рубежом». [4]

В целях изучения путей развития человеческого капитала был проведен анализ взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда на примере Свердловской области.

Следует заметить, что в Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг. сказано, что развитие человеческого капитала обуславливается состоянием системы образования [2].

В настоящее время на каждую тысячу населения Свердловской области более половины имеет профессиональное образование. В условиях все большей нехватки рабочих, положительной особенностью Свердловской области является сохранение системы начального профессионального образования. Доля населения со средним профессиональным и начальным профессиональным образованием существенно выше общероссийского показателя (в 1,01 и 1,63 раза соответственно). Тем не менее, существует нехватка специалистов с данным уровнем образования в связи со спецификой развития экономики Свердловской области, а именно – преобладанием предприятий промышленности [3, с.25].

Наиболее высокий процент трудоустройства по полученной специальности наблюдается у выпускников учебных заведений начального профессионального образования (36%), самый низкий – у выпускников учебных заведений высшего профессионального образования (23%) [1, с.10]. Кроме того, на данный момент существует тенденция увеличения численности безработных с высшим профессиональным образованием (с 23% в 2010 г. до 26% в 2011 г.) [6]. Несмотря на это до сих пор большая часть студентов ориентирована на получение высшего профессионального образования (45% от общего числа принятых абитуриентов в 2011 г.). Подтверждением этому служит снижение численности выпускников с начальным и средним профессиональным образованием за 2008-2011гг. (на 2,8 и 4,6 тыс. чел. соответственно), и рост численности выпускников с высшим профессиональным образованием (на 1,4 тыс. чел.) [6]. Одной из причин данной ситуации является желание трети выпускников учреждений среднего профессионального образования продолжить свое образование в высших учебных заведениях. [3, с.98]

За 2008-2012 гг. в Свердловской области наблюдается снижение уровня занятости (на 78,1 тыс.чел.) и повышение уровня безработицы (на 58,6 тыс.чел.). Потребность различных организаций и предприятий в рабочей силе в 2011 году составила 265,9 тыс. человек [3, с.21-22]. Из них 74 % составляют рабочие. Количество вакантных рабочих мест, заявленных работодателями в органы службы занятости населения Свердловской области, составило на 01 января 2012 года 29939 единиц и не покрывает реальную потребность, что свидетельствует о неразвитости взаимодействия работодателей с центрами занятости населения [1, с.3].

В 2011 г. численность безработных составляла 146,6 тыс. чел. Службами занятости населения Свердловской области на профессиональное обучение направлено 14484 (9,9%) безработных гражданина [3, с.25]. Из общего числа граждан, направленных на профессиональное обучение, 8151 (5,6%) человек проходил обучение в образовательных учреждениях профессионального образования, из них: 24,2% – в учреждениях начального профессионального образования, 61,3% – в учреждениях среднего профессионального образования, 14,5% – в учреждениях высшего профессионального образования.

Говоря о возрастной структуре безработных в Свердловской области, следует отметить, что основную долю безработных составляет молодое население в возрасте до 29 лет (40%). [6]

Между тем, учреждения профессионального образования пытаются взаимодействовать с предприятиями Свердловской области по ряду направлений: трудоустройство выпускников; организация мест практики; участие в разработке содержания профессиональных образовательных программ; участие в конкурсах профессионального мастерства и др.

Следует отметить, что взаимодействие работодателей с учреждениями СПО вдвое выше по всем направлениям, хотя количество учащихся в средних профессиональных образовательных учреждениях лишь ненамного (на 15%) превышает количество учащихся в начальных профессиональных образовательных учреждениях[6]. Взаимодействие учреждений НПО налажено с 2070 предприятиями, а СПО – с 4337 предприятиями, что составляет лишь 1,1% и 2,3% соответственно от общего числа предприятий Свердловской области.

Из 1074 образовательных программ, реализуемых в учреждениях НПО и СПО Свердловской области, с участием работодателей разработаны 716 (67%) образовательных программ, в том числе 252 образовательные программы – для современного производства.

Тем не менее, до сих пор еще не удалось включить в соглашения образовательных учреждений с предприятиями пункт об экспертизе со стороны работодателей каждой образовательной программы на предмет соответствия результата образования требованиям предприятия к своему персоналу. Кроме того, отсутствует анализ востребованности специалистов в той или иной области, не изучается эффективность трудоустройства выпускников системы профессионального образования в первый год после окончания образовательного учреждения. Сохраняется тенденция «избыточного» профессионального образования на рабочих местах, а соответственно – и удорожания подготовки специалистов.

Таким образом, основной проблемой взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда Свердловской области на данный момент является отсутствие действующих механизмов регулирования объемов и структуры подготовки кадров в областных учреждениях профессионального образования с учетом потребностей регионального рынка труда и образовательных потребностей граждан.

Плохо налаженное взаимодействие между системой профессионального образования и рынком труда приводит к тому, что учреждения профессионального образования испытывают затруднения от нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления обучения наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. Отсутствие информации оказывает негативное влияние на качество подготовки специалистов. Данный факт приводит к тому, что современная молодежь не знает о реальной ситуации на рынке труда и не осознает востребованность своей будущей профессии по окончании учебного заведения, все чаще ориентируясь на «сарафанное радио».

Причиной сложившейся ситуации служит отсутствие действенного механизма обеспечения диалога между системой профессионального образования и рынком труда, который в состоянии бы был обеспечить комплексный подход к поиску выхода из сложившейся ситуации, учитывая при этом интересы всех участников диалога, а также и выработку совместных решений, которые впоследствии будут реализованы на практике.

На начальном этапе это могут быть массовые публичные мероприятия любой организационной формы (профессиональные конкурсы, тематические выставки, научно-практические конференции, форумы, слеты), обеспечивающие обширное информационное сопровождение проблем взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда в развитии человеческого капитала. Разработка и реализация данных мероприятий должна осуществляться с помощью проектных технологий, позволяющих наиболее эффективно выполнить систему взаимосвязанных временных действий, направленных на изменение существующей ситуации.

Использование такого механизма в решении проблем взаимодействия системы профессионального образования и рынка труда будет способствовать уменьшению нехватки профессиональных кадров, развитию отраслей экономики Свердловской области, общему экономическому росту, который позитивно скажется на экономической безопасности Свердловской области – с одной стороны, и к пониманию реальной ситуации на рынке труда потребителями образовательных услуг, рациональной подготовке кадров в соответствии с актуальными потребностями рынка труда, снижение безработицы и увеличение занятости, снижению напряженности на рынке труда, улучшению благополучия граждан, а также к развитию человеческого капитала Свердловской области – с другой стороны.

Список литературы:

  1. Анализ профессиональной структуры безработицы в Свердловской области [Электр.ресурс]/ Департамент по труду и занятости населения Свердловской области. Эл. текст. дан. Екатеринбург: 2012. Режим доступа: http://www.szn-ural.ru/home/rinoktruda/analit.aspx

  2. Закон Свердловской области от 15 июня 2011 г. «О Программе социально-экономического развития Свердловской области на 2011-2015 гг.» № 36-ОЗ

  3. О состоянии системы образования Свердловской области в 2011 году: ежегодный доклад [Электр.ресурс]/ Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Эл. текст. дан. Екатеринбург: 2012. Режим доступа: http://www.minobraz.ru/files/prilozhenie_k_postanovleniju_pravitelstva_sverdlovskojj_oblasti_ot_03.08.2012g.__836pp_quot_o_ezhegodnom_doklade_quoto_sostojanii_sistemy_obrazovanija_sverdlovskojj_oblasti_v_2011_goduquot.pdf

  4. Постановление Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы» № 61

  5. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. «Об утверждении Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» № 1662-р

  6. Регионы России. Социально-экономические показатели [Электр.ресурс]/ Федеральная служба государственной статистики. Эл. текс. дан. 2011. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/publishing/catalog/statisticCollections/doc_1138623506156

Просмотров работы: 3774