Основная ставка подоходного налога в России в настоящее время — 13 %. Эта налоговая ставка фиксирована, и налоговую шкалу с такой ставкой называют плоской. Одним из альтернативных вариантов налогового исчисления является прогрессивная шкала подоходного налога, которая действует во многих развитых странах Запада.
Особенность прогрессивной шкалы в том, что ставка подоходного налога здесь является дифференцированной и возрастает по мере роста дохода налогоплательщика.
С 2001 года, когда в РФ была введена действующая налоговая ставка, и по настоящее время, среди экономистов, законодателей и аналитиков не утихают споры о том, какая шкала подоходного налога оптимальна для России — плоская или прогрессивная [7, c.458].
На наш взгляд, налоговая политика государства в нынешних условиях должна быть нацелена в первую очередь на стимулирование спроса как со стороны населения, так и хозяйствующих субъектов. Поэтому нужны иные меры в области налогообложения. В этих целях должно быть обеспечено реальное снижение налоговой нагрузки для подавляющего большинства налогоплательщиков - физических лиц, которое позволит существенно увеличить покупательский спрос основной массы населения страны [3, c.9].
Главный аргумент сторонников прогрессивной шкалы подоходного налога — слишком большое социальное расслоение общества в России и слишком маленькая часть среднего класса, на котором выстроены все современные развитые экономики мира.
Глобальная проблема для экономики России — недостаток покупательского спроса. Попросту говоря, у большинства россиян нет денег, и многим хватает лишь на питание. Но эта проблема обуславливается нерациональным и неэффективным распределением ресурсов, а не их отсутствием. Оптимизацией распределения доходов можно существенно снизить социальное расслоение, увеличить объем поступлений в бюджет, уменьшить число бедных, повысить покупательский спрос. Проблема может быть решена, в том числе, совершенствованием сбора подоходного налога [4, c.416].
Введение прогрессивной шкалы подоходного налога позволило бы перераспределить налоговое бремя, практически освободить от налогов людей, находящихся на грани выживания, и в то же время сделать основной упор на налоговое обложение сверхдоходов.
Целью введения таких изменений в налоговое законодательство является решение следующих важнейших задач социально-экономического развития России:
1 .повышение доходов мало и среднеобеспеченных слоёв населения;
2. устранение огромного имущественного неравенства населения;
3. увеличения доходной части региональных бюджетов.
Ставка НДФЛ в 13 % по замыслу авторов, должна была упростить сбор налогов и легализовать зарплаты, выдаваемые в конвертах. Но реальные результаты, согласно заключению Счётной палаты РФ в 2012 году таковы, что в результате введения единой пониженной ставки налога на доходы физических лиц не было отмечено увеличения легализованных доходов, наоборот, по оценке ряда экспертов, «теневые» и коррупционные доходы в Российской Федерации составляют порядка 15—20 % от общего объема ВВП.
Социальное расслоение населения все последние годы так же стремительно увеличивается. К примеру, по официальным данным Росстат на 2011 г. коэффициент отношения денежных доходов 10 % самых богатых граждан России к доходам 10 % самых бедных граждан составил 16,1. Даже такой разрыв огромен, хотя официальные данные, как правило — это более оптимистичный взгляд на ситуацию. Реальность же гораздо суровее. Даже то, что Россия — лидер по количеству долларовых миллионеров в Европе, хотя более трети населения страны не могут свести концы с концами, свидетельствует о том, что официальная статистика не более чем далекие от истины цифры [6, c.23].
Если же вернуться к мировому опыту использования прогрессивного налогообложения доходов физических лиц, то необходимо отметить, что не только страны экономически развитого Запада эффективно используют такую шкалу НДФЛ, но и страны со схожей экономической ситуацией, что и в России (конкретно - страны БРИКС), применяют дифференцированную ставку к своим налогоплательщикам: в Бразилии — до 27,5 %, в Индии — до 30 %.
Прогрессивное налогообложение могло бы способствовать рационализации в распределении доходов среди населения и, возможно, прогрессивная шкала НДФЛ в настоящее время для России — необходимое условие сбалансированности и устойчивости экономики и социальной справедливости.
Доказать такое предположение можно путем математических расчетов. К примеру, можно предложить определенные изменения в налоговом законодательстве России и просчитать изменения, которые они за собой повлекут [3, c.9].
Проанализировав данные Росстат о количестве налогоплательщиков, их доходах и объеме собираемого подоходного налога можно предложить следующие изменения в ст. 217 НК РФ и ст. 224: лица, получающие доход ниже 120 тыс. руб. в год, освобождаются от уплаты налога, для остальных налогоплательщиков вводится прогрессивная шкала ставок налога на доходы физических лиц (НДФЛ) от 10 до 30 процентов [1].
Зависимость ставки НДФЛ от суммарного налогооблагаемого годового дохода может быть следующая: годовой доход до 120 тыс. руб. — не облагается налогом, от 120 до 500 тыс. руб. — облагается по ставке 10 %, от 500 до 1100 тыс. руб. — по ставке 13 %, от 1100 до 2900 тыс. руб. — 20 % и доход свыше 2900 тыс. руб. будет облагаться по ставке 30 %.
Распределение налогоплательщиков по группам доходов:
Совокупный годовой доход (тыс. руб.) |
Количество налогоплательщиков (млн. чел.) |
от 75 до 120 |
11 |
от 120 до 500 |
18,7 |
от 500 до 1100 |
16,5 |
от 1100 до 2900 |
7,7 |
свыше 2900 |
1,1 |
Всего |
55 |
Такое распределение показало, что наименьшая по численности группа — это группа с наибольшими доходами. Однако по данным Росстат и ФНС 545 тысяч наиболее состоятельных налогоплательщиков имели в 2012 году доход более 17,9 трлн. руб. Учитывая, что общие доходы всех 55 млн. налогоплательщиков за этот период составляли около 35,2 трлн. рублей, получается, что на долю 1 % самым состоятельных приходится более 51 % всех доходов [8].
Результаты расчётов экономического эффекта при использовании предлагаемого прогрессивного налогообложения доходов показали следующее:
Совокупный годовой доход (тыс.руб.) |
Количество налогоплательщиков (млн.чел.) |
Суммарный годовой доход по группам (млрд.руб.) |
Размер НДФЛ по ставке 13% (млрд.руб.) |
Размер НДФЛ по предлагаемой шкале налогообложения (млрд.руб.) |
Экономический эффект от внедрения предлагаемой шкалы (млрд.руб.) |
от 75 до 120 |
11 |
700,3 |
91,04 |
0 |
-91,04 |
от 120 до 500 |
18,7 |
2882,3 |
374,67 |
288,23 |
-86,47 |
от 500 до 1100 |
16,5 |
5022 |
652,86 |
652,86 |
0 |
от 1100 до 2900 |
7,7 |
14038,5 |
1825,01 |
2807,7 |
982,7 |
свыше 2900 |
1,1 |
12546,3 |
1631,02 |
3763,89 |
2132,87 |
Всего |
55 |
35193 |
4575,09 |
7512,68 |
2937,59 |
· доходы бюджета от НДФЛ увеличатся в 1,6 раза и составят 7512,68 млрд. руб.;
· освободится от уплаты НДФЛ категория граждан с наименьшими доходами до 120 тыс. руб. в год, их численность составляет 11 млн. чел. или 20,6 %;
· размер собираемого НДФЛ с группы налогоплательщиков, чьи доходы больше 2900 тыс. руб. в год увеличится в 2,3 раза и составит 3763,89 млрд. руб.;
· для категории граждан с доходами от 500 до 1100 тыс. руб., т. е. «среднего класса», размер уплачиваемого в бюджет НДФЛ не изменится [8].
Анализ данных расчета экономического эффекта позволяет сделать выводы о том, что введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц повлечет за собой следующие изменения:
1. снижение налоговой нагрузки почти для 30 млн. налогоплательщиков России с низкими доходами, что составляет 55 % от всех налогоплательщиков, перераспределив её на более богатые слои населения;
2. основной экономический эффект от введения прогрессивного налогообложения почти в 3 трлн. руб. достигается от дополнительного налогообложения для 1,1 млн. наиболее состоятельных налогоплательщиков, составляющих 1,7 % всех налогоплательщиков.
Создание законопроекта прогрессивного налога на доходы физических лиц предполагает решение трех важных проблем: увеличение сборов, справедливого перераспределения средств и уменьшение неравенства, сохранение стабильности рынка [5, c.3].
Таким образом, введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических действительно актуально для экономики России на современном этапе, и позволяет решить ряд важных социально-экономических проблем.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.
2. Акимова В.М. Исчисление НДФЛ: вопросы издательского семинара [Текст]: / В.М.Акимова. // Российский налоговый курьер. - 2011.-№12. – С.10-12
3. Графская С.А. Минимизация налога на доходы физических лиц [Текст]: / С.А.Графская // Налогообложение, учет и отчестность. – 2011. -№2. – С.9
4. Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение [Текст]: Практические рекомендации/ Л.В. Дуканич. - Ростов на Дону: Феникс, 2010. – 416 с.
5. Иванов А.П. , Бунина Е.М. Инвестиционная активность и доходы населения [Текст]: / А.П.Иванов, Е.М.Бунина //Финансы .- 2009.-№1. – С.3
6. Караваева И.В. Социальные аспекты подоходного налогообложения в рыночной экономике [Текст]: / И.В. Караваева //Финансы .- 2010. - №8.- С.23
7. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение [Текст]: / Учебник / Н.В.Миляков. – М.:ИНФА-М, 2011. – 458 с.
8. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Федерации — [Электронный ресурс] — Режим доступа: — URL: http://www.nalog.ru/