ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВА ТАНЦА ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

ФОРМИРОВАНИЕ ИСКУССТВА ТАНЦА ОТ ДРЕВНОСТИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Танец - один из особых и самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует в зависимости от приятного времяпровождения (дискотеки) или профессионального исполнения танца.

В разных культурах народов мира изначально формировались свои танцевальные традиции - структура, содержание, типология, ритмика.

Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются в многих документах доисторической эпохи. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев - павлина, у якутов - медведя и т. п. Плавные, словно перетекающие из одного в другое, движения японского и китайского танца завораживают зрителя. Основу индонезийского танца составляют фиксированные четкие па; европейский танец - это сочетание движений солиста и ансамбля, рождающее целостную композицию; в африканском танце много эротического (специфические вращательные и колебательные движения бедер); в индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который танцуя создал из хаоса Вселенную.

В древности танец выполнял не только и даже не столько развлекательные функции, сколько просветительские. Так, исполнитель китайских танцев посредством движений «рассказывал» зрителям об устройстве мира.

Индийские танцы демонстрировали представления индусов об устройстве Вселенной, движении звезд, планет и т. п. Часто танцы служат средством массового внушения, психологического манипулирования. Здесь уместно вспомнить африканские народные танцы и ритуалы шаманов. Обычно эти танцы длятся очень долго - несколько часов или даже от захода до восхода солнца. Их ритмический рисунок согласован с ритмикой ударных инструментов («говорящих барабанов») - тамтамов, бубнов.  Движения в танце и звуки оказывают мощное психологическое воздействие на всех участников церемонии - они впадают в экстатическое состояние, помогающее, по их мнению, достичь «просветления». Танцы могут быть и механизмом массовой релаксации, и способом «выпустить пары» (например, воинственные танцы снимают излишнюю агрессивность).

Исторически танец использовался людьми как часть религиозных ритуалов и общественных праздников. Доказательства этого обнаруживаются в многих документах доисторической эпохи.

В европейской культуре одно из первых упоминаний о танце делает Гомер в своей «Илиаде» - он описывает chorea (греч. хоровод, пляска).

Ранние греки превратили искусство танцевания в систему, выражающую разнообразные страсти. Например, танец Фурий наводил ужас на всех, кто оказывался его зрителями. Греческий философ Аристотель приравнял танец

 к поэзии. Выдающиеся греческие скульпторы изучали позы танцоров.

Natya Shastra - это ранняя рукопись, описывающая танец. На ней основана современная интерпретация классического индийского танца Bharathanatyam (Рис 1).

Многообразие видов развития фольклерного, балетного и современного  танца можно классифицировать на национальные и народные, театральные и бальные, социальные и религиозные, ресторанные, экспериментальные и другие формы танца (Таб. 1).

Фольклорный танец - самый древний  вид танца. Он находится во взаимосвязи с историей и отражает национальный дух. Фольклор - это культурное достояние народов мира, отражающее их обычаи, привычки, музыку, костюмы и историю.

Фольклорный танец в свою очередь подразделяется на два вида танца.

Первый - коллективный танец. Он не связан с театром, этот вид очень популярен на национальных празднованиях и свадьбах.

Второй - танец исполняемый профессионалами театрального танцевального искусства. Принадлежность танца к национальности оценивают по сценическому костюму, песням и форме танца.

Фольклорные, национальные и народные танцы мира исторически передаются из поколения в поколение и оттачиваются в движениях и ритмах, сценических костюмах и аксессуарах, гриме и макияже и с любовью воспринимаются поколениями молодых, старающихся превзойти своих предшественников.

Корни современного балета или театрального танца уходят во Францию шестнадцатого века - Эпоху Возрождения.

Предпосылкой появления балета были новые способ мышления, философии, просвещения: человек становился центром вселенной и мог управлять своим бытием при помощи искусств и наук. «Используя музыку, которая в точности имитировала пропорциональную гармонию планет, человек шестнадцатого века считал, что может притянуть к себе планетарные воздействия. Танец сам по себе был подражанием движению небес» (Designing for the Dancer, Elron Press, London, 1981).

К концу XVI века придворный балет достиг расцвета: он полностью финансировался французской монархией, которая использовала его для превозношения собственного величия.                                 

Балеты стали частью роскошных, огромных праздничных феерий, которые продолжались несколько дней кряду и включали в себя все виды развлечений. По существу, все эти праздники были способом самовозвеличивания Французского Двора.

В течение XVIII и XIX веков балет распространился по Европе и из утонченного способа передвижения образов во время крупного представления превратился в самодостаточное искусство исполнения, ballet d´action («действенный балет», балет с сюжетом). Эта новая форма почти полностью уничтожила искусственность, присущую придворному танцу, и установила новый закон: «искусство должно стремиться к подражанию природе, естеству». В результате костюмы и хореография стали более вольными и способствующими большему раскрытию выразительных талантов тела.

Открылась дверь в мир натуралистических костюмов и бескаблучной обуви - пуантов, которые предоставляли танцору большие возможности при подъеме на полупальцах.

Эпоха Романтизма начала XIX  века с балетами, фокусирующимися на эмоциях, с фантазией и богатыми духовными мирами ознаменовала начало настоящей работы на пуантах. Теперь идеальная балерина  в своих пуантах, казалось, едва касалась поверхности сцены и ее бесплотный дух словно не знал, что такое земля. Легкость сценического костюма и отличная физическая подготовка исполнителей бального танца - основа успеха у театральной публики.

В начале ХХ столетия в мировом балете  развились традиционные балетные костюмы, хореография, декорации, бутафория и  другие сценические средства. Последнее характерно и для Русского балета, начавшего революцию в балетном искусстве,  которая продолжается и по настоящее время. При этом совершенствуются  художественные возможности балетной техники и аккомпанирующих ей музыки, декораций и мультимедиа более глобальны, чем когда бы то ни было. Границы, которые определяют классический балет, постоянно раздвигаются и размываются.

Артисты танца стали принимать во внимание качества личности, ритуальные и религиозные аспекты, примитив, выразительность и эмоциональность. В этой атмосфере произошел бум современного танца. Внезапно появилась новая свобода в том, что теперь считалось приемлемым, что получило название признанного искусства, в котором отныне хотели творить многие люди.

Все атрибуты нового искусства стали такими же ценными, как костюмы балета - или даже ценнее их, так как каждый предмет сценической одежды при исполнении танцевальных форм имеет свое назначение.

Шестидесятые - восьмидесятые годы ХХ столетия ознаменовали развитие классического балета и современного танца (или к этому времени уже contemporary dance), который стал высокотехничным оружием профессионалов, выступающих на различных сценических площадка театров, залов, ледовых катков.

Танцевальное искусство всех форм танца  проникнуто творческой конкуренцией и хореографы зачастую стремятся к тому, чтобы именно их работу назвали самой шокирующей. Однако до сих пор в искусстве танца есть красота, и танец современности потрясает такими профессионализмом, силой и гибкостью тела, которых никогда не было до настоящего времени.            

Крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А еще танцы - прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье.

Приведенное суждение специалистов по истории развития танцевального искусства ставить во главу танца исполнителя обладающего природной красотой, воспитанием, образованием, знанием строения физиологии своего тела и умением управлять движением всех мышц тела, способностью изучать и воспроизводить увиденное в своей интерпретации и дальнейшим развитии исполнения танца, выполнении основных правил и требований танцевальных школ к созданным и исполняемым в мировом сообществе танцам, музыкальности и знания основ хореографии, сценического костюма и украшений,  грима и макияжа и других особенностей, о чем свидетельствует история мирового развития танца.

Современные танцы театрального балета, танцы фигурного катания и спортивные танцы являются заветной мечтой многих детских и юношеских поколений народов мира, требующие несравнимых жертв в режиме питания, многоразовых дневных тренировок для поддержания мышечной массы,  скелетной основы и нервной системы на достаточном физическим и физиологическом уровне в длительные периоды многолетнего  жизненного времени и, безусловно, значительные материальные затраты в начальные периоды обучения искусству танца.  

Целенаправленное воспитание молодого поколения в духе танцевальных традиций всех форм танцевального искусства с обеспечением доступа в танцевальные залы и театры есть формирование интеллигентной личности - гражданина любого государства.

Литература

1.

Горяинова О. В. Костюмы и аксессуары для восточного танца /

О. В. Горяинова. - Росов н/Д: Феникс, 2005. - 284 с.

2.

Купер Л. Танец живота. Шаг за шагом / Л. Купер. -СПб.: Изд. Диля, 2005. - 144 с

3.

ОРИЕНТАЛЬ. Русский журнал о восточном танце, 2010, 2011 г.

4.

Сыромятникова И. Искусство грима и макияжа / И. Сыромятников. -М.: РИПОЛ классик, 2005. -272 с.

Просмотров работы: 444