Оценка эффективности и результативности процессов необходима для успешного функционирования СМК, так как успешность выполнения каждого процесса влияет на итоговое качество выпускаемого продукта. На основе оценок эффективности и результативности процессов можно говорить об успешности функционирования СМК в целом, установить тенденцию развития предприятия и принять корректирующие действия для улучшения функционирования предприятия и выпуска более конкурентоспособной продукции. В целом без оценки эффективности и результативности процессов успешное функционирование СМК на предприятии невозможно.
Для обеспечения лучшей работы СМК на предприятии вводят карты процессов, которые являются нормативными документами, в которых устанавливают цель процесса, входы и выходы процесса, основные этапы его проведения, ресурсы, параметры и методики контроля, а также показатели, по которым оценивают результативность, эффективность процесса.
Карта процессов разрабатывается согласно принятым стандартам на предприятии, которые в свою очередь согласуются международным стандартам таким как ISO/ТS 16949:2009, ISO 9001:2008. Благодаря этому эффективность работы СМК принимается под единые стандарты и реализуется контроль за процессом.
Карта процесса должна представлять процесс с той полнотой, которая необходима для получения устойчивых и приемлемых результатов процесса. Нет необходимости в карте процесса указывать все детали, которые квалифицированные сотрудники обязаны знать сами. Как правило, карта процесса представляет поток работ, который переходит от подразделения к подразделению. Поэтому, еще одно назначение карты процесса – это решить «проблемы стыков» между подразделениями, задействованными в процессе. Результаты работы одного подразделения (или организационной единицы) должны быть полностью востребованы последующим подразделением, и этих результатов должно быть достаточно для выполнения работы. Т.е. «выходы» из одного подразделения должны полностью соответствовать «входам» другого. Для обеспечения такой «стыковки» и разрабатываются карты процессов.
В настоящее время в России уделяют недостаточно внимания вопросам качества и действиям по его повышению, но следует заметить что повышение качества продукции влечет за собой повышение конкурентоспособности предприятия. Руководителям предприятий заинтересованных в улучшении положения своего предприятия нужно обращать большее внимание на функционирование процессов влияющих на качество продукции.