АДМИНИСТРИРОВНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ИФНС РОССИИ ПО Г.ТЮМЕНЬ №1 - Студенческий научный форум

IV Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2012

АДМИНИСТРИРОВНИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ИФНС РОССИИ ПО Г.ТЮМЕНЬ №1

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращённым к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории РФ. Данный налог является местным и уплачивается в бюджет муниципальных образований. Однако,  как показывает статистика, данный налог не поступает в бюджет в полной мере [1].

Основные показатели, которые характеризуют администрирование налога на имущество физических лиц на примере ИФНС России по г. Тюмень № 1 это:

  • динамика налоговых поступлений;
  • доля привлечённых налогоплательщиков к общей численности налогоплательщиков;
  • динамика роста недоимки по налогу на имущество физических лиц.

Давайте рассмотрим статистику налоговых поступлений за 2008-2010 гг.

Таблица 1 - Динамика налоговых поступлений за 2008-2010 гг.*

Показатель

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение

2009 г. от 2008 г.

2010 г. от 2008 г.

2010 г. от 2009 г.

Количество налогоплательщиков, чел.

177628

185745

184828

8117

7200

-917

Сумма поступлений,

тыс. руб.

80 609,8

118 620,6

91 864

38 010,8

11 254,2

-26 756,6

*Источник: данные ИФНС России № 1 по г. Тюмень

Рассматривая данные таблицы 1, можно сказать, что в целом за три года произошел рост поступлений на 11 254,2 тыс. руб. и увеличение количества налогоплательщиков на 7200 человека. В 2010 г. по сравнению с предыдущим годом мы наблюдаем как уменьшение общего числа привлечённых налогоплательщиков на 917 человек, так и суммы поступлений на 26 756,6 тыс. руб. Данный факт может быть обусловлен большим количеством предоставленных налоговых льгот. В 2009 г. по сравнению с 2008 г. наоборот наблюдается увеличение поступлений на 38 010,8 тыс. руб., при одновременном росте количества налогоплательщиков на 8117 человек. На данное повышение налоговых поступлений главным образом повлияло увеличение общей инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, а возросшее количество налогоплательщиков связано с тем, что жители г. Тюмень стали приобретать в собственность имущество, в результате чего стало больше объектов налогообложения.

Но почему же, при таком значительном росте, количество привлечённых налогоплательщиков к общей их численности падает?  Рассмотрим данные за 2009-2010 гг.

Таблица 2 - Доля привлечённых налогоплательщиков в общей численности налогоплательщиков

Показатель

2009 г.

2010 г.

Абсолютное отклонение, (+,-)

Общее количество налогоплательщиков, чел.

288926

290515

1589

Количество привлечённых налогоплательщиков, чел.

185745

184828

-917

Доля привлеченных налогоплательщиков в общей численности налогоплательщиков, %

64,29

63,62

-0,67

*Источник: данные ИФНС России № 1 по г. Тюмень

Исходя из данных таблицы 2 мы видим, что за анализируемые два года доля привлечённых налогоплательщиков уменьшилась на 0,67%, что в натуральном выражении составляет сокращение количества привлечённых налогоплательщиков на 917 человек, и это при том что общее количество налогоплательщиков увеличилось на 1589 человек.

Также растёт сумма недоимки по налогу на имущество, что показано на рис.1.

Причём, это очень значительный рост. За три анализируемых года сумма недоимки увеличивалась каждый раз почти в 2 раза. И как следствие с каждым годом неизменно растёт сумма пеней. Например, на 01 января 2009 г. сумма пени составляла 5 693 960 руб., на 01 января 2010 г. - 8 309 068 руб., а на 01 января 2011 г. она выросла еще на 2 105 094 руб. [4].

На территории г.Тюмень в анализируемом периоде в числе основных направлений бюджетной и налоговой политики доминирует социальная направленность бюджета города. Приведённый ниже анализ практики установления льгот и дифференциации налоговых ставок наглядно демонстрирует, что в части формирования доходной базы бюджета социальная направленность полностью выдерживается, хотя это сказывается на размере бюджета [3]. 

По  налогу на имущество физических лиц органам власти местного самоуправления предоставлено право устанавливать льготы и дифференцировать ставки. Для объектов налогообложения, не используемых в предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, установлены предельные значения ставок в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения (табл.3).

Таблица 3 - Ставки налога на имущество физических лиц в Тюменской области*

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения

Ставка налога, %

До 300 000 рублей (включительно)

0,10

Свыше 300 000 рублей до 500 000 рублей (включительно)

0,20

Свыше 500 000 рублей до 700 000 рублей (включительно)

0,35

Свыше 700 000 рублей до 1 500 000 рублей (включительно)

0,50

Свыше 1 500 000 рублей

1,00

Источник: Решение Тюменской городской Думы от 26 октября 2010 г. №536 «О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 25.11.2005 №259 «О Положении о местных налогах города Тюмени»

Учитывая, что наиболее весомые суммы налога на имущество физических лиц приходятся на владельцев объектов налогообложения с суммарной инвентаризационной стоимостью свыше 500 000 руб., на территории города Тюмени ставка налога на имущество физических лиц дополнительно продифференцирована именно для имущества, попадающего в данную группу [2].

Такая отрицательная динамика не может не сказаться на доходности бюджета муниципального образования. Налог на имущество физических лиц не может быть опорой в бюджете, потому как практика показывает, что рост недоимки растёт, доля привлечённых налогоплательщиков падает, а сумма поступлений и вовсе то сокращается, то поднимается.

К огромному сожалению, налоговая культура в России не на достаточно высоком уровне, однако, подавляющее большинство российских граждан - добросовестные налогоплательщики. И в большей части это не самые богатые слои населения. Для них копить долги - обременительно. Каждому гражданину РФ важно знать, что оплата налога на имущество физических лиц обязанность каждого гражданина, который имеет в собственности недвижимость.

Литература

  1. Решение Тюменской городской Думы от 26 октября 2010 г. №536 «О внесении изменений в решение Тюменской городской Думы от 25.11.2005 №259 «О Положении о местных
    налогах города Тюмени»
  2. Решение Тюменской городской Думы от 25 ноября 2005 г. №259 «О Положении о местных налогах города Тюмени» (с изменениями от 27 апреля, 30 мая, 6 июля 2006 г., 29 марта, 27 сентября, 29 ноября 2007 г., 27 марта, 26 июня, 25 сентября 2008 г., 25 февраля, 26 октября 2010 г., 25 февраля, 23 июня 2011 г.)
  3. Закон РФ от 09.12.2001 № 2003-1 «О налоге на имущество физических лиц»
  4. Налог на имущество физических лиц [Электронный ресурс] / Сайт: nalog.ru. - Режим доступа: http://www.nalog.ru/fl/nalog_imusch_fl/
Просмотров работы: 1