ВУЗ КАК ИНКУБАТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ВУЗ КАК ИНКУБАТОР ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация

Статья посвящена вопросу необходимости капитализации интеллектуальной собственности в высших учебных заведениях, повышению их информационной открытости. Рассмотрена специфика участия вуза во внешней научной сфере, для повышения его конкурентоспособности. Предложен способ системной организации и контроля по формированию и развитию интеллектуального капитала.

The annotation

The article was devoted to the question about necessity of capitalization intellectual property in institutions of higher education, about increase their transparency. The specificity of the involvement of institute was reviewed for enhance its competitiveness in external scientific environment. A way was offered to make a system of organization and a control for formation and development of intellectual Capital

ХХ век имел множество определений. Среди них - век электричества, индустриализации, атомной энергии, кибернетики. С другой стороны, его называли веком революций, мировых войн, распада империй, передела мира и формирования современной геополитической системы, локальных войн и контрреволюций. Он был также веком индустриального общества, социалистического строительства, потребительского общества. Начавшаяся в 70-е гг. XX века четвертая информационная революция, в дальнейшем получившая название «научно-техническая революция (НТР)», привела к переходу от Индустриальной эпохи к Информационному веку. Этот переход является качественным скачком в развитии производственных сил и всей экономики в целом.

Сдвиги, происходящие в современном мировом хозяйстве, показывают возрастающее значение человеческого потенциала и нематериальных факторов. При этом научные исследования, инновационные технологии и другие нематериальные услуги становятся движущей силой мирового экономического роста и занимают все больший удельный вес в мирохозяйственных отношениях. Так, нематериальные факторы обеспечивают в странах ОЭСР от 70 до 80% стоимости общественного продукта [1]. Тенденция к интеллектуализации мирохозяйственных потоков все полнее охватывает и сферу международных экономических отношений.

Взаимосвязь научно-технической стороны процесса с социальным и экономическим развитием отражена и в определении информатизации, которое дано в федеральном законе Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации». «Информатизация - организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов»[2].

Эффективным инструментом реализации глобализационных процессов и укрепления международных контактов выступает всемирная информационная сеть -Интернет. Число ее пользователей превысило 1 млрд. чел. Интернет, служащий целям создания глобального информационного общества, которые провозглашены Окинавской хартией «большой восьмерки» в 2000 г., во все большей мере используется в настоящее время как инструмент для поддержания межнациональных профессиональных контактов, в том числе для проведения образовательных услуг. По его каналам осуществляется купля-продажа продуктов интеллектуальной деятельности, а также ряда материальных продуктов.

Внедрение коммуникативных технологий в производство приводит к формированию общества информационного типа в основу развития, которого легли нематериальные ресурсы таки как знания, организация, наука. Как предсказывал академик В. И. Вернадский, что будущий человеческий прогресс будет происходить в сфере знаний и разума, названной им ноосферой. Он  утверждал: «Научная мысль впервые выявляется как сила, создающая ноосферу, с характером стихийного процесса»[3]. Отмечается, что по расчетам многих экономистов использование интеллектуальных сил человечества (интеллектуальных ресурсов) может обеспечить существенный рост производительности труда и, тем самым, может способствовать росту благосостояния и повышению жизненного уровня населения планеты. В экономической науке феномен становления знания является главным фактором экономического развития, основой конкурентоспособности организации получил название экономика нового типа - экономика, основанная на знаниях. Следовательно, ключевую роль в новой экономики играют знания, нематериальные активы, т.е. интеллектуальный капитал. В настоящее время интеллектуальный капитал - это ведущий экономический ресурс, обладание и использование которого является главным конкурентным преимуществом. Интеллектуальный капитал - это ключевой ресурс предприятия, выраженный в организационном знании, человеческих активах, рыночных активах, активах инфраструктуры и объектах интеллектуальной собственности, обеспечивающий эффективную деятельность предприятия[4].

Самыми крупными обладателями интеллектуального капитала являются высшие учебные заведения. Профессорско-преподавательский состав, аспиранты и студенты и есть основное конкурентное преимущество вузов. Для успешной деятельности вуза огромное значение играет его способность оперативно реагировать на изменяющиеся потребности общества. Оценить эту оперативность можно разнообразием форм предоставления образовательных услуг, активностью участия управленческих, преподавательских и научных кадров во внешней системе  образования. «В последние два года Россия предприняла ряд важных шагов для перехода к экономике знания, - отметил Дэн Е. Дэвидсон, президент Американских советов, - Начало программы «ЭВРИКА» (программа по развитию научно-исследовательского и предпринимательского потенциала университетов) поднимает планку сотрудничества между американскими и российскими высшими учебными заведениями и предоставляет средства для углубленного сотрудничества, направленного на достижение новых высот в науке, экономике и социальной сфере»[5]. Но все, же основная масса Российских вузов является информационно закрытой организацией не участвующей во внешнем информационном обмене, что, следовательно, снижает развитие их интеллектуального потенциала и конкурентоспособности. Наиболее развитые интеграционные союзы в последние годы прилагают большие усилия для создания единых научно-образовательных пространств. Так, на Лиссабонском совещании Евросовета в 2000 г. было принято решение о создании европейского научно-инновационного пространства.[1], научно-образовательная сеть Geant, которая объединяет 3,5 тыс. научных центров - от Норвегии до Израиля - с 3 млн. ученых. Сеть позволяет проводить совместные исследования одновременно во многих научных центрах, объединяя  ресурсы и вычислительные мощности.[6]. .

Министерство образования и науки Российской Федерации присвоило 29 университетам статус национальных научно-исследовательских университетов (НИУ) и выделило 1,7 млрд. рублей (52,1 млн. долларов США) каждому университету для доведения  университетской системы до уровня мировых стандартов в  период с 2009 по 2014гг. Как подчеркнул Игорь Геннадьевич Проценко, заместитель директора Департамента международной интеграции Министерства образования и науки РФ: «...одной из основных целей текущей модернизации российской экономики стало создание инновационного коридора коммерциализации российских научных технологий, чтобы бизнес-партнеры могли выступать заказчиками инновационных разработок вузов. Поэтому в рамках сотрудничества важно не столько создание отдельных элементов, сколько налаживание системных связей между элементами инновационной инфраструктуры университетов. При этом Министерство образования и науки России  готово содействовать организации сетевого взаимодействия пилотных университетов программы «Эврика» с другими университетами с тем, чтобы внедрить инновационный опыт программы в вузах России»[1].

В большинстве развитых стран физические и природные капиталы оказывают незначительную долю национального богатства. Большую его часть охватывает нематериальный капитал, включающий в себя интеллектуальный капитал, который является характеристикой интеллектуальной сферы страны и является источником новых знаний, идей, информации, способствующих повышению конкурентоспособности экономики.

Эффективность использования интеллектуального потенциала  и  создание условий для его воспроизводства становиться главным направлением макроэкономической политики России, отраженным в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, согласно которой «формирование инновационной экономики означает превращение интеллекта, творческого потенциала человека, в ведущий фактор экономического роста и национальной конкурентоспособности» [7].

Эффективное управление формированием и развитием интеллектуального капитала в масштабах страны, возможно только с помощью достаточно крупных стратегических проектов, в которые вовлекаются целые пласты национальной экономики и, в первую очередь сферы образования и науки.

Основным критерием учебной деятельности вузов в настоящее время становиться качественная подготовка специалистов, востребованных и конкурентоспособных на мировом рынке труда. В современных условиях уже недостаточен традиционный подход к образованию. В условиях быстро изменяющейся окружающей среды необходимо подходить к вопросам образования с точки зрения синергетики, с учетом принципов нелинейности и открытости системы, предполагающий бифуркационность путей  развития системы, взаимосвязь с внешним миром, другими науками, междисциплинарные связи и внутрипредметные связи.

Одним из способов реализации внедрения вуза в систему активного современного участия в новой экономики - создание отдела по активизации и управлению интеллектуальным капиталом, в основные функции которого будут в ходить следующие моменты:

  1. Создание систематизированной информационной платформы для взаимодействия обладателей интеллектуальной собственности;
  2. Организация связей между вузами в рамках региона и странны в целом (форумы, конференции, круглые столы и т.д.);
  3. Анализ потребностей от квалифицированных специалистов на рынке труда (Форсайт проекты «Специалист-Работадатель»);
  4. Модернизация образовательного процесса (бизнес игры, совместные проекты, открытые семинары и т.д.);
  5. Привлечение квалифицированных специалистов в виде тренингов со студентами по обмену профессиональным опытом;
  6. Разработка учебного плана с точки зрения синергетического накопления знания, а не хаотичного, повторяющегося комплекса образовательных дисциплин;
  7. Создание системы оценки выпускаемых специалистов с точки зрения менеджмента качества;
  8. Информированность окружающей среды о деятельности (конкурентных преимуществах) вуза (маркетинговые мероприятия);
  9. Создание системы мотивации для активизации интеллектуального потенциала участников образовательного процесса;

Резюмируя, выше сказанное, можно утверждать грамотно выстроенная система менеджмента знания берет на себя контроль за успешное формирование образовательного процесса и его в условиях постоянно изменяющейся окружающей среды. Активизация интеллектуального капитала становиться мощным рычагом обновления и повышения конкурентоспособности вуза, развития инновационной деятельности.

_________________

Использованные источники

  1. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг [электронный текст] //http://institutiones.com/innovations/1369-intelektualnye-uslugi.html
  2. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Комментарий. // М., 1996. с. 13, 16.
  3. Вернадский В.И.// Научная мысль как планетарное явление. М.,//Наука. 1991. С.64.
  4. Никифорова Ю.В. // Экономические науки. 2010. Т. 65. № 4. С. 177-182.
  5. Американо-Российский Фонд по экономическому и правовому развитию (USRF) и Консорциум российских и американских НКО объявили о запуске инновационного многолетнего партнерства университетов России и США [электронный текст] www.eurecausrf.org/news/news/detail.php?element_id=742
  6. Известия, 24 мая 2005 г.
  7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. №1662-р-URL.
Просмотров работы: 16