ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ США (НА ПРИМЕРЕ Y-12) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЯДЕРНЫХ ОБЪЕКТОВ США (НА ПРИМЕРЕ Y-12)

Тихомирова Д.А. 1
1ФГБОУ ВПО "АмГУ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день можно смело утверждать, что помимо статуса одного из крупнейших обладателей ядерного оружия, США являются лидерами по числу научно-исследовательских центров и лабораторий, занимающихся разработками, связанными с оружием массового уничтожения (далее ОМУ). Подтверждением тому может служить тот факт, что по состоянию на 2006 год, в США официально насчитывалось более 400 таких учреждений. Однако беспокойство вызывает проблема обеспечения безопасности функционирования выше обозначенных объектов ввиду участившихся случаев терроризма в мире и практики хищения информации, что связано с желанием некоторых государств обладать технологиями разработки ОМУ. Именно этим и объясняется актуальность данной проблемы, которая является как современной, так и чрезвычайно значимой, ведь объекты, работающие над тем, чтобы упрочнить безопасность государства, могут стать фактором ее ослабления в том случае, если уровень обеспечения всесторонней безопасности не соответствует нормам. Однако, государство, однажды ставшее обладателем статуса «ядерной державы», помимо подобного «титула» взяло на себя серьезную ответственность, суть которой заключается в обеспечении всесторонней безопасности разработок в данной сфере.

В связи с этим целью данного исследования является рассмотрение типичных проблем обеспечения безопасности ядерных объектов США на примере объекта Y-12.

Сначала стоит отметить, что ядерный комплекс США включает в себя 6 ключевых точек: Лос-Аламосская и Ливерморская национальные лаборатории (Калифорния), комплекс национальной безопасности Y-12 в Оак-Ридж (Теннеси), объект Пантекс (Техас), объект Саванна Ривер и объект по обеспечению национальной безопасности в штате Невада. Согласно заявлениям официальных лиц и независимых экспертов, американский ядерный комплекс располагает 85 т. выделенного плутония и более 400 т. высокообогощенного урана (ВОУ)1. Если для изготовления одной ядерной боеголовки требуется 25 кг ВОУ, или 8 кг плутония, то на ядерных объектах США плутония урана на 20 тыс.. Это требует огромных усилий и затрат для обеспечения безопасности стратегического сырья 2.

Что касается общих проблем безопасности ядерных объектов, то к ним можно отнести следующие:

- недостаточная физическая безопасность объектов;

- сетевая уязвимость лабораторий;

- низкий уровень подготовки персонала для работы на объектах;

- недостаточный уровень безопасности при транспортировке радиоактивных материалов;

Проявление некоторых из обозначенных выше проблем представляется возможным рассмотреть на примере Центра национальной безопасности Y-12 в Оук-Ридж (Теннеси), который является центром Министерства энергетики США и расположен рядом с Национальной лабораторией Оук-Ридж. Здесь производятся комплектующие для ядерного оружия, а также хранится основная часть американского запаса обогащённого урана. Центр Y-12, являющийся самым первым объектом по ядерным разработкам и служивший базой для реализации Манхэттенского проекта 1943 г., осуществляет сегодня следующие задачи:

- Производство, обновление и демонтаж компонентов ЯО;

- Защита ядерных материалов;

- Предотвращение распространения ОМУ;

- Обеспечение ВМС США безопасными и эффективными ядерными силовыми установками;

- Оказание иного рода поддержки в случае необходимости с целью обеспечения национальной безопасности3.

Однако, 28 июля 2012 г. в здание центра национальной безопасности Y-12, известный как один из наиболее защищенных в силу особой стратегической значимости, без труда удалось проникнуть троим активистам – противников ядерной энергетики в США. Инцидент является прямым подтверждением наличия острых проблем обеспечения физической безопасности объекта Y-12, о которых говорит в своем докладе генеральный инспектор Министерства энергетики на Y-12.

Во-первых, в докладе отмечается проблема видеонаблюдения на объекте. Камера наблюдения, отвечающая за обзор того участка, где и было совершено проникновение, которая вышла из строя и не работала уже в течение 6 месяцев на момент инцидента. Согласно данным доклада, камеры иногда находятся в нерабочем состоянии, т.к. по неясным причинам ремонт камер не входит в число приоритетных задач и средства на эти нужды не выделяются.

Во-вторых, затрагивается проблема осуществления пропускного режима на территорию объекта. Как оказалось, сам факт проникновения взломщиков в зону повышенной безопасности при наличии охраны объяснялся тем, что инфильтратов было «сложно распознать» до тех пор, пока они не попали в эту зону; когда же они проникли внутрь, были приняты за членов команды технического обслуживания. Складывается впечатление, что охрану не в первый раз не оповестили о составе бригад техобслуживания. Значит, для работников было обычным делом появиться в зоне повышенной безопасности без предупреждения.

В-третьих, доклад освещает проблему отсутствия дополнительного ограждения на территории здания объекта, которое могло стать препятствием для взломщиков. Оказалось, что от плана его установки отказались еще в ходе сооружения объекта4.

Прямую ответственность за обеспечение безопасности на объекте несет «Бэбкок энд Уилкокс кампании» (The Babcock & Wilcox Company), которая с 2000 г. осуществляет управление ядерными объектами и программами Министерства энергетики и Национального управления по ядерной безопасности (DOE и NNSA) в соответствии с заключенным с компанией от имени ННСА контрактом5, условия которого, по словам сенатора Тернера, в настоящий момент пересматриваются6.

Вторая серьезная проблема, проявившаяся в данной ситуации - проблема низкого уровня подготовки персонала объекта и отсутствие координации действий в чрезвычайной ситуации.

Подтверждением тому является высказывание помощника министра энергетики США по вопросам защиты окружающей средыиздоровья Майклза в своем докладе, где он говорит о «пугающей неадекватности реакции» персонала на сигнал тревоги. Об уровне подготовки персонала говорит Майклз говорит следующее: «Я особенно обеспокоен тем, что руководители и работники не осознают сути возможного вреда, который является частью работы в области химических разработок, а также отсутствием у персонала необходимых знаний и навыков реагирования в условиях чрезвычайной ситуации»7.

Здесь стоит напомнить, что печальный опыт у объекта в Оак-Ридж уже был и выводы делались, причем неоднократно. Cитуация 1999 г., когда на заводе произошел крупный взрыв, в результате которого 10 человек подверглись радиоактивному облучению, также была связана с неадекватными действиями персонала в кризисной ситуации.

В качестве реакции на инцидент были приняты следующие корректирующие меры:

-Улучшение коммуникации и программы обучения технике безопасности для руководящего звена и рядовых работников;

- Повышение вовлеченности рядовых сотрудников в планирование мер безопасности и их непосредственное участие в программу комплексного управления безопасностью;

- повторный анализ действий с целью решения в будущем подобных операций;

- Проработка процедур запуска и остановки в чрезвычайных ситуациях;

- Проведение частых, без предварительного уведомления инспекций объекта Y-12 независимой группой оценки;

- Численное увеличение членов руководящего состава на рабочем месте для получения информации в ходе прямого контакта с рядовыми работниками;

- Проведение тренингов для руководящего состава на тему принятие решений в ЧС8.

Однако, создается впечатление, что принятых мер не было достаточно, поскольку ситуация лета 2012 г. вновь продемонстрировала наличие проблем десятилетней давности.

Еще одной серьезной проблемой безопасности является проблема сетевой уязвимости, которая сегодня стала более чем злободневной. Говоря предметно о комплексе в Оук-Ридж, стоит отметить, что Национальная лаборатория в была подвержена кибер-атаке дважды - в 2007 и 2011 гг., в результате чего доступ в интернет на какое-то время был полностью приостановлен. Атака 2007 года привела к утрате и утечке огромного количества данных, связанных с химическими и био разработками, а также системой обеспечения национальной безопасности9. Этот случай не единственный, - подобным атакам периодически повергаются ключевые исследовательские лаборатории и центры США, например – Лос-Аламосская национальная лаборатория (2008 г.), Тихоокеанская северо-западная национальная лаборатория и Лаборатория Джефферсона (2011 г.).

Также стоит обратить внимание на проблему транспортировки радиоактивных материалов. Проблема является серьезной, поскольку расположение объектов по производству, переработке, утилизации ядерного топлива не располагаются компактно на территории США. Маршруты перевозок радиоактивных материалов проходят через всю страну. К данной проблеме активно привлекает внимание НПО «Паблик Ситизен» (Public Citizen), занимающаяся лоббированием интересов граждан, поскольку гарантия безопасности транспортировки напрямую связана с безопасностью людей, ведь маршруты перевозок пролегают неподалеку от жилых массивов. Это чревато не только негативными последствиями, но и ударом по благосостоянию граждан, т.к. цены на жилье вблизи трасс, по которым пролегают маршруты перевозок ядерных материалов, уже являются крайне низкими. Среди инструментов воздействия на органы законодательной власти данной группы - мобилизация общественного мнения. Так, в изданном ими брошюре по проблеме, отмечается, что транспортные средства для перевозки радиоактивных материалов никогда полноценно не тестировались10, что позволяет лишь строить прогнозы относительно масштабов возможных последствий. При этом, как отмечается там же, объемы перевозок радиоактивных материалов огромны - 2 млн. рейдов ежегодно. А сам факт того, что в сети Интернет можно без труда найти карту с детальным изображением маршрутов, которые в целях обеспечения безопасности не должны предаваться огласке, вызывает опасения. Работа «Ситизен Груп» принесла свои плоды: кажется, на письма с требованиями изменить маршруты перевозок радиоактивных материалов, которые массово стали направляться в Конгресс, последовала реакция. В частности, республиканский председатель комитета по Вооруженным Силам США М. Тернер, выступая 21 сентября 2012 г. в комитете, обратил внимание на проблему и предложил передать и этот процесс в ведение Пентагона, заявив, что его предложение поддерживают 6 сенаторов11.

Высказывался Тернер и о реформировании системы безопасности в целом. Заявив об абсолютном провале системы обеспечения безопасности объектов Y-12 и отметив несостоятельность ННСА и Министерства энергетики обеспечивать должный уровень безопасности на объектах, где хранится ядерное оружие, Тернер выступил с инициативой законопроекта. Его суть заключается в передаче полномочий Министерства энергетики по обеспечению безопасности ядерных объектов Министерству обороны, что, по словам Тернера, должно повысить уровень безопасности на объектах12.

Таким образом очевидно, что в США наблюдается диспропорция между усилиями, направленными на ведение научных разработок в ядерного оружия и усилиями, вкладываемыми в обеспечение всесторонней безопасности данного процесса. В данной связи проведение реформы, подобной предложенной Тернером, представляется целесообразным шагом. Однако, если решения вопроса о кардинальном реформировании необходимо еще подождать, то меры на локальном уровне уже были приняты.

В частности, по заявлению Чарльза Г. Спенсера, - президента и генерального директора службы технической обслуживания «Бэбкок энд Уилкокс кампании», «эффективные меры уже приняты, а совершенствование системы безопасности осуществляется в данный момент»13. Например, для обеспечения безопасности и осуществлением контроля на объект были направлены опытные и высококвалифицированные специалисты. Планируется провести переподготовку службы охраны, усилить патрулирование территории, создать дополнительные ограждения, провести ремонт и переустановку камер наблюдения. Сперсер также отметил, что данная ситуация стала своеобразным уроком, сделанные из которого выводы необходимо применять и по отношению к другим действиям, для того, чтобы демонстрировать высокий уровень безопасности14.

И все же тот факт, что только на объекте Y-12 хранится основная часть американского запаса обогащённого урана, а на сегодняшний день здесь находится 400 т. высокообогащенного урана, попадание которого «не в те руки» может обернуться катастрофическими последствиями международного масштаба, заставляет всерьез задуматься о необходимости принятия мер. Ведь в следующий раз взломщиками могут оказаться уже не борцы за экологию и права граждан, а террористы, которые вряд ли станут долго размышлять, прежде чем применить приобретенные технологии и (или) материалы по назначению.

1 Roth N. Challenges of Protecting U.S. Nuclear Weapon Materials // Center for Arms Control and Non-Proliferation. – URL: https://armscontrolcenter.org/assets/pdfs/Nick_Roth_paper.pdf (30.09.2012).

2 Ibid.

3Y-12 National Security Complex. [The Babckock and Wilcox Company] – URL: http://www.babcock.com/library/project_profiles_y12.html (06.10.2012).

4 Roth N. Challenges of Protecting U.S. Nuclear Weapon Materials [Center for Arms Control and Non-Proliferation]. – URL: https://armscontrolcenter.org/assets/pdfs/Nick_Roth_paper.pdf (30.09.2012).

5 The Babcock & Wilcox Company (B&W) manages complex, high-consequence nuclear and national security operations at nuclear production facilities. [The Babckock and Wilcox Company]. - URL: http://www.babcock.com/services/nuclear_operations_management/ (06.10.2012)

6 Pentagon should take over U.S. nuclear plant security –lawmaker. URL: http://in.reuters.com/article/2012/09/21/usa-security-nuclear-idINL1E8KLAL820120921 (06.10.2012).

7 Ibid.

8 DOE Concludes Explosion at Oak Ridge Could Have Been Prevented. March 27, 2000. [Safety Online] –

URL: http://www.safetyonline.com/doc.mvc/DOE-Concludes-Explosion-at-Oak-Ridge-Could-Ha-0001 (30.09.2012).

9 Cyber Attak Hits Oak Ridge National Laboratory. Infosec Island. URL: http://www.infosecisland.com/blogview/13144-Cyber-Attack-Hits-Oak-Ridge-National-Laboratory.html (8.10.2012).

10 Get the Facts on Nuclear Waste Transportation. [Public Citizen]. URL: http://www.nirs.org/factsheets/road.pdf (7.10.2012)

11Rampton R. Pentagon should take over U.S. nuclear plant security-lawmaker/R. Rampton // [Reuters]. – URL:

http://in.reuters.com/article/2012/09/21/usa-security-nuclear-idINL1E8KLAL820120921 (06.10.2012).

12 Ibid.

13 B&W Y-12 Responds to IG Report; Puts WSI on Notice [Y-12 National Security Complex]. – URL:

http://translate.google.ru/translate?hl=ru&sl=en&tl=ru&u=http%3A%2F%2Fwww.y12.doe.gov%2Fnews%2Frelease.php%3Fid%3D301&anno=2 (30.09.2012).

14 Ibid.

Просмотров работы: 2513