Главным источником доходов бюджетов разных уровней является национальный доход.
Если рассматривать бюджетную систему в целом, то можно отметить, что доходы расширенного бюджета в период с 2000 по 2011 год увеличились в номинальном выражении в 5,9 раза и лежали в пределах от 36,4 до 40,2% ВВП. Причем с 2003 до 2007 года они постепенно росли, но с началом кризиса начали снижаться и по прогнозу МЭРТ к 2012 году составят 31% ВВП.
Значение этого показателя близко к среднему уровню по странам ОЭСР (равному 39% ВВП) и уступает средним показателям по ЕС, составляющим 47% ВВП.
Основным методом перераспределения национального дохода в условиях рыночной экономики является фискальный. С помощью налогов формируется основная часть бюджета.
Доходы федерального бюджета в период с 2000 по 2010 год в основном формировались за счет НДС, таможенных пошлин и ресурсных налогов, которые в среднем за период составляли 69% от всех доходов. Следует отметить, что в бюджетной классификации доходов, существовавшей до 2005 года доходы от внешнеэкономической деятельности и платежи за пользование природными ресурсами, относились к неналоговым доходам. В целях сопоставимости данных в таблице 1 данные виды поступлений включены, поскольку они действительно имеют фискальный характер.
Таблица 1 - Доля и структура налоговых доходов в Федеральном бюджете РФ
|
2004 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Доля налоговых доходов |
83,5 |
84,6 |
94,4 |
93,2 |
96,3 |
93,9 |
89,7 |
Структура налоговых доходов |
|||||||
НДС |
38,4 |
22 |
38,5 |
33,5 |
33,6 |
24,4 |
31,2 |
Акцизы |
21,4 |
15 |
11 |
3,8 |
1,8 |
1,8 |
1,5 |
Таможенные пошлины и сборы |
7,4 |
21,6 |
16,1 |
27,6 |
34,2 |
40,2 |
38,4 |
Налог на прибыль |
13,1 |
7,6 |
10,3 |
6,1 |
7,1 |
8,7 |
3,0 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
2,3 |
1,4 |
9,1 |
13,7 |
15,4 |
18,7 |
15,3 |
ЕСН |
|
|
14 |
14,4 |
6,2 |
5,8 |
7,8 |
Прочие налоги и сборы |
17,4 |
32,4 |
1 |
0,9 |
1,7 |
0,4 |
2,8 |
По данным таблицы 1 видно, что за последние годы доля налоговых доходов в федеральном бюджете значительно выросла. В большинстве стран мира такая ситуация является весьма распространенной.
Однако, если там этот процесс связан с сокращением государственной собственности, то в России это во многом обусловлено снижением эффективности ее управления и, одновременно, результатом сырьевой направленности экономики в условиях благоприятной конъюнктуры мирового рынка энергоносителей.
В структуре налоговых доходов до 2006 года самую весомую долю в среднем за весь период занимал налог на добавленную стоимость 22 - 38,5%. С 2006 по 2011 год первым по значимости компонентом были таможенные пошлины, доля которых за последние 10 лет выросла более чем в 5 раз и достигала в 2010 году почти 40%, из которых 32,7% составили доходы от уплаты вывозных таможенных пошлин, в т.ч. на сырую нефть 20,41 %.
До последнего времени незначительную долю доходов федерального бюджета составляли платежи за пользование природными ресурсами. В конце 90-х гг. их доля не превышала 1-2 %. Начиная с 2002 г. произошло упорядочение ресурсных налогов, были повышены некоторые их ставки. Большинство ресурсных налогов стало поступать в федеральный бюджет. В результате доля ресурсных налогов в федеральном бюджете в 2005 г. возросла до 15,4% (около 90% из них от нефти) по сравнению с 1,4% в 2000г.
Доля нефтегазовых доходов, в 2002 году составившая 32,3%, постоянно увеличивалась и 2009 году достигла уже 40,7% доходов бюджета, что связано с увеличением налоговой нагрузки на нефтегазовый сектор и концентрацией сырьевых доходов в федеральном бюджете. По прогнозу Минэкономразвития доля нефтегазовых доходов в ВВП будет постепенно сокращаться, главным образом, в связи с замедлением темпов роста добычи нефти и газа (0,3% и 1,8% в среднем за год в 2012-2023 гг.), в связи с этим одной из приоритетных задач бюджетной политики становится стимулирование реформирование экономики и переход на инновационный путь развития.
Значительно сократились поступления в федеральный бюджет от уплаты акцизов, т.к. начиная с 2004 года большая часть акцизов была передана региональным бюджетам.
Среди неналоговых доходов значительная часть поступлений обеспечивается за счет использования и реализации государственной и муниципальной собственности.
Если рассмотреть структуру доходов бюджетов субъектов РФ, то можно увидеть, что налоги в ней занимают около 70-75%. Главными бюджетообразующими налогами являются: налог на прибыль и НДФЛ.
Особенностями доходов региональных бюджетов является то, что подавляющую их величину составляют поступления из федерального бюджета, причем более 80% всех налоговых доходов - федеральные. За последние годы увеличилась доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета, составив более 27% его доходов в 2009 году. Доля неналоговых доходов постепенно сокращается, составив в 2009 году 5,1%.
В структуре доходов местных бюджетов основную долю сегодня занимают перечисления из вышестоящих бюджетов. Среди них межбюджетные трансферты в 2009 году принесли 59% доходов (из них 25% - субвенции, 34% дотации и субсидии). Это следствие централизации возросших поступлений сырьевых налогов и последующего перераспределения финансовых средств. Отчисления от федеральных и региональных налогов составили 25% (НДФЛ, налог на прибыль), местные налоги дают всего 4%. Для сравнения местные налоги в США приносят 65% доходов, в Англии - 36%, Франции - 60%, Германии - 45%, Японии - 33%.
В целом по России доля доходов местных бюджетов по отношению к ВВП снизилась в 2007г. по сравнению с 1997г. почти в 2 раза - с 10,9% до 5,9%. Значительную роль в этом сыграл механизм межбюджетных отношений, устанавливающий необходимость концентрации финансовых ресурсов в основном на федеральном и региональном уровнях публичной власти в соответствии с объемом их расходных обязательств.
Таким образом, из приведенных данных видно, что бюджетная политика Российской Федерации в отношении формирования доходов бюджетов изменяется и важно оценить ее эволюционно в целом по всем направлениям.