РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ИЗДЕРЖКИ», «РАСХОДЫ», «ЗАТРАТЫ», ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

РАЗЛИЧИЯ ПОНЯТИЙ «ИЗДЕРЖКИ», «РАСХОДЫ», «ЗАТРАТЫ», ИХ ОТРАЖЕНИЕ В РОССИЙСКИХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТАХ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Юсупова А.В. 1, Хоружий Л.И. 1
1РГАУ-МСХА
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Выбранная тема исследования интересна и актуальна, поскольку в различных нормативно-правовых актах, а также других источниках (статьях, публикациях, учебной литературе) зачастую не проводится четкой грани между такими понятиями, как издержки, расходы и затраты. Данное исследование посвящено именно различиям этих понятий как в отечественных стандартах бухгалтерского учета, там и в международных.

На современном этапе развития производства руководство предприятий уделяет пристальное внимание калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг). Это обусловлено непосредственной зависимостью уровня прибыли компании от фактической величины себестоимости продукции: чем она меньше, тем выше прибыль.

Таким образом, естественным представляется тот факт, что усилия руководства направлены на снижение всех видов затрат, связанных с производством товаров и услуг.

Некоторые специалисты употребляют термины «затраты» и «издержки» как синонимы, в то время как другие полагают, что между ними имеются принципиальные различия. В многочисленных литературных источниках даны всевозможные, иногда весьма расплывчатые, определения этих экономических категорий, отражающие обе точки зрения. Кроме того, как на практике, так и в теории вышеуказанные термины иногда заменяют словом «расходы».

Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях дано следующее определение издержек:

«Издержки – совокупность все затрат экономических ресурсов в денежной форме в процессе кругооборота хозяйственных средств». Кроме того, в данном документе представлена классификация издержек:

  • Издержки производства - издержки, включающие в себя стоимостное (денежное) выражение потребленных ресурсов в производственном цикле кругооборота средств.

  • Издержки обращения - издержки, связанные с приобретением (покупкой) материально-производственных ресурсов и сбытом (продажей) готовой продукции и их продвижением в сфере обращения.

  • Экономические издержки - суммарные издержки, включающие, кроме калькулируемых (бухгалтерских), и альтернативные (вмененные) издержки.

  • Альтернативные (вмененные) издержки - упущенная выгода от альтернативного использования на связанный в оборотных средствах капитал организации.

  • Бухгалтерские издержки - денежное выражение затрат по использованию производственных факторов, в результате которых осуществляется производство (индивидуальные производственные издержки) и продажа (реализация) продукции (издержки обращения).

Обратим внимание, что:

  • Во-первых, издержки возникают в результате приобретения ресурсов. Так что если, например, в компанию поступили ресурсы в виде вагона арматуры, выигранной генеральным директором в карты во время традиционного пятничного преферанса, то стоимость этих ресурсов издержками не будет. Равно как и стоимость автомобиля, поступившего в компанию в виде вклада учредителя в уставной капитал, к издержкам не относится;

  • Во-вторых, издержки возникают в результате приобретения ресурсов за денежные средства (или их эквиваленты). Так что если мы, например, рассчиталась за приобретенные ресурсы векселем, а не денежными средствами, все равно у нас возникают издержки.

Далее рассмотрим понятие «затраты». Затраты – это стоимостная оценка использованных компанией производственных ресурсов.

Необходимо прокомментировать данное определение, чтобы подчеркнуть следующие ключевые характеристики затрат:

  • Затраты отражают использование производственных ресурсов — материалов, труда персонала, оборудования, собственных и покупных услуг и т.д.

  • Затраты отражают использование производственных ресурсов, т.е. применение ресурсов по их целевому назначению.

Данная характеристика затрат имеет два важных последствия.

  • Во-первых, целевым назначением произведенных затрат, т.е. использования ресурсов, является получение какого-то результата. Поэтому само по себе возникновение затрат не является негативным фактом, поскольку взамен мы рассчитываем получить определенный результат. Другое дело — удалось ли нам этот результат получить, и какова будет «цена» этого результата.

  • Во-вторых, под понятие «затраты» не попадают ситуации, когда производственные ресурсы были утеряны, например, в результате пожара или наводнения. Такие потери будут расходами, но не будут затратами.

Таким образом, получается, что издержки и затраты могут соответствовать друг другу. Например, мы приобрели материалы в январе и в январе же использовали их в производстве.

Далее рассмотрим понятие «расходы».

Расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). То есть расходы возникают в 3-х случаях:

Вариант первый: ресурсы покидают компанию.

Самый характерный случай — это когда покидающим компанию ресурсом является готовая продукция (выполненная работа, оказанная услуга). Мы продаем нашу готовую продукцию (работу, услугу) какому-либо покупателю, т.е. расстаемся с ней. Ресурс покидает организацию.

Другим, примером ухода из компании ресурсов может быть исчезновение со склада товарно-материальных ценностей.

Вариант второй: ресурсы в компании остаются, но уменьшается их стоимость. Причиной может являться утрата ресурсом своих первоначальных характеристик, проведение переоценки.

Вариант третий: возникновение обязательств. Например, компания реализовала продукцию, все права на нее уже перешли к покупателю. Вот только продукции еще, как таковой, нет, она сейчас находится в виде незавершенной продукции и превратится в готовую продукцию только в следующем месяце. Таким образом, ресурс (незавершенная продукция) «физически» еще присутствует в компании, а юридически этот ресурс компании уже обременен обязательством перед покупателем.

Факт использования ресурсов сам по себе еще совсем не говорит о том, что ресурсы из компании ушли. Действительно, в некоторых случаях использование ресурсов означает практически одновременный уход этих ресурсов из компании. Таким образом, затраты, едва возникнув, тут же становятся расходами. Но бывает и обратная ситуация: ресурсы использовали, но до их ухода из компании еще очень далеко, т.е. затраты возникли, а о расходах говорить еще крайне преждевременно. Все, в конечном итоге, определяется тем, какие ресурсы и для чего мы использовали. Иными словами, возможны два сценария развития событий:

  • Использование ресурсов привело к созданию другого ресурса.

  • Использование ресурсов не привело к появлению какого-либо другого ресурса.

Подведем небольшое итог ко всему вышесказанному.

Затраты — это использование ресурсов. А расходы — это когда ресурсы покидают компанию.

Затраты могут сразу, в периоде их возникновения, превратиться в расходы. (Если ресурсы, использование которых и вызвало затраты, не привело к образованию других ресурсов.)

Затраты могут стать расходами в следующих периодах. (Если ресурсы, использование которых и вызвало затраты, превратились в другие ресурсы.)

Термин «издержки» может употребляться в более широком смысле, чем понятие «затраты», как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. Однако данный термин в большинстве случаев используют для изложения и анализа информации о деятельности конкретного хозяйствующего субъекта, где его смысловое значение может быть приравнено к затратам.

Перейдем к рассмотрению вопросов учета расходов в системе РСБУ и МСФО.

Учет расходов регламентируется специализированным положением - ПБУ 10/99 «Расходы организации». В системе МСФО нет специального стандарта по расходам, аналогичного ПБУ 10/99. Определения расходов и условия их признания в финансовой отчетности содержатся в Принципах подготовки и представления отчетности. Общие вопросы представления расходов также рассматриваются в МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности». Вопросы учета отдельных видов расходов затрагиваются большинством Стандартов, регламентирующих учет отдельных видов активов и обязательств, видов и направлений деятельности (в частности, МСФО ( IAS ) 2 «Запасы», МСФО ( IAS ) 8 «Учетные политики, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» , МСФО ( IAS ) 11 «Договоры подряда», МСФО ( IAS ) 16 «Основные средства», МСФО ( IAS ) 17 «Аренда», МСФО ( IAS ) 23 «Затраты по займам» и др.)

Определение расходов по МСФО

Расходы – это уменьшение экономических выгод в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или уменьшения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.

РСБУ

Расходы - уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).

Определение расходов является идентичным. В ПБУ 10/99 содержится подробный перечь ситуаций, когда выбытие активов не приводит к возникновению расходов.

В то же время в МСФО указанные ситуации могут быть выведены из общего определения расходов, поскольку не соответствуют определению.

Классификация расходов представлена в следующей таблице:

МСФО

Исходят из существования общепринятой практики разграничения в отчетности:

  • статей расходов, которые возникают в процессе обычной деятельности организации,

  • статьями расходов, которые не связаны с обычной деятельностью.

РСБУ

Расходы организации в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

  • расходы по обычным видам деятельности;

  • прочие расходы.

ПБУ 10/99 однозначно устанавливает необходимость разделения расходов на расходы по обычным видам деятельности и прочие расходы. МСФО лишь упоминает о наличии общепринятой практики разделения расходов.

Как ПБУ 10/99, так и Принципы исходят из необходимости рассмотрения характера операций и предмета деятельности организации при определении того, являются ли те или иные расходы расходами по обычным видам деятельности или прочими.

В то же время есть статьи, которые ПБУ 10/99 однозначно определяет как прочее, не учитывая их характер и причину возникновения, например расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

Вопрос методов признания расходов:

МСФО

Финансовая отчетность составляется по методу начисления.

РСБУ

Расходы признаются по методу начисления.

Если организацией принят в разрешенных случаях порядок признания выручки после поступления денежных средств и иной формы оплаты, то и расходы признаются после осуществления погашения задолженности

В МСФО в отличие РСБУ не допускается возможность признания доходов и, соответственно расходов по кассовому методу. Метод начисления при этом применяется в РСБУ с ограничениями.

Соответствующая норма в настоящее время может быть использована организациями – субъектами малого предпринимательства. (по НК РФ: если в среднем за предыдущие 4 квартала сумма выручки от реализации без НДС не превысила 1 млн руб за каждый квартал).

Условия признания расходов в РСБУ и МСФО:

МСФО

  • возникает вероятность уменьшения будущих экономических выгод, связанных с уменьшением актива или увеличением обязательства;

  • данное уменьшение актива или увеличение обязательства может быть надежно измерено.

РСБУ

  • расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

  • сумма расхода может быть определена;

  • имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

В МСФО, в отличие от РСБУ, отсутствует требование обязательного соблюдения такого критерия расходов, как наличие договора, требований законодательства или обычаев делового оборота.

Кроме того, метод начисления требует признание в текущем периоде расходов, которые будут понесены в следующем периоде, но относятся к текущему, например, расходы на аудиторские услуги по аудиту отчетности, как правило осуществляются в году, следующем за отчетным, но должны признаваться расходами аудируемого периода.

Раскрытие информации о расходах в отчетности:

МСФО

Регулирует МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»: в Отчете о прибылях и убытках организация должна предоставить анализ признанных расходов.

Этот анализ представляется в одной из двух форм, в зависимости от того, какое представление является более надежным и дает более относимую информацию

РСБУ

В Отчете о прибылях и убытках расходы организации отражаются с подразделением на себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг, коммерческие расходы, управленческие расходы и прочие расходы.

Расходы раскрываются по элементам в пояснениях

В отличие от РСБУ МСФО не предполагает обязательного разделения расходов в Отчете о прибылях и убытках в зависимости от их функционального назначения и дает возможность выбора.

Указания в отношении представления расходов содержатся в МСФО ( IAS ) 1 «Представление финансовой отчетности».

Указанный стандарт определяет, что в Отчете о прибылях и убытках организация должна предоставить анализ признанных расходов.

Этот анализ представляется в одной из двух форм, в зависимости от того, какое представление является более надежным и дает более относимую информацию:

Классификация, основанная на характере расходов, предполагающая, что расходы объединяются в Отчете о прибылях и убытках в соответствии с их характером (например, амортизация, материалы, вознаграждения работникам и пр.).

Классификация, основанная на функциях расходов внутри организации (себестоимость продаж, коммерческие и административные расходы). Предприятие, использующее этот метод, раскрывает как минимум себестоимость своих продаж отдельно от прочих расходов.

Таким образом, нами были рассмотрены основные различия между учетом расходов по российским стандартам ведения бухгалтерского учета и по международным стандартам финансовой отчетности.

Список литературы

  1. ПБУ 10/99 «Расходы организации». Утверждено приказом Министерства финансов РФ (в редакции приказа Минфина РФ от 08.11.2010г. №144н);

  2. Грюнинг Х. ван, Коэн М. Международные стандарты финансовой отчетности. – М: Весь мир, 2004. – 334 с.;

  3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 717 с.;

  4. Черных И.Н. Международные стандарты финансовой отчетности. Учебный курс (учебно-методический комплекс). Электронное издание;

  5. Материалы сайта http://www.audit-it.ru;

  6. Материалы сайта http://www.costkiller.ru.

Просмотров работы: 26831