Большое место в развитии личности школьников с нарушениями зрения занимает физическая культура. Движения необходимы ребенку, так как способствуют развитию его физиологических систем и, следовательно, определяют темп и характер нормального функционирования растущего организма.
Для определения уровня развития пространственной ориентировки у детей нами были использованы следующие тесты-задания, в основе которых лежат важные компоненты (прямохождение, выбор направления, чувство расстояния, точность при метании мяча в цель, память, координация).
Исследование проводилось в игровой форме, предлагаемые задания были четкими, доступными пониманию школьников, соответствующими определенному уровню сформированности умений.
Общепризнанными являются 4 уровня развития пространственной ориентировки. («Обучение и развитие дошкольников и младших школьников с нарушением зрения» Международный университет семьи и ребенка имени Рауля Валленберга, 1995; Президентская программа «Дети России», 1995; Подпрограмма «Дети – инвалиды, 1995).
Нулевой – у ребенка нет никаких навыков ориентировки, предлагаемые задания не выполняются.
I уровень – задания выполняются с грубыми ошибками, необходима практическая помощь педагога;
II уровень – при выполнении заданий есть неточности, ребенок нуждается в незначительной помощи педагога;
III уровень – задания выполняются самостоятельно и правильно.
Для определения прямолинейности, прямохождения, направления движения, особенностей ходьбы, удержания правильной осанки и равновесия, был применен тест:
Ходьба по прямой 15 метров
Выполнение. Испытуемый, с помощью учителя проходит 15 метров по прямой линии. При возвращении на исходную позицию ему предлагают выполнить это самостоятельно, его задача осуществить ориентировку в направлении движения, прежде всего за счет мышечной, вестибулярной и кожной чувствительности.
Результаты наблюдения: у детей отмечалось шарканье ногами при ходьбе, у всех выявлена очень низкая амплитуда движений рук и ног, колебательные движения тела в стороны. В ходьбе наблюдалось большое мышечное напряжение: голова опущена вниз, движения рук и ног не согласованы, стопы ног ставятся широко, темп ходьбы неравномерный, а
Рис. 1. График динамики изменения сформированности умений
из-за нарушения равновесия дети часто останавливались во время движения и теряли устойчивость. Особенно затруднительно для них было сохранение прямолинейности движения.
Анализ динамики сформированности умений: по показателям диаграммы видно, что количество учащихся обладающих 0 уровнем (66%) стабильно уменьшается (28%), а количество ребят обладающих 2 (10%) и 3 (0%) уровнем стабильно растет (28% и 19%). Так как 1 уровень является промежуточным, то количество ребят данного уровня (24%) сначала возрастает за счет уменьшения количества ребят 0 уровня, а затем уменьшается, так как некоторые из ребят переходят на 2 уровень (рис. 1).
Из этого следует, что недостаточность зрительного контроля и анализа за движениями рук и ног при ходьбе, а также снижение мышечного контроля над собственным телом приводят к формированию специфических особенностей ходьбы слепых и слабовидящих детей. Пространственная ориентировка слепых детей при ходьбе в большей степени зависит от уровня развития двигательного и вестибулярного анализаторов. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо целенаправленно совершенствовать их.
Из исследования мы видим, что ребят, выполняющих задание полностью самостоятельно и правильно, не было совсем.
Для выявления точности и дальности метания, а также особенностей развития глазомера, нами выбран тест:
Метание мяча в цель
Выполнение. На стене аппликация квадрат (круг, треугольник и т.д.). Учащиеся с расстояния 3 метра выполняют три попытки метания мяча в цель.
Результаты наблюдения: наблюдались значительные нарушения при метании мяча в цель (мяч касался выше цели, либо касался правой (левой) стороны, либо не долетал вообще). В процессе исследования выявилось, что ориентировка при метании мяча в цель со временем улучшается, но не равномерно.
Анализ динамики уровня развития ориентировки у слепых детей при метании мяча в цель показывает, что количество детей 0 уровня в начале исследования (сентябрь) составляет 42% от общего количества детей, а в конце исследования – 26%. Из диаграммы следует, что в результате занятий этот показатель стабильно уменьшался. Количество детей 3 уровня увеличилось с 22% до 26%. Это задание являлось сложным для выполнения и увеличение количества ребят третьего уровня было меньше, чем увеличение у ребят нулевого уровня. Большинство ребят улучшили свои показания, но не достигли высоких результатов (рис.2).
Рис.2. График анализа динамики уровня развития ориентировки
у слабовидящих детей при метании мяча в цель
Следовательно, невозможность осуществить зрительный контроль за всем актом бросания мяча, особенно за его результативностью, ухудшается его качественное выполнение и снижается точность и дальность метания на 20% - 30%. Своеобразие в метании у детей проявляется также в нарушениях точности попадания в горизонтальную и вертикальную цели. У детей возникают трудности опознания цели, поэтому они предварительно подходят к ней, с тем, чтобы лучше рассмотреть. И только после этого приступают к выполнению задания.
Точность пространственной ориентировки при метании мяча в цель у слепых и слабовидящих учащихся улучшается со временем. Эти изменения происходят неравномерно. Интенсивность изменений индивидуальна для каждого ребенка.
Поэтому в процессе физического воспитания следует большое внимание уделять развитию точности бросания мяча, как одного из наиболее эффективных методов обучения пространственной ориентировки.
Для оценивания определения расстояния в большом пространстве, определения месторасположения предметов в пространстве, ориентировки относительно себя, а также определения условных точек зала, нами был проведен следующий тест:
Исследование пространственного восприятия
а) Оценка расстояния в большом пространстве (близко, далеко);
б)Определение взаимного расположения предметов в пространстве (на верху, внизу, справа, слева, в, перед, за, на, под, сзади, спереди).
в) Ориентировка относительно себя (твоя левая рука, правая нога, его левая рука, правая нога; перед тобой, сзади него).
г) условные точки зала (центр, середина, углы: верхний правый, верхний левый, задний правый, задний левый). (Рис.3)
Сравнительная динамика пространственного восприятия
(3 уровень)
1 класс (9 человек) 4 класс (8 человек).
Рис.3. Диаграмма анализа динамики пространственного восприятия.
Анализ динамики пространственного восприятия. Для сравнения результатов анализа мы выбрали 1 класс и 4 класс. В 1 классе уровень выполнения задания (а) с самого начала наблюдения был высоким и составлял 89%, что говорит о хорошей ориентации детей в определении расстояния (далеко – близко). Ребята неплохо определяли взаимное расположение предметов. Начальный уровень в сентябре был достаточно высок (67%) и к марту достиг 89%. Ориентировка относительно себя (в) представляло достаточную сложность. В начале наблюдения количество ребят, справлявшихся полностью с заданием, составляло 55%. В результате коррекционных занятий количество ребят, справлявшихся с заданием на 3 уровне, увеличилось до 78%. Для слабовидящих детей это хороший результат. Особую трудность вызвало выполнение задания (г). Только 1 ребёнок (11%) полностью выполнил его в начале наблюдений. К концу периода наблюдений таких ребят было четверо, что составило 44%.
Ребята 4 класса уже в начале наблюдений имели высокие результаты. В ходе дальнейших занятий шла только небольшая коррекция навыков пространственной ориентации.
Таким образом, наивысший темп развития пространственной ориентировки наблюдается именно в школьном возрасте. В период сэта функция совершенствуется наиболее быстро. В дальнейшем происходит ее коррекция только при условии проведения усиленных систематических занятий.
Для выявления особенностей восприятия пространства и координации движений рук, нами был проведен тест:
Исследование восприятия пространства и координации
1.Возьмись левой рукой за правое ухо, правой рукой за левое ухо, правой рукой за правое ухо, покажи левой рукой правый глаз и т.д.
2.Хлопни в ладоши впереди себя, сзади, сверху, внизу.
3.Демонстрация действий среди своих сверстников (около, между, впереди, сзади). (Рис.4)
Сравнительная динамика восприятия пространства и координации
(3 уровень)
1 класс (9 человек) 4 класс (8 человек)
Рис.4. Диаграмма анализа динамики пространства и координации.
Анализ динамики восприятия пространства и координации. Из диаграммы видно, что первоклассники (33%) обладают низкой координацией движения (задание 1). В течение учебного года эта способность развивалась очень медленно. Систематические занятия привели к тому, что к 4 классу уровень развития координации заметно улучшился и достиг хороших показателей (55%). Хорошие темпы прироста показателей наблюдались при выполнении второго задания (от 33% до 77%). Уровень сформированности демонстрации действий среди сверстников высокий (89%) и корректируется в незначительной степени (99%). В четвёртом классе уровень восприятия пространства и координации в основном сформирован (87%). В ходе исследования показатели достигли высоких значений (100%).
Это позволяет сделать вывод, что низкая координация движений наблюдается у первоклассников. Но в процессе занятий физической культурой с использованием элементов игры голбол у слепых и слабовидящих детей наблюдаются улучшения навыков восприятия пространства и координации движений.
Разработанные методики по развитию и обучению координационным способностям и ориентированию в пространстве слепых и слабовидящих детей имеют большую эффективность.
Практически все учащиеся показали хорошие результаты по ориентировке в пространстве и умению координировать свои движения, благодаря систематическим занятиям на уроках физкультуры с использованием игры голбол. Однако не все процессы пространственной ориентировки в одинаковой степени поддаются коррекции. Одни развиваются быстрее и на более высоком уровне, другие медленнее и их уровень развития ниже, дети путаются в выполнении заданий, и не уверенны в правильности действий.
7