РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

РОЛЬ СОВРЕМЕННОГО МУЛЬТИПЛИКАЦИОННОГО ФИЛЬМА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что телевидение - это эффективный канал управления человеком. Современные технологии, новейшие приемы манипулирования сознанием наибольшую опасность представляют для маленьких телезрителей. Именно дети, по данным С. Кара-Мурзы, А.В. Романова и др., - наиболее незащищенная группа получателей сообщений. Они пассивно поглощают все то, что воздействует на них с голубого экрана. В отличие от взрослых, они не всегда могут защитить себя: игнорировать поступающую информацию, критично к ней отнестись, отказаться от просмотра сомнительных программ и мультфильмов.

Целью нашего исследования мы ставим анализ современных популярных отечественных и зарубежных мультипликационных фильмов для выявления факторов, способствующих формированию у детей таких негативных проявлений личности как;

  • агрессивность,
  • зомбирование;
  • пропаганда эротики;
  • нетрадиционное восприятие образа мужчины и женщины (в том числе женщины-матери).

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится - для них полезно. В детстве закладывается фундамент, закладываются качества, приоритеты, которые потом будет использовать ребенок на протяжении жизни. Ребенок нуждается в качественном внимании родителей, но зачастую мы настолько погружены в свои проблемы, что вместо собственного внимания даем ребенку внимание от телевизора, мультфильмов. Кто-то может возразить, что дети сами хотят смотреть мультфильмы. До 14 лет родители несут полную ответственность за детей, согласно законам судьбы. Потом психика ребенка на тонком плане меняется, и он уже начинает стремиться к независимости в  жизни, сам принимать решения, хотя внешне продолжает жить с родителями.

Наше будущее зависит от детей, но кого мы воспитаем, зависит от нас.

Родители, педагоги, психологи задаются вопросами: не опасны ли современные мультфильмы для формирующейся психики ребёнка? Что выбрать для ребёнка: зарубежные или отечественные мультики? Не проводится ли сегодня при помощи детских телепрограмм крупномасштабного «промывания мозгов», «зомбирования» наших малышей? Стоит ли вообще позволять детям смотреть анимационные фильмы, полезны ли они? Давайте разберёмся, что может извлечь ребёнок из просмотра мультфильма.  Начнем с такого явления, как агрессия.

2.1.  Мотивация агрессивного поведения

Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жёстокого, агрессивного отношения многократно повторяются, детально раскрываются, «смакуются». Последствием просмотра такого мультфильма может стать проявление жестокости, безжалостности, агрессии ребёнком в реальной жизни.

В итоге, у маленького телезрителя закрепляется представление о допустимости подобных форм поведения, снимаются табу, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка, допустимого и неприемлемого поведения.

Отчетливо можно отследить неуважение, цинизм, порой жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье, родителям, братьям, сестрам. Во многих мультфильмах ими наделяется главный, положительный герой. И незаметно эти пороки въедаются в детское сознание, т. к. положительным героям нужно подражать.

Вы, например, можете представить себе Настеньку из "Аленького  цветочка" с выражением злобы на лице, может ли она скалить зубы или быть агрессивной. А вот Цыганка из "Горбун-из-Нотердама" - вполне. Многие героини дерутся со вкусом, демонстрируя свою правоту. И какие качества такие героини воспитают в девочках во взрослой жизни по отношению к мужчинам?

Что переживает ребенок, смотря такой мультфильм? В соответствии с законами восприятия художественного произведения он идентифицирует себя с его героями, с существом, которое успешно уничтожает других существ, ребенок постепенно усваивает агрессивные модели поведения, которые вознаграждаются чувством победного торжества. В его психике вырабатывается своеобразная  агрессивность.

Но давайте подумаем, ведь во всех мультфильмах есть борьба добра со злом. Богатыри поражают драконов, Иван-царевич. Змея Горыныча. Есть ли какое-то отличие традиционных сказочных мультфильмов от западных мультфильмов нового поколения?

Конечно, есть. Но почему происходит фиксация на агрессии? К сожалению, в каждом человеке в скрытом виде существует садомазохистский комплекс, и современные западные мультфильмы его эксплуатируют, заставляя ребенка переживать наслаждение, когда герой мультфильма причиняет кому-нибудь боль. Многократное повторение подобных сцен вызывает у детей фиксацию на агрессии и способствует закреплению соответствующих моделей поведения.

В традиционных мультфильмах для детей не смаковались подробности убийства. Маленьким детям старались не показывать подобных сцен. Давайте попробуем себе представить, как должна была бы в духе покемонов выглядеть победа Ивана-царевича над Змеем Горынычем. Отрубил Иван Змею одну голову и поковырял там ножичком. Пальцы засунул, кровушка теплая... Намазал ее себе на лицо. Потекла горячая кровь... И так далее в том же духе. А Иван хохочет, пьет кровушку стаканами, силу богатырскую получает от кровушки змеиной...

В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с искаженным поведением дошкольников: с одной стороны. Необычайная скованность и недоразвитие речи, а с другой . высокая агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на простейший вопрос, но при этом не боится кривляться при чужих взрослых, ползать под столом, а то и делать неприличные жесты. Уже в четыре-пять лет такие дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультики и сказки им неинтересно. Однако после занятий с психологом становится ясно, что дело не в интересе. Содержание наших мультфильмов непонятно детям из-за некоторого их недоразвития, после компенсации которого ребенок переключается на отечественные мультфильмы и смотрит их с энтузиазмом.

В мультфильме  «Улице Сезам» персонажи на редкость уродливы. Для чего это нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует не только свое поведение с поведением персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические гримасы. Посмотрите внимательно на маму с годовалым младенцем, и вы заметите между ними какое-то мимическое сходство. Социальное научение детей происходит благодаря подражанию

Мимике близких людей и любимых телегероев, а ведь физиономии у чудищ из Улицы Сезам одна другой гаже: тупые, злобные или безумные. Когда ребенок идентифицирует себя с такими персонажами, его внутреннее самоощущение начинает соотноситься с выражением их лиц и малыш начинает вести себя соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и остаться в душе добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться грызть гранит наук.

2.2.  Зомбирование детей с помощью мультфильмов

Вы наверняка знаете, что каждая серия Телепузиков представляет собой некий поучительный рассказ, который теоретически должен быть полезен малышам, в том числе и младенцам, поскольку сериал рассчитан на детей от полугода до четырех лет. Давайте рассмотрим, как объясняется авторами фильма понятие украшение. Сначала украшение. Букетик, перевязанный ленточкой, появляется на елке. Украшение, говорит диктор. Затем мы видим букетик заткнутым за пояс одного из телепузиков. Украшение, повторяет диктор, и вдруг букетик с ленточкой оказывается у телепузика в заду! Он, как собачонка, начинает бегать по кругу, пытаясь его вытащить, а остальные персонажи весело смеются. Какая модель поведения прививается ребенку? Украшение, то, что втыкают в зад товарищу и дружно веселятся, поскольку это смешно. Это четкая модель никем не наказуемого демонстративного поведения: телепузик не наказан.  Напротив, это здорово: воткнуть что-нибудь товарищу в зад и потешаться над ним.

Эксперт по речи доктор Салли Ворд (Британия), говорит о том, что за последние 20 лет резко увеличилось количество детей, которые умеют воспринимать только зрительную информацию; слова проходят мимо них. В школе телевоспитанники испытывают большие затруднения со сменой привычного визуального восприятия на вербальное, ведь обучает их не телевизор, а живой учитель, которого они неспособны услышать. Общение с другими детьми также вызывает у них определенные сложности.

Авторы Телепузиков. Энн Вуд и Элис Кан говорят, что в передаче использованы какие-то чрезвычайно передовые научные технологии, развивающие маленьких детей. Но на самом деле смысл вставок заключается совсем в другом - в приучении детей к экрану, причем в приучении страшном, гипнотическом!  Ведь экран светится, его мерцание, которое человек воспринимает помимо своей воли, имеет определенный ритм, а мерцающий свет, ритм и определенным образом подобранные шумы способны гипнотически воздействовать на психику. В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему.

А какие еще модели поведения внедряют мультфильмы типа Телепузиков? Самые разнообразные отклонения от традиционной культурной нормы. Во-первых, ребенок становится невосприимчивым к опасности. Например, на протяжении всех трехсот шестидесяти пяти серий телепузики на призыв Пора спать! прыгают в люк, расположенный в холме. У маленьких зрителей этот люк ассоциируется с уютным домом, в котором обитают телегерои, то есть образ люка становится положительно окрашенным, и часть особо внушаемых, а также склонных к рискованному поведению детишек вполне могут последовать примеру любимых персонажей.

2.3.  Любовь и эротика в мультфильмах

Вспомните героинь наших отечественных мультфильмов. Их женские атрибуты в основном выражены через внутренние качества, духовность, в то время как героини западных мультфильмов физиологичны, обладают формами прекрасно развитых женщин, и умело их используют, у них нет целомудрия - того, что отличает продукцию для детей от фильмов для взрослых.

А ведь манеры поведения героев копируется детьми. В наших мультиках самая большая эротика - сомкнутые руки, поцелуи лишь обозначены,  он сокровенен, когда в западных герои откровенно заигрывают друг с другом, прикасаться к женщине можно как угодно, бесцеремонно, грубо. Например, как в популярном мультфильме Шрек волочет свою подружку на плече, заигрывает с ней. Подсознание схватывает такие моменты и в дальнейшем во взрослой жизни мальчик может считать нормой такое поведение по отношению к женщине. С точки зрения психологов, эротику, взрослые стереотипы поведения в детских мультиках показывать нельзя. Это раньше положенного срока формирует в ребенке половое влечение, к которому эмоционально, да и физически ребенок еще не готов. Возраст 7-14 лет - особый возраст, когда половое желание лучше не культивировать насильственным образом, как делают западные мультфильмы, потому что вожделение и получение знаний не совместимы. Вожделение всегда будет отвлекать от учебы.

Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужчиной, только скромная, целомудренная  девушка, способна привлекать к себе настоящих мужчин. Детские стыдливость и стеснительность - одни из условий создания крепкой семьи в дальнейшем и продолжения рода в будущем.

По мнению психологов, существуют мультфильмы для маленьких, где показана откровенная эротика.

Вот, например, популярный антропоцентричный мультик, где животные играют людей, "Том и Джерри". Поведение кошечки - это энциклопедия поведения вульгарной уличной женщины. Отдельно отметим поведение кота, потому что он демонстрирует мальчикам-зрителям, как себя нужно вести с женщинами. Он демонстрирует запредельное хамство, а кошечка... как это хамство нужно принимать, благосклонно?

Как утверждают все те же детские психологи, для нормального развития ребенка в период первого интереса к противоположному полу, ему необходима сказка, романтика, тайна. Только через романтику и робость перед противоположным полом мальчик может стать настоящим мужичиной. Только скромная, целомудренная и стыдливая девушка способна привлекать к себе настоящих мужчин, а не уродов из мультиков, которыми сегодня кишат города. Детская стыдливость и стеснительность - это непременное условие для создания семьи и продолжения рода в будущем. Проблема серьезна, наши дети подвергаются такой массированной бомбардировке недетскими образами, что возникло массовое явление, которое психологи назвали романтическим голодом у детей. Им нужна царевна из детской мечты, а им подсовывают несвежую бабищу, им нужна романтика, мечта, а на них выливают всяческие нечистоты.

2.4.  Образ женщины

Цвет. Главная героиня, раскрашена в яркие, ядовитые краски. Этот прием эксплуатирует свойство детской психики реагировать на все самое яркое. Таким образом, от начала до конца ролика внимание ребенка приковано к персонажу, который ведет зрителя куда захочет, не давая зрителю отвлечься и поразмышлять. Поэтому, в частности, маленькие дети бросают все, когда на экране реклама, и смотрят ее, как завороженные.

Идем дальше. Лицо. Не надо быть гением, чтобы заметить - главные героини всех американских мультиков на одно лицо. Мало того, что это просто скучно, но ведь если представить эти черты на живой молодой женщине, то она получится страшной.

Тем не менее, из-за частоты мелькания этого лица на экране, оно превращается в приобретенный эстетический стереотип. Таким образом, девочки будут стремиться выглядеть как то, чего не бывает. А мальчики, подрастая, будут безрезультатно искать то, "чего на белом свете вообще не может быть". В российской истории подобный процесс был назван тоталитаризмом и был всемирно осужден. Почему мульттоталитаризм должна ожидать иная судьба?! Кстати, героини от Уолта Диснея, от "Уорнер бразерс" и других конвейеров одинаковых грез не только выглядят одинаково, но одинаково говорят одни и те же слова, одинаково действуют.

На положительном образе героини эти паразиты незамеченными въедут в детскую душу и станут незаметно ей управлять.  Мы имеем дело с величайшим изобретением технологии обработки массового сознания, универсальным подсознательным зрительным модулем без знака добра и зла.

Самый простой пример тому, как в красивую упаковку вкладывают вредное содержимое - это наделение романтической героини, той самой, которой ребенок сочувствует и подражает, атрибутами гнева, злобы и жестокости. Вы, например, можете представить себе Настеньку из "Аленького цветочка" с выражением злобы или ярости на лице. Может ли она вообще скалить зубы, просто быть агрессивной. А вот цыганка из "Нотр-Дама" вполне. И многие другие тоже. Можно ли себе представить царевну-лягушку, которая дерется, как мужик. А вот Жасмин в "Аладдине" или тролльша в "Шреке" делают это не просто привычно, но жестоко и со вкусом. Они делают это весело и заразительно, а ведь сегодня это одни из самых популярных у детей мультиков.

И обратите внимание, как романтическая героиня теряет признаки женского пола и ведет себя не просто, как мужчина, а как супермен. Внешне оставаясь женщиной, героиня не просто мужчина по роли, не просто супермен, но выходец из ада, демон. А теперь о садизме и предательстве в чистом виде. Вы, безусловно, видели этот эпизод из "Шрека" (когда взрывается птичка от пения тролльши).

Главная положительная героиня наших сказок не может быть вероломна, она не может быть жестока, не может убивать. Помните, как Настенька из "Аленького цветочка" поет про маленькую птичку соловушку, российский символ романтики и любви. А что с соловушкой и ее потомством делает тролльша? Герои "Шрека" пришли из мира, где божий дар - яичница. Сказки, где не лягушка становится царевной, а царевна превращается в зеленую нечисть. И эта нечисть является романтической героиней антисказки. Антигероиню по ходу сюжета сопровождают антиромантические метафоры, убийство лягушечки, птички, змейки. Точно также, как нормальных героинь отечественных мультиков сопровождает пение соловья и цветение земли.

2.5.  Образ матери

Самый главный, самый священный, самый важный для ребенка, образ женщины, в сказках всех народов мира - это образ матери. Оказывается, героини большинства американских мультфильмов сконструированы таким образом, что систематических просмотр лент с их участием детьми ведет к угасанию функций продолжения рода. Достигается это так: образ женщины лишается романтики и тайны путем наделения его взрослым реализмом, физиологичностью и жестокость.

Попутно девальвируются и высмеиваются традиционные для российского общества женские качества. Те самые, которые прославляют наши старые, добрые отечественные мультики - целомудрие, застенчивость, скромность и материнство, как таковое. То, что делают иностранные, главным образом американские мультфильмы с нашими детьми, помещается в короткую формулировку - интеллектуальное растление.

Также проявите свою наблюдательность, и вы заметите, что в западных мультфильмах трогательные, сентиментальные, добрые сцены отношений между мамой и ребенком в основном встречаются только в фильмах про животных (где животные играют животных), например ‛Книга джунглей", ‛Король-лев".

 В мультфильмах, где животные играют людей или же с героями-людьми положительный, и привлекательный образ матери встречается редко.  В основном, там показаны страшные, с уродливыми фигурами женщины, туповатые, апатичные. Или же красивые, но злые, добрые, но внешне похожие на бабушек. Редко в западных мультфильмах встречается образ красивой мамы, с истинно женскими качествами. 

Вот, например, утка-мать от "Метро голден майер". Совершенно опустившееся, маргинальное создание.   Ее голос, манеры, жесты не материнские. Даже своего ребенка она держит, как стакан. Ее поза не обороняет ребенка. Легко сравнить то, что видим, с нашей "Серой шейкой".

И там и там образ матери, но у маленьких зрителей они формируют диаметрально противоположное отношение к собственным мамам. Немолодые, некрасивые, апатичные, заторможенные, с уродливыми фигурами. И еще один распространенный прием: когда мать нарисована вполне благообразной, но старой женщины. В наших мультиках так рисуют бабушек.

А теперь давайте подумаем о так называемом 25 кадре. Зрительный образ, который появляется на экране очень короткое время, и сознание не успевает оценить его критически. Такие образы записываются прямо в подсознание, как гипнотическое внушение.

Мультфильм "Красавица и чудовище".

Немолодая, некрасивая женщина, с чертами, искаженными раздражением и ненавистью. А на руках у нее, сразу не разберешь, то ли поросята, то ли человеческие младенцы. Более отвратительный и неприглядный образ матери невозможно себе представить, потому что он совмещен с внешностью разъяренной свиноматки. А на заднем плане над всем этим и выше всего этого видна прекрасная героиня. Эта метафора воспитывает у девочек отвращение к материнству вообще, и к многодетным, в особенности. Либо ты хочешь стать уродливой, старой и бедной - тогда стань матерью, либо вечно молодой и красивой, тогда не рожай. Девочкам как бы предлагают выбор, который на самом деле выбором не является. Потому что решение насильственно, замаскировано вкладывается в сознание.

2.6.  Образ мужчины

С мальчиками дело обстоит чуть сложнее. Дело в том, что на сегодняшний день огромное количество художественных и мультипликационных фильмов демонстрируют агрессию, войну, исходящую именно от сильной половины человечества. И это поведение, агрессивное поведение, становится образцом для мальчиков. Это уже давно известно всем, но пока только лишь несколько европейских стран вводят запреты на жестокие сцены в детских фильмах. Но мужчина и должен быть в меру агрессивным. Образ мужчины - воин, рыцарь, герой.

 Поэтому демонстрировать своему мальчишке фильмы о борьбе и героизме все-таки нужно, но тщательно отбирая их из массы, предлагаемой телевидением на сегодня. Выбирайте те фильмы о мужестве, где главный герой борется за правду, но не совершает неоправданных убийств. Лучше, если главный герой является человеком, поверьте, фильмы о лишенных эмоций роботах-убийцах не внесут в личность ребенка ничего хорошего.

Итак, проанализировав случайно подобранный ряд  современных популярных мультипликационных фильмов можно сделать вывод, что объединяющими их факторами  являются:

  • переизбыток агрессии и насилия на экране. Главный герой - агрессивен и может наносить вред окружающим, в результате ребёнок может подражать мультяшкам;
  • полная безнаказанность. Плохой поступок персонажа не наказывается, а иногда даже приветствуется, что формирует у ребёнка стереотип вседозволенности;
  • отсутствие чёткой границы между добром и злом. Даже положительный персонаж может тоже совершать плохие поступки ради благих целей;
  • наделение женщины мужскими чертами характера и наоборот, что отражается в поведении, одежде и роли персонажа;
  • неправильное формирование одного из основных инстинктов личности - инстинкта самосохранения, что неосознанное подталкивание ребёнка к суициду. Герои могут по нескольку раз умирать и воскресать.

Подводя итоги, отметим, что от взрослых, зависит будущее детей, поэтому родители должны больше обращать внимание на то, сколько часов проводит ребенок у телевизора и что он смотрит.

В последнее время психологам все чаще приходится сталкиваться с искаженным поведением дошкольников: с одной стороны: необычайная скованность и недоразвитие речи, а с другой -  высокая агрессивность и какая-то дикая, зашкаливающая демонстративность.

Современное западное искусство изменяет, деформирует психику ребенка прежде всего с помощью мультфильмов и компьютерных игр. Активно воздействуя на воображение ребенка, они прививают ему новые установки и модели поведения, приучение детей к экрану, причем в приучении страшном, гипнотическом! В результате маленький человечек впадает в транс и уже совершенно некритично воспринимает все, что льется с экрана, притягивается к нему.  Наверное, именно гипнотическим воздействием экрана можно объяснить тот факт, что сам ребенок не может оторваться от телевизора, а когда родители пытаются выключить ящик, впадает в бешенство, истошно вопит, кидается в драку.

Детей испокон века учили на ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ примерах. Отрицательные же старались не демонстрировать и, главное, всегда сопровождали моралью. Мы даем информацию, а ребенок делает свой свободный выбор.

Родители должны понимать, что детям смотреть такие мультфильмы, боевики и прочее нельзя. Категорически!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Дунюшкина  Д. А.  Влияние современных мультфильмов на психику детей / Д. А. Дунюшкина // Здоровье и экологи. - 2007. № 4. - С 23-27.

2.

Евстигнеева Л.Г. / Современные мультфильмы и дети / Л. Г. Евстигнеева // "Сибирёнок" - 2006. № 10. - С 12-14

3.

Заянкаускас О.И. Психическое влияние мультфильмов  на развитие личности / О. И. Заянкаускас, -  М.: Педагогика, 2008, 214 с.

4.

Козачок О. В. / Мультфильм как фактор, формирующий личность ребёнка / О. В. Козачок // Вестник Волгоградского ГПУ. Серия «Культурология» 2008. № 2 (14). - С 34-38.

Просмотров работы: 44