Целью данной работы предполагается рассмотреть понятие «менеджмент» как умение партнеров из разных стран взаимодействовать в ходе коммерческой деятельности.
Для достижения названной цели представляется необходимым выполнить следующие задачи:
проанализировать несколько дефиниций понятия «менеджмент»;
определить характерные черты международного менеджмента;
проследить возможности проникновения компании в сферу международного бизнеса.
Термины “менеджмент”, “менеджер” быстро и прочно вошли в наш словарный обиход, заменив используемые нами ранее термины “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”.
Термин “менеджмент” (“management”) американского происхождения и не переводится на другой язык дословно. Можно считать, что термин “менеджмент” по своей сути является аналогом термина “управление”, это его синоним, однако не в полной мере. Термин “управление” намного шире, поскольку применяется к разным видам человеческой деятельности (например, управление автомобилем); к разным сферам деятельности (управление в неживой природе, в биологических системах, управление государством); к органам управления (подразделениям в государственных и общественных организациях, а также на предприятиях и в объединениях).
Менеджмент - это многозначное понятие, рассматриваемое в нескольких ракурсах. В теоретическом плане под менеджментом понимается наука об управлении. В прикладном аспекте – это организация управления фирмой, которая включает в себя функции, методы, принципы, структуры управления и др.
Как область знаний, как наука менеджмент представляет всю сумму знаний, накопленную за сотни тысяч лет практики и представленную в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более эффективным и более полезным.
Под менеджментом понимают вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики (промышленности, сельском хозяйстве, торговле, строительстве, транспорте, банковской деятельности и т. д.) и в любой сфере деятельности (производстве, сбыте, финансах и др.), если она направлена на получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного результата.
Характерные для международного менеджмента черты включают экономический, социально-психологический, правовой и организационно- технический аспекты. Содержание экономического аспекта включает управление процессом международного производства, в ходе которого достигается координация материальных и трудовых ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.
Социально-психологические аспекты характеризуют деятельность особой группы лиц по организации и руководству усилиями всего персонала компании (система власти, социальная функция (культура, традиции, ценности, обычаи общества)).
Правовой аспект международного менеджмента отражает структуру государственных политических и экономических институтов, проводимую ими политику и определяемое ими законодательство.
Организационно-технический аспект международного менеджмента включает рациональную оценку ситуации и систематический отбор целей и задач, последовательную разработку стратегии для достижения этих задач, упорядочение требуемых ресурсов, рациональное проектирование, организацию, руководство и контроль действий, необходимых для достижения избранных целей, мотивацию и вознаграждение людей, осуществляющих эту работу.
Эффективный международный менеджмент предполагает единство всех видов и стадий процесса управления как единство экономического, правового, организационно-технического и социально-психологического аспектов управления.
Компания, вовлеченная в международный менеджмент, быстрее других предрасположена к системному мышлению, которое характерно для современных передовых компаний. Рассматривая важнейшие конкурентные преимущества компании, которые могут быть решающими для ведения ею международного бизнеса, необходимо выделить те, которые относятся к управлению в контексте международного менеджмента:
ориентация компании на спрос и потребности рынка, организацию производства тех видов продукции, которые могут принести компании намечаемую прибыль;
постоянное стремление к повышению эффективности производства; хозяйственную самостоятельность;
постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;
выявление конечного результата деятельности компании или ее хозяйственных самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;
использование современной информационной базы для многовариантных расчетов при принятии решений.
Эти характеристики управления являются базовыми для интеграции компании в международный бизнес.
Таким образом, процесс проникновения компании в сферу международного бизнеса сводится:
1) к включению компаний в существующие в зарубежных странах национальные управленческие сети;
2) и/или созданию собственной международной управленческой сети (через механизм стратегических альянсов);
3) или подключению к уже существующей управленческой сети (добровольно став объектом иностранной активизации).
Выход предприятия на международный рынок – это серьезный шаг в его развитии. Вместе с ним открываются новые возможности, но и возникают новые проблемы. Эти проблемы связанны в первую очередь с общением с иностранными партнерами.
Менеджмент (в том числе и международный) в России живет по устаревшим законам. Большинство менеджеров нуждается либо в замене, либо в повышении квалификации.
Мы не можем вот так просто взять и начать применять эффективный менеджмент какой-либо страны в России. У нас другой менталитет. Нужно обновить поколение менеджеров, а может и не одно. Все-таки мы учимся у старших. А пока что нам придется просто учиться взаимодействовать со своими зарубежными партнерами.
Использованные источники:
Малюк И.В. Менеджмент: деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование: практикум/ В.И. Малюк – М КНОРУС, 2010
Менеджмент. - [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.inventech.ru/lib/management/
Библиотека менеджмента. - [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.managment.aaanet.ru/- дата обращения: 14.01.2013
Менеджмент. - [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://azps.ru/articles/org/indexmd.html- дата обращения: 14.01.2013
Менеджмент. - [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-29/ - дата обращения: 14.01.2013
Основы менеджмента. - [Электронный ресурс]. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/biznes-43/ - дата обращения: 14.01.2013