Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. В легких случаях имеются отдельные искажения звуков «смазанная речь», в более тяжелых наблюдаются и искажения, и замена, и пропуски звуков, страдает темп, выразительность модуляция в целом произношение становится невнятным.
У детей частота дизартрии прежде всего связана с частотой перинатальной патологии (поражением нервной системы плода новорожденного). Дизартрия наблюдается у детей наиболее часто при ДЦП от 65-до 85% (М.Б. Эйдинова и Е.Н. Правдина-Винарская , 1959; Е.М. Мастюкова, 1969 г., 1971 г.; И.А. Гаджиев 1999 г. 2010 г.).
Методика логопедической работы определялась клинической картиной – формой дизартрии. При определении динамики восстановительной работы выделялись две стороны: 1) улучшение, 2) значительные.
Как известно из статистического анализа эффективность логопедической работы возрастает в среднем на 80 %при применении специально разработанных методик. Коррекционно-логопедическая работа проводилась в кабинете логопедии на базе кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ. При осмотре детей дошкольных учреждений в количестве 450 выявлено с дизартрией 7 (0,8 %) из осмотренных учащихся в количестве 2564, с дизартрией выявлено -13 (0,5 %).
В результате логопедических мероприятий интенсивность и распространенность гиперкинезом снизилась. В процессе восстановления наблюдается переход из одной формы дизартрии в другую, что объяснилось снижением спастичности или подавлением гиперкинезов в результате компенсаторных мероприятий: рефлексы запрещающих позиций, мануального массажа. (И.А. Гаджиев, 1996 г.).
При постановке данных: 1974-75 гг. 0,6 %; 1998-99 гг. -0,7 %; 2009-10 гг. – 0,8 не наблюдалось снижение речевой патологии. Данное явление объясняется недостаточной разработанностью методик и вопросов повышения квалификации заняты некомпетентные в данных вопросах специалисты, из-за отсутствия достаточной сети специальных учреждений для данного контингента детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Дети с первично сохранным интеллектом попадают во вспомогательные учреждения.
Большинство детей имеют парезы верхних конечностей, и это ограничивает возможности их различной деятельности. С данным контингентом детей необходимо более раннее обучение, проводить дыхательные упражнения, комплекс рефлексов запрещающих позиций работу по общему развитию ребенка.
Увеличение запаса знаний, углубление главнейших общих понятий и представлений, формирование обобщенных умений и навыков все это становится благоприятным фоном, значительно повышающим эффективность специальных логопедических упражнений. Благотворно отражаются мануальный а так же точечный массаж, которым обучаются родители.
Учитывая возраст детей все занятия проводились преимущественно в форме игры. Положительные результаты дают систематичность и доступность обучения, активность и максимальная сознательность обучающего ребенка. Постепенное усложнение работы при постоянной доступности и посильности е достижения следующими путями:
На каждом занятии темп работы менялся в зависимости насколько привычно и знакомо детям то или иное действие.
В зависимости от того, насколько он различает стороны тела на себе, а затем на другом.
Уменьшение степени поддержки в ходе занятия.
Постепенное усложнение предметного оборудования.
Такая работа успешно подводит детей к взаимности школьного обучения.
Литература:
Гаджиев И.А. Дизартрия и реабилитационная работа. Махачкала, 1999, с. 85.
Гаджиев И.А. недостатки устной речи у детей. Тезисы докладов Всесоюзных педагогических чтений. АПН СССР. НИИД. М., 1976, -с.113.
Эйдинова М.Б., Правдина - Винарская Е.н., детские церебральные параличи и пути их преодоления. М., изд-во АПН РСФСР, 1959, - с.74.