Выделяют 4 вида универсальных учебных действий:
коммуникативные;
регулятивные;
познавательные;
личностные.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать;
нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. [1; 29]
Говоря о дисциплине «окружающий мир», нужно отметить, что она выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у детей целостной научной картины природного, социального и культурного мира, Предмет раскрывает суть отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
В соответствии с образовательными стандартами второго поколения процесс обучения должен быть построен как процесс «открытия» каждым школьником конкретного знания. Ученик не принимает его в готовом виде, а деятельность на уроке организована так, что требует от него усилия, размышления, поиска. Школьник имеет право на ошибку, на коллективное обсуждение поставленных гипотез, выдвинутых доказательств, анализ причин возникновения ошибок и неточностей и их исправление. Такой подход делает личностно значимым процесс учения и формирует у школьника, как говорил психолог А.Н. Леонтьев, «реально действующие мотивы».
Именно это заставило отказаться от ориентировки методики обучения на репродуктивные методы. Основную задачу авторы школьных учебников видели в разработке исследовательских и поисковых учебных задач: проблемных ситуаций, альтернативных вопросов, заданий на моделирование и т. п., способствующих тому, что ученик становится равноправным участником учебного процесса. Это, безусловно, не означает, что снижается руководящая роль педагога, но она скрыта для ученика. Руководство не сводится к предъявлению образца или инструкции, которые нужно запомнить и воспроизводить, а предполагает организацию совместных размышлений, поиска, наблюдений (за объектом природы, языковой единицей, математическим объектом и т. д.) самостоятельных построений алгоритмов и т. п.[1; 29]
Одна из целей предмета «Окружающий мир» – научить школьников объяснять своё отношение к миру. Именно уроки окружающего мира имеют огромный потенциал для формирования личностных универсальных учебных действий. Отказ от репродуктивных методов обучения в пользу самостоятельного поиска учащимися ответов на вопросы позволяет учителю не навязывать «правильное» отношение к окружающему, а корректировать мировоззрение ребёнка, его нравственные установки и ценности.
Учебная дисциплина «Окружающий мир» выполняет интегрирующую функцию и обеспечивает формирование у обучающихся целостной научной картины природного и социокультурного мира, отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознания своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования российской гражданской идентичности личности.
Изучая этот предмет, учащиеся знакомятся с методами познания окружающего мира: наблюдение, эксперимент, измерение, моделирование, классификация и другие. Уроки окружающего мира позволяют усваивать предметные знания и умения, а также комплекс личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных учебных действий для успешного продолжения образования в основной школе.
В сфере личностных универсальных действий изучение предмета «Окружающий мир» обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:
умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;
формирование основ исторической памяти — умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;
формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;
развитие морально-этического сознания — норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами.
В сфере личностных универсальных учебных действий изучение предмета способствует принятию обучающимися правил здорового образа жизни, пониманию необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.
Для успешного формирования личностных универсальных учебных действий должны быть выполнены определенные педагогические условия, т.к. каждый учитель осознает, что одностороняя передача знаний от учителя к ребенку не будет напрямую влиять на становление личности ребенка.
Чтобы знания стали условием правильного поведения, то есть стали показателем его ценностного отношения к миру, необходимо сформировать личностный смысл любого поступка и любой деятельности школьника. Если этого нет, то знания вырабатывают лишь знаемые мотивы поведения. Личностный смысл позволяет формировать реально действующие мотивы поведения, и тогда любая деятельность ребенка становится самостоятельной, инициативной, «навязанной» себе самому.
Какие условия нужно создать, чтобы процесс обучения на уроках окружающего мира приобрел личностный смысл? Прежде всего, нужно добиваться слитности познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка, то есть необходимо все время оказывать ему эмоциональную поддержку. Это особенно важно для этапа первоначального предъявления нового программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядный материал. Проанализируем с этой точки зрения методический аппарат учебника «Окружающий мир». Программа в соответствии с государственным стандартом включает ознакомление младших школьников с наиболее яркими, значимыми событиями из истории нашей Родины. Среди них, конечно же, значительное место занимают рассказы об освободительных войнах славян и россиян. Если знакомить детей только с событийной стороной военной истории, то правильной эмоциональной оценки у них может и не возникнуть. Чтобы произошло слияние познавательного интереса с эмоциональным состоянием, необходимо проанализировать со школьниками ответ на вопрос: «Почему люди воюют?» Даже небольшой, но целесообразно построенный текст на эту позволяет подвести детей к пониманию сложнейших исторических и социальных понятий: «освободительная война», «защита государства – обязанность гражданина», «захватнические войны».
Во-вторых, для развития ценностного отношения к объекту (событию, образу, детали) окружающего мира необходимо оживление имеющегося у детей опыта.При изучении темы «Ты и твое здоровье» ученикам предлагается вспомнить, что такое режим дня и зачем его нужно соблюдать. Очевидно, что все дети знакомы с этим понятием, и если в процессе обобщения знаний учитель предложит рассказать о том, как в семье соблюдается режим дня (кто соблюдает? как часто? кто обычно забывает о режиме? кто следит за тем, чтобы режим дня соблюдался?), то кто-то придет к выводу о том, что режим дня соблюдает только мама (папа, бабушка, дедушка и т.д.). Интерес, появившийся у учащихся в процессе обсуждения, позволит обсудить и сформулировать элементы режима дня, обязательные для выполнения. Активность детей будет способствовать также развитию общего учебного умения – устанавливать соответствие между временными интервалами и событиями (что является довольно сложным умением для младшего школьника).В 4-м классе опора на жизненный опыт ученика способствует развитию умений строить предположения, рассуждать, высказывать собственное мнение, выбирать рациональный путь решения учебной задачи. [5]
Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. Основные результаты обучения детей в начальной школе — это формирование универсальных способов действий, воспитание умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач, индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной. Именно поэтому сегодня учитель начальных классов переосмысляет свой педагогический опыт. [4; 152]
Из всего вышеизложенного теоретического материала, а также приведенных практических примеров, становится очевидно, что курс «Окружающий мир» в зависимости от способов организации учебной деятельности учащихся, раскрывает все возможности для формирования личностных универсальных учебных действий в начальной школе.
Литература:
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие дляучителя / Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.. — М. : Просвещение, 2008. — 151 с. – С. 29-32
Виноградова, Н.Ф., Рыдзе, О.А. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова, О.А. Рыдзе // Начальная школа. – 2007. - №19. – С. 14-18
Деятельность учителя по формированию учебных универсальных действий: [Электронный ресурс] / ir-zhi.ru. Режим доступа: http://ir-zhi.ru/
Петрова, И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования: [Электронный ресурс] // college.ru. Режим доступа: http://college.ru/pedagogam/450/468/474/488/