Введение в действие Федерального закона РФ № 261 - ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стало поворотным пунктом стратегического развития страны в этом важнейшем направлении. Целью принятия закона является создание правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Реализация намеченной программы энергосбережения в сфере строительства и ЖКХ позволит сберегать до 205-250 млн. тонн условного топлива в год, что составляет более 60% всего возможного потенциала экономии энергоресурсов по всем отраслям и секторам экономики.
За последние десять лет Минстроем и Минрегиона России были существенно ужесточены нормативные требования к тепловой защите зданий, более чем в 3 раза повышены требуемые сопротивления теплопередаче ограждающих конструкций (например, для стен - с 0,9 - 1,1 кв. м °С/Вт до 3 - 3,5 кв. м °С/Вт). За короткий период времени были разработаны и внедрены целые комплексы стандартов, которые позволили использовать в отечественной строительной отрасли прогрессивные российские и зарубежные теплоизоляционные материалы и системы наружного утепления. Многократно увеличилось применение современных эффективных теплоизоляционно-отделочных систем, к которым относятся навесные фасады и решения «мокрого» типа. В связи с меньшей начальной стоимостью последних объемы их использования в жилищном гражданском строительстве постоянно возрастают. Однако, закономерно возникает вопрос о реальной долговечности их эксплуатации в российских условиях, которая и позволит окончательно установить целесообразность и экономичность их применения. Специфика российских условий связана не только со сложными природно-климатическими факторами, но и в значительно большей степени с качеством их фактического исполнения подрядной организацией.
Опыт применения систем «штукатурного» типа в Европе показал возможность их эксплуатации (практически безремонтной) в течении 20-25 лет, а в ряде случаев и 30-35 лет. К сожалению, в условиях России исполнение работ не специализированными фирмами приводит к значительно более раннему появлению дефектов. Низкое качество выполнения работ за последние годы стало серьезным фактором, влияющим на конкурентоспособность большинства Российских фирм. Для решения этой проблемы разрабатываемые СНиП и другие нормативные материалы все более жестко определяют вопросы, связанные с производственным контролем качества и надзором со стороны контролирующих организаций. Такая политика в целом определена законом РФ «О техническом регулировании» и разрабатываемыми в его развитие техническими регламентами. Так, к проектированию поставки материалов, изделий и конструкций, а также возведению объектов первой и второй категорий сложности предполагается допускать только организации с сертифицированной и соответствии с ИСО 9000 системой менеджмента качества. Важным элементом обеспечения качества строительства является своевременное и правильное оформление документов, подтверждающих фактическое качество выполненных работ - исполнительной технической документации. Для повышения значимости исполнительной технической документации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Градостроительным Кодексом РФ и постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 г. «Об осуществлении строительного надзора в Российской Федерации» разработаны руководящие документы, направленные на обеспечение качества строительства (РД 11-02-2006, РД 11-05-2007, РД 11-04-2006, РД 11-03-2006).
Специфической сложностью реализации положений этих РД при создании наружных теплоизоляционно-отделочных систем является новизна этого вида работ и отсутствие нормативной документации общероссийского масштаба. Допуск каждой конкретной системы для применения в строительстве на территории Российской Федерации подтверждается техническим свидетельством ФГУ «Федеральный центр технической оценки продукции в строительстве» (ФЦС) на основе представленных претендентом документов и материалов, а также результатов дополнительно проведенных испытаний в аккредитованных центрах и организациях. Соответствие фактически поставляемой продукции указанной в наименовании показателей, установлены в техническом свидетельстве, подтверждаются сертификатом соответствия или декларацией о соответствии, или документом о качестве. Каждый такой документ содержал комплекс требований к материаловедческим, конструкционным и технологическим решениям, включая вопросы контроля качества работ.
Наиболее качественно и подробно у всех систем проработаны материаловедческие и конструкционные решения. Достаточно полно прописана и технология исполнения работ, включая детальное описание всех звеньев цепочки технологических операций, рассчитанное на уровень исполнителя - рабочего. Однако, качество подачи глобальных технологических и организационных моментов существенно отличаются у различных фирм, причем часто отсутствуют принципиально важные вопросы по организации производства теплоизоляционно-отделочных работ на конкретном объекте (правила по составлению ПНР на данный вид работ). Постоянные изменения в технолого-организационной части документации из года в год все более и более выхолащивают требования к ПНР, упрощая и уменьшая задачи подрядной организации по технологическому проектированию, однако негативно влияют на качество конечной продукции. Достаточно наглядно это прослеживается при анализе изменений альбомов технических решений систем наружной теплоизоляции фасадов «Сэнарджи».
Наиболее слабо решены вопросы производственного контроля качества работ и оформление соответствующей документации. У многих фирм при наличии инструктивных материалов по порядку создания системы с перечнем контролируемых параметров отсутствуют данные о том, на каких стадиях требуется оформлять акты на скрытые работы, и о, тем более, форме и правильном оформлении этих актов. Нерешенность этих вопросов затрудняет деятельность служб технического надзора Заказчика-Застройщика, авторского надзора, а также государственного строительного надзора по контролю и надзору за выполнением теплоизоляционно-отделочных систем «штукатурного» типа. Так, если в части производственного контроля качества работ по системе «Сэнерджи» особое внимание обращено на необходимость составления актов скрытых работ при приемке строительного основания, после приклейки и дюбелирования плит теплоизоляционного слоя и после нанесения базового армирующего слоя, то в немецкой системе «Ceresit» необходимость оформления соответствующих актов нигде не прописана. Отсутствуют требования к оформлению актов, за исключением общих фраз о необходимости отразить сведения об использованных в работе материалов и выдачи разрешения на выполнение последующих операций.
Нерешенными является и целый ряд вопросов испытания систем. В ряде технических документов на теплоизоляционно-отделочные системы имеется ссылка на ГОСТы, которые подробно описывают и процесс испытания, и требуемые машины, и статистическую обработку результатов, но при этом очень часто встречаются случаи когда подобная отсылка к более «узким» и специализированным нормативам просто ошибочна или, по крайней мере, некорректна (особенно часто встречается неверное определение методики испытаний, и как следствие отсылка к государственному стандарту, который предусматривает либо иной тип и метод испытания, либо испытание других, близких по названию и характеристикам материалов, но не входящих в данную систему). Однако нужно отметить, что подобные случаи встречаются еще и по причине отсутствия необходимой нормативной базы, а те регламенты, которые были разработаны ранее, не полностью охватывают проблемные места систем.
В связи с выше изложенным в настоящий момент назрела острая необходимость для обеспечения качества, надежности и долговечности теплоизоляционно-отделочных систем штукатурного типа разработать общероссийский документ, нормирующий общие подходы к методикам контроля качества производственных процессов и оформления необходимой технической документации.