Личностно-ориентированный подход, представленный трудами Г.Адорно, Э.Аронсона, А.Г.Асмолова, З.Ф.Мубиновой, Г.У.Солдатовой, Л.А.Шайгеровой, Е.И.Шлягиной и других ученых, исходит из идеи взаимосвязи личностного развития (зрелости) и толерантности.
Этнические представления формируются в раннем возрасте. Ж.Пиаже выделяет три этапа в формировании этнической идентичности: в 6-7 лет ребенок приобретает первые (фрагментарные и несистематичные) знания о своей этнической принадлежности; в 8-9 лет ребенок уже четко идентифицирует себя со своей этнической группой, выдвигает основания идентификации — национальность родителей, место проживания, родной язык, в нем просыпаются национальные чувства; в 10-11 лет (младший подростковый возраст) этническая идентичность формируется в полном объеме.
Данный подход к формированию этнической идентификации дает основания считать младший школьный возраст наиболее оптимальным для формирования толерантных взаимоотношений. У детей с самых малых лет следует развивать нормальную этническую идентичность, предполагающую благоприятное отношение к образу своего народа, его культуре, истории; естественный патриотизм; положительные установки на общение с другими народами; понимание их вклада в мировую историю. Российская культура при нормальной этнической идентичности будет восприниматься учащимися как «букет» из национальных культур, как единство в многообразии.
Существуют разные интерпретации понятия «межэтническая толерантность». Чаще всего под этим подразумевают индифферентность к этническим различиям, позицию самоограничения и намеренного невмешательства [10], да и просто терпение. Кроме того, имеет место понимание толерантности как стремления к взаимодействию на принципах равноправия и согласия [11]. Всё это, разумеется, свидетельствует о неустоявшейся терминологии, тем более что термин «толерантность», как и само понятие, заимствованы из западной (главным образом англоязычной) литературы без должного этимологического анализа своего содержания.
Известно, что основными критериями этничности по-прежнему продолжают оставаться самосознание, язык, конфессиональная принадлежность, а также особенности культуры (в пище, одежде и т.д.), при этом степень актуализации этничности, как представляется, выступает индикатором современного состояния межэтнических отношений в обществе. Так, чем больше для респондента значима его этническая принадлежность, тем тревожнее он оценивает ситуацию в сфере межэтнического взаимодействия. Однако вряд ли можно утверждать, что повышение этнического самосознания, акцентированность на своей этничности однозначно способствует нарастанию напряжённости, интолерантности в изучаемой нами сфере. Большинство респондентов, даже с высокой степенью осознания значимости своей этнической принадлежности, всё же достаточно позитивно смотрит на развитие межэтнических отношений, как в своём населённом пункте, так и в республике.
Реализация на практике принципа этнической толерантности предполагает соблюдение нескольких условий:
- первое: не стремиться подчинить себе другого. О толерантности можно говорить только в том случае, когда у партнеров отсутствует стремление подчинить, подавить другого своей властью, авторитетом, материальным достатком, силой оружия. Следовательно, толерантность строится только на основе некоторого равенства позиций взаимодействующих субъектов. Оно должно обязательно включать уважение достоинства каждого, право на наличие и сохранение индивидуальности, проявление которой ограничивается в той мере, в какой это требуется для достижения общего результата деятельности;
- второе: изучать другого. Поскольку толерантность базируется на уважении достоинства взаимодействующих субъектов, то для партнеров становится обязательным изучение того, что каждый из них считает в себе наиболее ценным, значимым для общения. К сожалению, в современном обществе желание и умение изучать другого человека (тем более этническую общность) редко присутствует не только у детей, но даже и у взрослых. Между тем подобное умение учит рассматривать непривычное, необычное как объект познания, представляющий интерес для партнера. Этот аспект чрезвычайно важен для педагогов, занимающихся толерантным воспитанием школьников. Ознакомление детей с культурой, традициями, образом жизни представителей других национальностей позволит перевести присущую многим людям оценочную деятельность в познавательную. Это, в свою очередь, предполагает активный поиск разными людьми того ценного, что может быть основой для их совместного существования. Тем самым у личности формируется способность признавать наличие иных взглядов, мнений, представлений, способов поведения, а также плюралистичность ния к нему.
- третье; принимать другого таким, какой он есть. Это условие означает, что субъекты по взаимодействию должны стремиться не переделать друг друга, а воспринимать другого как нечто целое со всеми индивидуальными особенностями.
- четвертое; акцентировать внимание на объединяющих факторах. Для достижения толерантного взаимодействия важно найти то, что объединяет партнеров, а не разъединяет их. Поэтому необходимо сначала выделять общее и лишь потом фиксировать внимание на противоположном.
В случае межнациональных разногласий этим общим могут стать наднациональные, общечеловеческие проблемы, представляющие ценность для представителей любого этноса.