«Сравнительный анализ особенностей личности одаренных студентов в зависимости от стилевых предпочтений в живописи» - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

«Сравнительный анализ особенностей личности одаренных студентов в зависимости от стилевых предпочтений в живописи»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одаренность, по мнению Рубинштейна [2] определяется комплексом свойств личности.

Нами проведено  исследование одаренных студентов (40 человек ,17-19 лет).  1курса отделения искусств, Казанского (Приволжского) Федерального университета. Мы считаем этих студентов одаренными личностями, т.к. перед поступлением в университет они были победителями специального конкурса творческих работ.

Цель нашего исследования - выявить особенности личности одаренных студентов, в их взаимосвязи  со стилевыми предпочтениями в живописи.

Для оценки личностных особенностей использовались методики: опросник MPI  (методика Айзенка), личностный тест «Мини-мульт» (Mini-Mult) и  цветовой тест Люшера. Количественная обработка полученных данных проводилась при помощи прикладного пакета Microsoft Excel и программы STATISTICA 7.0 (расчет средних данных, корреляционный анализ, критерии достоверности отличий). Для выявления стилевых предпочтений использовался опрос.

По результатам опроса мы выделили 2 группы: первая группа (группа 1)  53% от общего числа студентов - выбирают стиль живописи крупными мазками; вторая группа (группа 2)   47% - выбирают стиль живописи мелкими мазками.

По методике Айзенка, в группе 1 выявили  экстравертов - 31%, интровертов - 21%, нейротизм в группе 1 - 13,95; в группе 2 - экстравертов - 25%, интровертов - 22% , нейротизм - 16,5. Показатели экстраверсии и интроверсии достоверно не отличаются, показатели нейротизма имеют  достоверные отличия (Таблица 4).

 

Усредненный профиль по тесту «Мини-мульт» (Mini-Mult) группы 1 выбирающей стиль живописи крупными мазками, и группы 2 выбирающей стиль живописи мелкими мазками

По результатам теста «Мини-мульт» (Mini-Mult ) был выведен усредненный профиль личности студентов (Рисунок 1), который показывает ,что у групп 1и 2 не выявлено крайних проявлений и отклонений от нормы, т.е. отсутствует ярко выраженная акцентуация характера.

У группы 1 отмечается более высокие показатели почти по всем шкалам, но достоверные отличия только по шкале лжи. По шкалам психопатии, психастении и гипомании показатели выше, поэтому  группу 1 можно охарактеризовать как более   активных, чувствительных, деятельных, энергичных и жизнерадостных. Они любят работу с частыми переменами, охотно контактируют с людьми, однако интересы их поверхностны и неустойчивы, им не хватает выдержки и настойчивости.  В делах они старательны, добросовестны, способны  самостоятельно принимать решение.
У группы 2 показатели  выше, чем  показатели группы 1 по шкалам  ипохондрии и шизойдности, это можно интерпретировать как то, что студенты группы 2  более чувствительны и восприимчивы,  склонны к тревогам, робкие, застенчивые. В делах они старательны, добросовестны, высокоморальны и обязательны, но не способны принимать решение самостоятельно, нет уверенности в себе [1].

В результате обработки данных (Таблица  1,2 )по цветовому тесту Люшера [3] у первой и второй группы тестируемых пять позиций в цветовом ряду предпочтения совпадают (Таблица 3) : -это 1,3,6,7,8 позиции. По позиции 2 у этих групп есть достоверные отличия  (Таблица 4).

Таблица 1

Цветовые предпочтения группы 1, предпочитающий стиль живописи крупными мазками (по Б.А. Базыма [5])

Цвет

Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений

Сумма

№ позиции

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Серый

6

2

2

3

1

2

3

1

20

Синий

2

4

4

6

4

0

0

0

20

Зеленый

2

0

9

2

2

3

1

0

20

Красный

2

3

4

4

2

3

1

2

20

Желтый

4

4

0

2

3

2

4

1

20

Фиолетовый

4

6

0

2

1

4

0

3

20

Коричневый

0

0

1

1

0

4

8

6

20

Черный

0

1

0

0

7

2

3

7

20

Сумма

20

20

20

20

20

20

20

20

20

                   

 

Таблица2

Цветовые предпочтения группы 2, предпочитающий стиль живописи мелкими мазками (по Б.А. Базыма [5])

Цвет

Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений

Сумма

№ позиции

1

2

3

4

5

6

7

8

 

Серый

6

2

2

5

0

2

2

1

20

Синий

5

10

1

3

1

0

0

0

20

Зеленый

3

3

8

1

4

1

0

1

20

Красный

0

1

5

6

0

1

3

4

20

Желтый

0

3

1

1

8

5

1

0

20

Фиолетовый

5

1

3

2

1

6

1

1

20

Коричневый

0

0

0

1

2

3

10

4

20

Черный

1

0

0

1

4

2

3

9

20

Сумма

20

20

20

20

20

20

20

20

20

 

Таблица3

Цветовые предпочтения двух групп (по Б.А. Базыма [5])

 

Позиция цвета в цветовом ряду предпочтений для двух групп

№ позиции

1

2

3

4

5

6

7

8

(1)группа

серый

фиолетовый

зеленый

синий

черный

фиолетовый

коричневый

черный

(2)группа

серый

синий

зеленый

красный

желтый

фиолетовый

коричневый

черный

Серый цвет на первой позиции у двух групп, говорит о свободе личности студентов, не желающей брать на себя каких либо обязательств, что свойственно большинству студентов первого курса. Зелёный цвет на третьей позиции выявляет упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений. Обладание рассматривается как вариант самоутверждения. Расположение зеленого цвета на третьей позиции выявляет скрупулезную точность, критический анализ, логическую последовательность, что немало важно для создания художественной работы  с использованием определенных технических приемов (в живописи, графики, проектировании), а также потребность производить впечатление, сохранять свою позицию. Фиолетовый цвет на шестой позиции, у двух групп,  говорит о том, что потребность в тождестве и интуитивном понимании подавлена, отсюда почва для повышенной эстетической чуткости, способность к независимым оценкам, к занятости в сфере деятельности, дающей свободу творческого выбора.  Коричневый цвет на седьмой позиции символизирует  чувственную основу ощущений. Чувство утраты корней, потери домашнего очага, связано с тем, что многие студенты иногородние. Черный цвет на восьмой позиции говорит о бессознательной  потребности в протесте против всего, 8-я позиция для черного цвета статистически наиболее часто встречающаяся.

На второй позиции у группы 1 , которые предпочитают стиль живописи крупными мазками, находиться фиолетовый цвет, который характеризует их как личностей открытых, чувственных с ярко выраженным стремлением восхищать себя и других. Фиолетовый цвет  содержит в себе свойства синего и красного, объединяет победность красного и  капитуляцию синего, символизируя тождество; у  группы 2, предпочитающий стиль живописи мелкими мазками  на второй позиции находиться синий цвет, которой выявляет  удовлетворенность эмоциональными отношениями. Синий цвет характеризует их как личностей спокойных, ранимых, умиротворенных, доверчивых, отчасти замкнутых.

 На четвертой позиции, у группы 1, которые предпочитают стиль живописи крупными мазками, находиться синий цвет, который интерпретируется как неустанные поиски выхода из неудовлетворяющей ситуации.  У группы 2, которые предпочитают стиль живописи мелкими мазками, на четвертой позиции находиться красный цвет который символизирует физиологическое состояние, связанное с расходом энергии, выражение нервной и гормональной активности, жадного желания всех жизненных благ.

На пятой позиции, у группы 1, которые предпочитают стиль живописи крупными мазками, находиться черный цвет, который говорит о возможности экстремального поведения, готовности действовать опрометчиво и безрассудно.

У группы 2, которые предпочитают стиль живописи мелкими мазками на пятой позиции находиться желтый цвет, символизирующий надежду на большое счастье, и попытку оградить себя от дальнейшего разочарования.

На схеме корреляционного анализа группы 1 (Рисунок 2) видно, что шкала лжи, имеет обратную связь с пятой позицией теста Люшера. Шкала ипохондрии прямо коррелирует со шкалами истерии, нейротизма (при P < 0.05). А у группы 2 (Рисунок 3)шкала ипохондрии прямо коррелирует со шкалой психостении, и имеет обратную связь со шкалой гипомании. Шкала истерии прямо коррелирует со шкалой депрессии, шкалой паранояльности и шкалой ипохондрии.

Пятая позиция теста Люшера имеет обратные связи с позициями шесть и один теста Люшера, со шкалой психастении, и прямую связь с позицией четыре теста Люшера, а позиция четыре в свою очередь имеет обратную связь со шкалой экстраверсии и позицией три теста Люшера. Позиция восемь опросника Айзенка прямо коррелирует со шкалой паронояльности и со шкалой гипомании (Рисунок 2). Когда у группы 2 (Рисунок 3) восьмая позиция (теста Айзенка) имеет обратную связь со шкалой нейротизма и шестой позицией теста Айзенка. Шкала достоверности прямо  коррелирует со шкалой шизойдности, и со шкалой экстраверсии. А у группы 2 (Рисунок 3)шкала достоверности прямо коррелирует со шкалами истерии, психопатии, психастении (при P < 0.05).

Примечание: Ип. - шкала ипохондрии, Деп. - шкала депрессии, Ист. - шкала  истерии, Псп. - шкала психопатии, Прн. - шкала паранойяльности, Псс. - шкала психастении, Шиз. - шкала шизоидности, Гпм. - шкала гипомании, Шк. лж. - шкала лжи,  Шк.дост. - шкала достоверности, Шк.кор.  -  шкала коррекции теста Мини-мульт,; КЛ1-КЛ8 -  позиции в цветовом  теста Люшера.,; Экс. - шкала экстраверсия, Нейр. - шкала нейротизм теста Айзенка.

__________ - прямая связь                           _ _ _ _ _ _ _ - обратная связь

 

Таблица 4 Сравнительный анализ средних данных групп 1 и 2 по t-критериям Стьюдента и Фишера

Сравнительный анализ средних данных группы (1) предпочитающий стиль живописи крупными мазками, для (2) группы предпочитающий стиль живописи мелкими мазками, t-критерия Стьюдента и Фишера выявил достоверные отличия по трем шкалам, всех тестов. А именно: по шкале лжи теста «Мини-мульт», где р < 0,917121 t = 2,21397 ; по шкале нейротизм теста Айзенкаи р <0,747667, t = -2,32795; по 2-ой  позиции теста Люшера, р <0,156468, t =  2,72195.

По результам проведенного иссследования можно сделать вывод, что стилевые предпочтения в живописи зависят от особенностей личности студентов творческой специальности.

Литература:

  • 1. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике/ Л.Ф.Бурлачук, С.М. Морозов // - СПб.: Питер Ком., 1999. - 528 с.
  • 2. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды. Основы онтологии, логики и психологии /С.Л.Рубинштейн. - М.: Наука, 1997. - 463 с.
  • 3. Собчик Л.Н. МЦВ - Метод цветовых выборов. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера - СПб., Изд-во «Речь», 2001. - 112 с.
  • 4. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / Л.Н. Собчик. - СПб: Речь, 2003. - 219 с.
  • 5. www.webbl.ru - электронная бесплатная библиотека Базыма Б.А.
Просмотров работы: 16