Любой язык, которым люди пользуются для общения, содержит достаточно много слов, имеющих различные значения. Смысл таких слов определяется из контекста их употребления в речи. Важно понимать, что, как и многие другие слова языка, слово «мультимедиа» также имеет сразу несколько разных значений.
Мультимедиа - это:
технология, описывающая порядок разработки, функционирования и применения средств обработки информации разных типов;
информационный ресурс, созданный на основе технологий обработки и представления информации разных типов;
компьютерное программное обеспечение, функционирование которого связано с обработкой и представлением информации разных типов;
компьютерное аппаратное обеспечение, с помощью которого становится возможной работа с информацией разных типов;
особый обобщающий вид информации, которая объединяет в себе как традиционную статическую визуальную (текст, графику), так и динамическую информацию разных типов (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п. [1].
Таким образом, в узком смысле термин «мультимедиа» служит для обозначения компьютерного аппаратного обеспечения (звуковая и видеоаппаратура, позволяющая воспроизвести звуковую и видеоинформацию любых форматов), а в широком смысле – спектр информационных технологий, использующих различные программные и технические средства с целью наиболее эффективного воздействия на пользователя (ставшего одновременно и читателем, и слушателем, и зрителем) [1].
Появление мощных современных мультимедийных компьютеров, а вместе с ними и уникальнейших возможностей компьютерных технологий открывают перед учителем-предметником совершенно новые перспективы в совершенствовании учебного процесса и нередко превращают заядлых скептиков в активных сторонников использования компьютерных технологий в образовании [2].
Благодаря применению мультимедиа в средствах информатизации за счет одновременного воздействия графической, звуковой, фото и видеоинформации такие средства обладают большим эмоциональным зарядом и активно включаются в индустрию развлечений, практику работы различных учреждений, домашний досуг, образование.
Появление систем мультимедиа произвело революцию во многих областях деятельности человека. Одно из самых широких областей применения технология мультимедиа получила в сфере образования, поскольку средства информатизации, основанные на мультимедиа, способны, в ряде случаев, существенно повысить эффективность обучения. Экспериментально установлено [5], что при устном изложении материала обучаемый за минуту воспринимает и способен переработать до одной тысячи условных единиц информации, а при «подключении» органов зрения до 100 тысяч таких единиц.
Использование мультимедиа позволяет обучаемым работать с учебными материалами по-разному – школьник сам решает, как изучать материалы, как применять интерактивные возможности средств информатизации, и как реализовать совместную работу со своими соучениками. Таким образом, учащиеся становятся активными участниками образовательного процесса.
Работая с мультимедиа-средствами, ученики могут влиять на свой собственный процесс обучения, подстраивая его под свои индивидуальные способности и предпочтения. Они изучают именно тот материал, который их интересует, повторяют изучение столько раз, сколько им нужно, что способствует более правильному восприятию.
Таким образом, использование качественных мультимедиа-средств позволяет сделать процесс обучения гибким по отношению к социальным и культурным различиям между школьниками, их индивидуальным стилям и темпам обучения, их интересам. [3]
С развитием общества происходит развитие всех сфер деятельности человека, в том числе и в образовании. Создаются новые методы, технологии обучения. В педагогике различают несколько моделей обучения:
1) пассивная – ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит).
2) активная – ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания).
3) интерактивная – inter (взаимный), act (действовать). Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Это учит, гуманному, демократическому подходу к модели.
Интерактивные технологии обучения – это организация процесса обучения, в котором невозможно неучастие ученика в коллективном, взаимодополняющим, основанным на взаимодействии всех его участников процесса обучающего познания [6].
Технологии интерактивного обучения: работа в парах, ротационные (сменные) тройки, карусель, работа в малых группах, аквариум, незаконченное предложение, мозговой штурм [7], броуновское движение, дерево решений, суд от своего имени, гражданские слушания, ролевая (деловая) игра, метод пресс, займи позицию, дискуссия, дебаты и др. [4]. Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом.
С появлением Интернета изменился окружающий мир. Интернет вошел в повседневную жизнь человека на работе, дома и его влияние продолжает расти. В связи с этим люди стали общаться и вести дела через интернет. В настоящее время существуют специальные сервисы, помогающие людям в осуществлении их идей. Такие сервисы называются социальными.
Социальный сетевой сервис – это виртуальная площадка, связывающая людей в сетевые сообщества с помощью программного обеспечения, компьютеров, объединенных в сеть (Интернет) и сети документов (Всемирной паутины) [6].
Сетевые социальные сервисы в настоящее время стали основным средством:
общения;
поддержки и развития социальных контактов;
совместного поиска, хранения, редактирования и классификации информации;
обмена медиаданными;
творческой деятельности сетевого характера,
выполнения множества других задач, таких как: индивидуальное и коллективное планирование (расписание, встречи), подкасты (аудиопотоки), когнитивные карты.
В сфере образования можно различные поисковые системы: Свики - http://www.swicki.com/, Гугл – http://www.google.com/coop/); социальные сети: русскоязычные: В Контакте, Одноклассники.ru, Мой Круг, англоязычные: Facebook, Last.fm, MySpace; блоки; вики; социальные медиахранилища и многофункциональные порталы и многие другие.
Среда сетевых сообществ наполнена различными объектами и ситуациями, которые помогают людям думать по-новому и воспитывать в себе толерантность, критическое мышление. Сетевые сообщества могут служить педагогической практике для воспитания следующих умений:
Первый и наиболее распространенный способ использования Интернета в образовательных целях – поиск информации. Сетевые социальные сервисы расширили информационные возможности Веба, информация стала не менее достоверной, чем в книгах, а может даже и более, так как книга статична, а интернет-издания постоянно обновляются. Улучшены алгоритмы поисковых машин и в выдаче стали заметно меньше появляться сомнительные ресурсы, что также повышает качество и уровень достоверности информации. Но главная особенность использования именно социальных сетевых сервисов в поиске учебных материалов – это наличие свободных открытых энциклопедий, таких как Википедия. Которые, помимо поиска, позволяют и совместно создавать и редактировать любые данные.
Общение в социальных сетях, блогах и имитаторах трехмерного пространства позволяет находить общение с людьми – носителями изучаемых языков, представителями различных культур и национальностей, что намного полезнее для образования и эффективнее, чем изучение данного материала по печатным или обычным медиаисточникам.
Осуществление коллективной работы над проектами можно провести с помощью практически любых средств социальных сетевых сервисов. Так Вики позволяет ученикам совместно создать учебное пособие, реферат, исследовательскую работу. Коллективный фотоальбом поможет собрать воедино фотографии с какого-либо мероприятия или по заданной тематике. А специальные программы для управления проектами, установленные в локальной сети или в интернете, помогут руководить ходом проекта, заниматься распределением задач в он-лайн режиме, создать список часто задаваемых вопросов или форум по заданной теме [6].
Таким образом, можно сделать вывод, что сетевые социальные сервисы с каждым днём становятся всё более популярными, и т.к. ученики составляют большой процент людей, которые пользуются Интернетом, привлечение сетевых социальных сервисов в образовательный процесс поможет достичь лучшего результата.
В рамках работы над исследованием мы разработали ряд уроков с использованием мультимедийной и интерактивных технологий, а также сетевых социальных сервисов, в частности Prezi.com и GooglePresentations.
Список литературы
Григорьев, С.В, Гриншкун, В.В. Информатизация образования. Фундаментальные основы. – Москва, 2005.
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.
Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании. // Информатика и образование, 1994. – №4. – С.89-96.
Методическая копилка учителя информатики. [Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.metod-kopilka.ru. – Загл. с экрана.
Мультимедиа. Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wikipedia.org. – Загл. с экрана.
Сетевые социальные сервисы. Свободная энциклопедия Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki . – Загл. с экрана.
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://festival.1september.ru. –Загл. с экрана