Проблема воспитания гражданской активности является весьма актуальной в современных психолого-педагогических исследованиях в связи с тем, что тесно связана социо-политическим становлением человека, развитием правовой и информационной культуры, мировоззренческими основами формирования личности.
Теоретико-методологический анализ трудов в области гражданского воспитания молодежи позволил нам прийти к выводу, что несмотря на многочисленные исследования в этом направлении, отмечается недостаточность работ в области воспитания гражданской активности молодежи средствами информационных технологий.
Между тем, современные информационные технологии и средства активно используются в молодежной среде, выступают сегодня как один из основных факторов влияния на формирование информационной культуры личности, средством для осуществления социальных потрясений, вовлечения молодежи как в позитивные, так и асоциальные антиправительственные акции и мероприятия.
В то же время на многих молодежных образовательных форумах отмечается явственная тенденция на образование и воспитание юношей и девушек средствами информационных технологий. К числу таких форумов можно отнести:
1) Всероссийский молодежно-образовательный форум «Селигер – 2009» (Тверская область, пос. Осташково);
2) Всекавказские молодежные форумы «Машук – 2011», «Машук-2012» (г. Пятигорск, 2010, 2011, 2012);
3) Международные молодежные образовательные форумы «Каспий-2011» и «Каспий-2012» (Карабудахкентский район РД, пос. Манас, 2011, 2012);
4) Всероссийские молодежные образовательные форумы Движения добровольцев Дагестана «3D-формат-2011» и 3D-формат-2012» (г.Избербаш, 2011 и 2012);
5) Межрегиональный молодежный образовательный форум «Медиа-Дагестан» (г. Избербаш, 2012)
В ходе проведения ряда форумом нами проводилось анкетирование участников форума «Машук-2012» для мониторинга возможностей информационных технологий в формировании гражданственности.
В ходе анкетирования мы пытались выяснить, каким образом образовательная программа форума (в том числе и направленная на формирование информационной культуры) повлияла на рост гражданского самосознания участников.
Результаты свидетельствуют о том, что 62% участников отмечают, что в ходе проведения форума у них возрос уровень гражданской активности. Примерно 70,3% участников указывают на рост уровня культуры межнационального общения. При этом у 44% увеличился уровень общероссийской идентичности, а у 74% - уровень патриотизм.
В таблице мы привели данные по характеру взаимосвязи прошедших изменений и посещения различных образовательных программ.
Таблица 1.
№ |
Параметр |
% участников |
1 |
Изменения стали результатом основной образовательной программы «Формирование общероссийской идентичности» |
33 |
2 |
Изменения стали результатом основной образовательной программы «Вовлечение молодежи в социальную и общественно-политическую деятельность государства» |
44 |
3 |
Изменения стали результатом программы «Технологии организации работы с молодежью посредством современных информационно-коммуникационных технологий» |
14,8 |
4 |
Изменения стали результатом основной образовательной программы «Гражданское воспитание молодежи в условиях современного общества и поликультурной среды» |
29,6 |
5 |
Изменения стали результатом информационной программы «Медиа-Кавказ» в целом |
29,6 |
6 |
Изменения стали результатом программы «Работа в микроблогах» |
25,9 |
7 |
Изменения стали результатом программы «Блоги: хобби или социальный феномен» |
3 |
8 |
Изменения стали результатом программы «Репортажная фотосъемка» |
11 |
9 |
Изменения стали результатом «Российские блогеры-тысячники: причины популярности, технологии продвижения себя в Сети» |
3 |
Проведенный первичный корреляционный анализ изменений с характером образовательной программы показывает, что образовательные программы, направленные на формирование информационной культуры молодежи, несмотря на то, что они носили факультативный характер, привлекли внимание почти трети участников форума и оказали активное воздействие на рост гражданской активности, патриотизма, общероссийской идентичности и культуры межнационального общения.
При этом факультативные программы по технологии «Равный – равному» (информационная программа «Медиа-Кавказ» в целом получила 29,6%) оказались более затребованными по сравнению с основной обязательной программой «Технологии организации работы с молодежью посредством современных информационно-коммуникационных технологий» (14,8%).
Следовательно, формирование гражданской активности молодежи средствами информационных технологий, проводимое молодыми людьми в возрасте до 30 лет оказывается более эффективным, чем аналогичная работа под руководством более опытных людей. Здесь срабатывает эффект «peer-to-peer education», когда источником знаний для молодого человека служит не профессиональный учитель, а его ровесник, уже обучившийся предмету, у которого можно не стесняясь и не испытывая неловкости уточнить, спросить, попросить повторить.
Первичные данные мониторинга позволяют прийти к выводу о необходимости всестороннего теоретико-методологического анализа стихийно формирующейся практики формирования гражданской активности молодежи средствами информационных технологий.
Литература:
1. Богданов А.В. Воспитание гражданской активности подростка в учреждении дополнительного образования детей – Дис. к.п.н. 13.00.01 - Оренбург, 2009. – 173 с.
2. Волобоева Н.Н. Социально-педагогические условия становления активной гражданской позиции подростков в современной школе. Автореф. дис. … к.п.н. 13.00.01. – Омск: ОГПУ, 2008. – С. 7.
3. Кобелева Т.И. Формирование гражданской позиции учащихся старших классов средствами социального проектирования. Дис. … к.п.н. 13.00.01. – - Самара, 2006 – 183 с.
4. Сухарева Т.А. Воспитание гражданской позиции старшеклассников в деятельности молодежных общественных объединений. – Дис. канд.п.н. 13.00.01 – Челябинск, 2008. – 173с.