«РЕАЛЬНОСТЬ» И «УСЛОВНОСТЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА СТИХОВ «ПОСЛЕ РОССИИ» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

«РЕАЛЬНОСТЬ» И «УСЛОВНОСТЬ» В ТВОРЧЕСТВЕ М. И. ЦВЕТАЕВОЙ НА ПРИМЕРЕ ЦИКЛА СТИХОВ «ПОСЛЕ РОССИИ»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
          В эпоху нового тысячелетия, ознаменованного эпохой Культуры, в эпоху приоритетов гуманитарного синтеза как одной из характерных черт русской культуры, в эпоху философского осмысления пространственной природы слова и языка изобразительного искусства, необходимо проникнуться важностью концепта творчества, основанного на расширении сознания и полноте художественных представлений личности. Сверхзадачу исследования мы видим в многомерности взаимосвязей гуманитарных и естественных знаний и реализации комплекса интегрированных программ; в создании сложных комплексов представлений о культуре и её совершенствовании на основе актуализации собственного художественного творчества: изобразительного, литературного и т.д. Приобщение к искусству, литературе мы рассматриваем как приобщение к фактору Культуры. Гуманитарный синтез - сфера духовной инициативы, один из путей гармонизации образовательной системы и художественного развития личности. Без эстетической подготовки немыслимо настоящее преподавание литературы, равно как и без компетентности в области литературы немыслима квалификация педагога искусства. В этом контексте велико значение литературы как аккумулятора элементов традиции, энергии культуры для всей нации.

         Для культуры XX-ХХI вв. творчество Цветаевой стало одним из способов постижения себя и мира. Вследствие такого положения переосмысляется набор средств конкретных искусств: изобразительного языка и пространственно-пластического выражения скрытых смыслов. Важно осознать эстетическую функцию языка, смысловую многоплановость поэтического слова, тенденцию стиля в порождении и восприятии языковых знаков; изобразительную ориентацию на нелинейное восприятие поэтического текста, особую эмоцию формы; тенденции к преобразованию содержательного в формальное и его транспонирование в иную художественную модальность.

         Авторы исследования ставят две задачи: 1) выявить и описать потенциальные возможности смысловых мерностей, реализованных в особых условиях поэтической формы; 2) показать, каким образом реализация потенциальных свойств стихотворной ткани позволит учащимся выразить художественными средствами своё понимание мира, философскую позицию в изобразительном ключе. Степень внимания к решению задач следует понимать как перевод концептов в другое качественное состояние - широкий диапазон многомерного Синтеза.

         Мы полагаем, что создание архетипа собственного пространства, с опорой на язык художественных произведений, значительно повышает культуру речи; открываются возможности для словесного творчества. Здесь предпринимается опыт духовной истории в постижении природы художественного образа.

         Обращение к творчеству Марины Цветаевой через цикл стихов «После России» мы рассматриваем как компонент художественного сознания и знаний о мире поэта, понимая, что данный подход является также предметом изучения философии, психологии, лингвистики, лингвокультурологии и других гуманитарных наук. Предлагаемый аспект имеет лингвистическую и изобразительную направленность, где важнейшим структурообразующим элементом мы избираем концепт пространства. Мы полагаем, достаточно знакомства с одним стихотворением, чтобы понять: за рамками описания остались весьма важные концепты. В данном исследовании этим стихотворением  мы избрали наиболее известное из цикла «После России» - «Прокрасться» [Цветаева, 1999: 263-264]. Уместно напомнить, реальность нашего мира строится на противопоставлении, будь то свет или тень, жизнь или смерть, лишь время вне конфликта. Ему не может противостоять даже вечность, поскольку время уже находиться в вечности. Её суть заключена в бесконечности его течения. Оно же, в свою очередь, определяется в промежутке «тире» между датами исторических хроник, сухих и беспристрастных к жизни и смерти,  к  добру и злу, заключенных в них. В истории всех времен не найти лучшего хронографа, чем поэта, способного наполнить это «тире» эмоциями, переживаниями, духом эпохи, современником которого он является.

       «Поэт - очевидец всех времен в истории», - говорила М.И. Цветаева. Поэт - невольник своего дара и своего времени. Его отношения со временем трагические. Это неоднократно подтверждала история на примерах жизни великих поэтов, будь то А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, А.А. Ахматова, М.И. Цветаева.

«Брак поэта со временем - насильственный брак», - писала Марина Ивановна. Судьба поэта Цветаевой, именно поэта, а не поэтессы, драматична. Не каждому мужчине под силу вынести весь груз испытаний, выпавший на плечи этой хрупкой, утончённой, с парящей походкой женщине.

Эмиграция явилась для поэтессы тяжелейшим испытанием, ибо она не желала идти в общем строе большинства соотечественников: публично не поносила революцию, всячески славила свою родную Россию. Нужно отметить, что за 14 долгих дет эмиграции выходит лишь один сборник стихов - «После России» (Лирика 1922-1925 гг.).

  Критики и ценители творчества гениев часто задаются вопросом - что именно перетекает в характер лирического героя от личности поэта. И если в раннем творчестве начинающаяся поэтесса специально избегает автобиографических связей в своей лирике, создавая в первых книгах стихов «Вечерний альбом» и «Волшебный фонарь» мир, пропитанный атмосферой «детской» сентиментальной сказки, исповедальной, дневниковой направленности, юношеской наивности, то в годы эмиграции, в период позднего творчества, под влиянием жизненных перипетий, когда серьёзно меняется жизнь Марины, мир её лирической героини приближается к реальности, а в строках проступает выстраданная мудрость много пережившей женщины.

   В этот период в лирике Марины появляются новые мотивы, навеянные жизненной ситуацией: одиночество, безысходность, тоска по Родине, мысли о смерти. Лирический герой поэта взрослеет и уже не в силах бросать такой же призыв к борьбе, каким пропитано раннее творчество Цветаевой. Лирический герой все чаще задумывается о покое, примирении с реальностью, пытаясь создать некий иллюзорный обособленный мирок, куда не проникнут горе и беда реального, страшного мира. Характерный для творчества Марины мотив условности и реальности бытия предстает нам уже через призму зрелой мудрости Поэта, пронизывая его творчество на протяжении всей жизни.

   Особенно пронзительно звучит этот мотив в стихотворении «Прокрасться...»

А может, лучшая победа


Над временем и тяготеньем -

Пройти, чтоб не оставить тени

На стенах...

 

Может быть  - отказом

Взять? Вычеркнуться из зеркал?..

Так: Лермонтовым по Кавказу

Прокрасться, не встревожив скал.

 

А может лучшая потеха

Перстом Себастьяна Баха

Органного не тронув эха?

Прокрасться, не оставив праха.

 

На урну...

Может быть обманом

Взять? Вычеркнуться из широт?

Так: временем как океаном

Прокрасться, не встревожив вод...

         Не вписываясь в рамки своего время, в реальный мир, «мир гирь», «мир мер», «где насморком назван плач», лирический герой пытается вернуться в тот идеализированный иллюзорный мир книг, сказки, фантазии, созданный еще в юности, дабы скрыться, спрятаться от реальности, но этот мир уже не способен принять в себе Гения, своей лирикой возложившего на свои плечи бремя ответственности.

         Цветаева в эмиграции остро ощущает свою несовместимость с современностью, чуждая окружающему эмигрантскому обществу, ненавидящему ее за независимость, свободолюбие и острый ум,  она ищет способы изменить судьбу, найти свою нишу, раз за разом, поднимаясь после тяжёлых ударов реальности. Смерть дочери, презрение современников к её творчеству, трагические увлечения мужчинами в те моменты, когда муж не может дать ей поддержку - ничто не становится препятствием к Творчеству, которое было для Цветаевой важнее воздуха. И лишь в мыслях лирического героя мы можем увидеть скрытые мотивы наступающих усталости  и беспомощности, непроявленного отчаяния Поэта. Лирический герой стихотворения перебирает все возможные варианты, чтобы преодолеть «время» и «тяготенье», те необоримые физические константы, фиксирующие и определяющие основные параметры реальности бытия. Ставя себя на одну ступень с Лермонтовым и Бахом, лирический герой доказывает, насколько страшным для него будет отказаться от своего дара, стать ничем и никем. Тем и страшен выбор между покоем и свободой, тот выбор, который приходится сделать каждому человеку, но лишь единицы способны на Поступок.

         Лирический герой стихотворения «Прокрасться...» (1923) из цикла стихов «После России», размышляя о выборе своей судьбы, перебирает возможные для себя варианты: «вычеркнуться из широт», исчезнуть, «чтобы не оставить ни тени, ни праха...» и тем самым хочет обрести свободу над реальностью времени, уйти в небытие тишины и спокойствия. В этих строчках еще не смело, но уже звучат предпосылки будущего трагического ухода. Мотив смерти все чаще окрашивает лирику этого периода в мрачные тона.

Лирический герой снова и снова задает себе вопрос: в чём смысл жизни? Он продолжает размышлять над особой судьбой поэта, над его величием и беззащитностью, могуществом и ничтожеством в жестоком реальном мире:

 

Что же мне делать, певцу и первенцу,

В мире, где наичернейший - сер!

Где вдохновение хранят, как в термосе!

С этой безмерностью

В мире мер?!

 

(Что же мне делать, слепцу и пасынку...», 1923)

Ответ, возможно, кроется в заглавии стихотворения «Прокрасться...». Очевидно, что такая фигура как поэт, лицо эпохи,  не может быть незаметным. Отказаться от себя, от своего дара, чтобы в спокойствии тлеть, как большинство - это страшный шаг для каждого гения и вдвойне опасный для Марины. И только в её лирике мы слышим это смертельное для неё «А может..?» Может уйти, спрятаться, прокрасться по жизни, затаиться «премудрым пескарем», пройти обычной женщиной за плечом мужчины, в безопасности? А ведь необходимо ещё вспомнить о той эпохе страха и беззащитности, где насущной задачей каждого было - чтобы тебя не заметили, стать как можно меньше и незначительней, просто выжить!

Потому в стихотворении «Прокрасться...» и звучат образы океана, ветра и праха, что, опираясь на вышесказанное, мы можем интерпретировать и как образы свободы, и как символы бездомности, отсутствия своего места в жизни, неприкаянности.

Нужно отметить, что интерпретация смысла стихотворения всегда субъективна. Например, относительного данного стихотворения некоторые исследователи считают, что его смысл стоит трактовать, учитывая влияние Б. Пастернака на творчество Цветаевой. Так, конструкцию «Пройти, чтоб не оставить следа, / Пройти, чтоб не оставить тени / На стенах...» предлагается сравнить со строчками  Б. Пастернака: «Жизнь пройти - не поле перейти». Так или иначе, темой стихотворения остаются вопросы о жизненном пути человека, о жизнестроительстве, если воспользоваться анализом творчества Марины известным исследователем в области филологии, культурологии и искусства Ю.М. Лотманом.

      Создавая сильные, страстные, щемящие стихи, М. Цветаева, на протяжении всей жизни, творит свой параллельный,  условный мир, оторванный от реальности по различным причинам, наполняя его сказками, фантазиями, мечтами, Марина стремится уйти от сложностей бытия, которые, в конце концов, надломили духовный стержень поэта. Но, несмотря на это, М. Цветаева, благодаря своему творчеству, остаётся ярчайшим символом Серебряного века, с его метаниями, катаклизмами, революциями и  катастрофами.

     М. Цветаева была очень разной, противоречивой и сложной, по воспоминаниям современников, но без сомнения человеком великой силы духа и Поэтом с заглавной буквы. Прежде всего, она - поэт пространственный, создающий ёмкие пространственные ансамбли смыслов и эпических картин. В ходе опережающего эксперимента нам было интересно рассмотреть совокупность её представлений о пространстве, которое может проявляться разными способами.

     У Цветаевой особые отношения с пространством: «Вся моя жизнь - роман с собственной душою, с городом, где я живу, с деревом на краю дороги, с воздухом. И я бесконечно счастлива» [Цветаева IV, 1994: 25]. В любви пространство может стать преградой, препятствием, которое нельзя преодолеть: Пространство, пространство, / Ты нынче - глухая стена! [Там же: 25].

    Исследуя поэтические образы стихотворения «Прокрасться», мы подключаем своё представление о пространстве художественном, считая, что оно живёт внутри художественного произведения по собственным законам: разворачивается, искривляется, сворачивается вполне сознательно с целью получения нужных автору эффектов. Это понятие не ограничивается геометрическими структурами: «художественное пространство представляет модель мира данного автора, выраженную на языке его пространственных представлений» [Лотман 1988: 175].

         Мы считаем, что разработка нового содержания программ художественного цикла - лучший  способ раскрыть творческий потенциал личности. Источником содержания мы выбираем разные циклически сопряжённые концепты, в данном случае - текстовой концепт художественного мира М. Цветаевой и концептуальную структуру пластического моделирования. Обращение к пространству поэта не только познавательно, но продуктивно для разработки теории звукосмысловых соответствий, включая цветовые и графические аналоги.    

      Мы полагаем, что в свете задач художественной педагогики слагаемые концепты должны базироваться на образной природе искусства, литературы и отражаться в полифоническом мышлении и представлениях учащихся в новой форме. Это позволит «взглянуть на мир иначе, с новой точки зрения, с другой стороны; продвинуться вперёд в сравнении с тем, что было прежде; придать сущему новый вид и порядок» [Юсов 1995: 23].

      На основе изученного материала мы рассмотрели актуализацию концепта «художественный образ» в контексте стихотворной ткани Поэта. Образный строй эпохи в стихотворении «Прокрасться» несёт  поэтику живописного и живописный лиризм поэтического.

     Таким образом, пространство образов стихотворения «Прокрасться» не является стабильным и статичным. Оно подвержено трансформации - в нём изменяются пропорции объектов, наблюдается необъяснимое появление чувственного начала личности Поэта. Её пространство беспредельно, порой - беспредметно, что сравнимо с авангардным направлением супрематизма в искусстве. Не исключено, что Цветаева, будучи знакома с живописными работами таких художников, как Кандинский и Малевич, стремилась реализовать в творчестве ряд теоретических задач, выдвинутых ими. Помимо характерного для авангардистских художников синтеза стилей и направлений, у Цветаевой можно найти стремление к уходу от конкретности, предметности, быта и попытку «развоплощения» предметного мира ради создания более совершенного мира Духа. Следует признать, что стихотворение «Прокрасться» мы рассматриваем в терминах теории тотальной духовности Кандинского и теории беспредметности Малевича.

      Так, в своей творческой работе посвященной образной природе стихотворения М. Цветаевой «Прокрасться...», автор попытался интегрировать художественные смыслы через живописные события навеянного мотива [Рис. 1]. В своей интерпретации сюжета мы исходили из возможностей вариативной трактовки в постижении идеи таинственно-драматического мотива «ухода»,  лежащего в основе стихотворной ткани. Мы представили к анализу несколько эскизов, отвечающих замыслу Поэта [Рис. 2]. Кроме того, посчитали целесообразным предложить к осмыслению широкую палитру символов, выполненных в графическом,  монохромном ключе [Рис. 3-5]. Заметим, что многоаспектный анализ выбранного нами стихотворения позволяет по-новому взглянуть на категорию «пространство», которая призвана нести в себе сверхидею, заложенную автором в цикле стихов «После России».

      Мы надеемся, что наше исследование в области интегрированного преподавания искусства в высшей школе поможет глубже ощутить важность вопросов, связанных с концептом гуманитарного синтеза в свете художественной концептосферы педагогики искусства, обеспечивающих условия для развития полифонического мышления, собственного способа свободного творчества. Данное обстоятельство позволит преодолеть время «большой имитации», где «чистая словесность» традиционных педагогических методов, основанная, скорее, на копировании и исполнительской культуре, не отвечает задачам творческого развития личности.

      Мы считаем, что именно на культурологический подход должен быть ориентирован курс дисциплин художественного цикла. Так, в ходе занятий интегрированного типа происходит своеобразное «вслушивание» (в поэтическую ткань поэзии), «всматривание» (в  пространство художественных образов), а также наблюдение за ходом человеческих понятий, размышлений и идей. В исканиях истины учащийся проникается только ему присущим пристальным вниманием к изобразительному языку, отслеживая «внутренние, духовные связи» (звука, цвета, слова, ритма, динамики пространства) и стремится переосмыслить суть понятого - направленность всей работы поэта посредством создания собственного изобразительного пространства.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 1. Когда все искусства вместе... : пособие для учителя / под общ. ред. Б.П. Юсова: - М.: ИЦЭВ РАО, 1995. - С. 7 - 49.
  • 2. Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя / Ю.М. Лотман // Ю.М. Лотман. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М.: Просвещение, 1988. - С.251 - 292.
  • 3. Цветаева М.И. Собр. соч.: в 7 т. - Т. IV, - М.: Эллис Лак, 1994. - C. 64 - 129.
  • 4. Цветаева М.Ц. Избранное. - Смоленск: Русич, 1999. - С. 263-264.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Просмотров работы: 214