В современных условиях мыслительная активность и творческая инициатива специалистов является одним из важнейших условий эффективности профессиональной деятельности. Специалистам необходимо овладеть умениями более широкого диапазона, такими как, определение цели, планирование и организация труда, контроль и регулирование, устранение неполадок в работе, определение особенностей профессиональной деятельности, причин возникновения отклонений, возможных последствий, а также умениями, определяющими способы предупреждения и устранения сбоев в профессиональной деятельности. К данной категории умений мы отнесем рефлексивные умения, которые объединим в блоки на основе структуры деятельности и определим сущность этих умений, выраженную в следующих аспектах и характеристиках:
аспекты: ролевой (способствуют развитию профессиональной деятельности – процессы формирование, реформирование, трансформирование личности специалиста – саморазвитие конкурентоспособности специалиста в современной структуре рынка труда и вхождению его в профессиональную элиту, а также самоактуализации), функциональный(обеспечиваютконтроль и оценку, регулятивность и прогноз результатов профессиональной деятельности);
характеристики: универсальность (сквозной характер для специалистов различных профессий, в системе теория – практика, для функциональных этапов деятельности, в системе дисциплин разных циклов и в дисциплинах одного цикла), инвариантность (определенность соответствия социокультурным основаниям) и вариативность(разнообразие, проявляющееся в видах и типах рефлексии, на различных уровнях и этапах профессиональной деятельности).
Уточнив роль и сущность рефлексивных умений в профессиональной деятельности, их номенклатуру, можно говорить о методике их формирования, включающей специально подобранное и структурированное содержание учебных дисциплин (предметов), оптимальные технологии обучения и педагогические ситуации.
Комплекс педагогических условий формирования профессииональных рефлексивных умений можно представить в следующем виде:
общие условия – наличие материально–пространственной среды для качественной подготовки специалистов (учебный процесс), высокий уровень профессионального творчества и мышления преподавателей, владение преподавателями методикой формирования профессиональных рефлексивных умений, наличие положительной установки у обучаемых на управление формированием профессиональных рефлексивных умений, наличие объективного контроля сформированности этих умений в соответствии с критериями качества (эталон, норма);
основные условия – можно представить в виде следующих стадий: а) осознание обучаемыми необходимости и возможностей рефлексии своей деятельности; б) анализ и самоанализ сил и возможностей; в) выработка программы (стратегии и тактики) действий; г) мобилизация своих сил и способностей, интеллектуальное и волевое напряжение; д) реализация плана (действий), выполнение принятого решения, затем анализ результата и постановка новых целей, задач на пути совершенствования деятельности.
Каждая стадия формирования рефлексивных умений сопровождается помощью преподавателя, через правильно подобранные технологии обучения, приемы педтехники, проблемно-поисковые задачи, собранные в массив педагогической информации, как специальные педагогические условия формирования рефлексивных умений.
При этом, критерий эффективности подготовки специалистов, важно искать не только в самом профессиональном образовании, а, прежде всего в том, насколько выпускники профессиональной школы соответствуют потребностям общества, как в количественном, так и качественном отношении. Итак, перед учебными заведениями стоит задача подготовки конкурентоспособного специалиста, обладающего умением развития профессиональной деятельности на основе сформированных в учебном заведении рефлексивных умений. Высшим критерием сформированности рефлексивных умений специалистов явяется реализация в профессиональной деятельности творческого потенциала.
Можно выделить уровни сформированности рефлексивных умений. Это: базовый – сознательный перенос изученных способов профессиональной деятельности в новые условия; высокий – самоопределение в практической и производственной ситуации, системность в определении задач и планировании профессиональной деятельности, общественно-ценностный ее анализ и корректировка.
Для более полного исследования оценки уровня сформированности рефлексивных умений, назовем общий критерий – это степень сложности мыслительных операций, осуществляемых субъектом при выполнении рефлексивной деятельности на начальном, среднем и высоком уровнях рефлексии.
Эти критерии неразрывно связаны друг с другом и представляют собой единое целое. Для более полной оценки уровня сформированности рефлексивных умений с учетом уровней их формирования можно выделить универсальный критерий. Таким криетрием является самостоятельность в развитии учебной (профессиональной) деятельности, то есть один из способов творческой активности личности. Основным измерителем данного критерия, выступает самостоятельность действий обучаемых, соотнесенная с ориентировочной основой действий соответствующего типа.
Итак, сформированные рефлексивные умения – это подготовленность к выполнению теоретической деятельности, опирающейся на знания и навыки профессиональной деятельности и совершенствующейся вместе с ними. Целью и результатом сформированных рефлексивных умений станет самостоятельное конструирование хода мышления, реконструирование его и сознательный контроль собственных действий, что и позволит будущим специалистам проявлять творческую активность и развивать профессиональную деятельность.
Для выделения самих умений мы воспользовались исследованиями Г. П. Щедровицкого, выделившего 4 основных вида рефлексии, на основании которых мы определили следующие рефлексивные умения, которые можно отнести и к учителю информатики [Щедровицкий Г. П., 2005: 201]:
кооперативные – самоопределение в рабочей ситуации, умение удерживать коллективную задачу, умение принимать ответственность за происходящее в группе, умение осуществлять пошаговую организацию деятельности, умение соотносить результаты с целью деятельности;
интеллектуальные – определение основания деятельности, оценка собственной позиций, умение прогнозировать последующий ход действий, умение возвращаться назад и оценивать правильность выбранного плана;
личностные – умение анализировать себя, адекватное самовосприятие, умение определять и анализировать причины своего поведения, а также его результативные параметры и допущенные ошибки;
коммуникативные – умение «встать на место другого», проявление эмпатии, понимание причин действий другого субъекта в процессе взаимодействия, анализ прожитых ситуаций и учет действий других в своих поведенческих стратегиях, понимание своих качеств в настоящем в сравнении с прошлым и прогнозирование перспектив развития.
Рефлексивные умения помогают учителю понять свою уникальность, индивидуальность и предназначение, которые проявляются через анализ его предметной деятельности. «Если физические органы чувств для человека – источник его внешнего опыта, то рефлексия – источник опыта внутреннего, способ самопознания, необходимый инструмент мышления» [АртюшинаЛ.А., 2008: 66].
Таким образом, сформированные рефлексивные умения учителя информатики позволяют самостоятельно сформулировать цели и результаты дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь, а это в свою очередь делает их ответственными и успешными.
Данные умения можно детализировать в виде конкретных способов действий:
остановка познавательного действия в условиях неуспешности движения к достижению цели: фиксация несоответствия результата действия поставленной цели;
поиск причин неуспешности действия;
осознавание средств собственного мышления: выделение операций, составляющих действие;
определение назначения операции и оценка назначений выделенных операций на предмет соответствия цели и реально достигнутого результата действия;
оформление в виде элементов схемы совершенных действий; сведение элементов схемы в единый объект, посредством установления связей между действиями;
фиксация знания о незнании: выделение в ситуации принципиально новых условий; анализ имеющихся знаний и умений на предмет несоответствия новым условиям; формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи;
выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции: выделение возможных смысловых позиций, способствующих раскрытию многоаспектности проблемы, позволяющей лучше ее осознать;
отбор вариативных средств, отражающих специфику каждой смысловой позиции;
сравнительный анализ средств, отражающих различные смысловые позиции;
анализ оснований собственных действий: выделение существенных данных и их отношений, характерных для определенного типа задач;
соотнесение определенного типа задач с соответствующим ему способом решения.
Таким образом, выделенные рефлексивные умения можно соотнести с выделенными способами действий учителя (см. табл.1)
Таблица 1
Рефлексивные умения, характерные для учителя информатики
Вид рефлексивных умений |
Умения |
Способы действий |
кооперативные |
самоопределение при решении проблемных ситуаций |
осознавание средств собственного мышления: выделение операций, составляющих действие |
разрабатывать алгоритм деятельности, как любого члена группы, так и для всей группы целиком |
взаимодействовать в коллективе с целью сотрудничества |
|
осуществлять пошаговую организацию деятельности |
выделение операций, составляющих действие |
|
соотносить результаты с целью деятельности |
фиксация несоответствия результата действия поставленной цели |
|
интеллектуальные |
определение основания деятельности |
оформление в виде элементов схемы совершенных действий; сведение элементов схемы в единый объект, посредством установления связей между действиями |
оценка собственной позиций |
выработка обновленного взгляда на проблему с другой смысловой позиции |
|
умение прогнозировать последующий ход действий |
формирование запроса на необходимые элементы новых знаний и умений для решения задачи |
|
личностные |
умение анализировать себя |
умение отбирать имеющийся материал и оценивать его значимость для решения поставленной проблемы или задачи, определение назначения операции |
адекватное самовосприятие |
отбор вариативных средств, отражающих специфику каждой смысловой позиции |
|
умение определять и анализировать причины своего поведения |
осознавать, в чем состоит причина затруднения при выполнении учебных действий, решении учебной задачи |
|
умение определять и анализировать собственные ошибки |
выделять существенные признаки, и на этой основе осознанно выбирать оптимальный вариант решения |
Литература
1. Демидко М.Н. Формирование рефлексивных умений у обучающихся в средних специальных учебных заведениях: Метод.рек. – Мн.: РИПО, 2001.
2. Демидко М.Н. Развитие профессиональной деятельности специалиста на основе рефлексии: Сб. науч. тр. / Бел.гос. технолог. ун-т. Сер. V. Политология, философия, история, филология. – Мн., 2002. – Вып. Х. – С. 204–207.
3. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии / / Психологический журнал. – 1981. – № 5.
4. Молчан Л.Л. Культура профессионально-педагогической деятельности. – Мн.: РИПО, 1999.