Налоговая проверка является важнейшим инструментом налогового контроля, позволяющим наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов (сборов) и исполнение налогоплательщиком других обязанностей, возложенных на него законодательством о налогах и сборах.
Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения налогового законодательства, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, но и на предупреждение и пресечение последствий несоблюдения действующих на территории РФ правил осуществления предпринимательской деятельности, ведения учёта и заполнения отчётности.
Длительное время налоговые проверки были практически нерегламентированным мероприятием, что приводило к массовым нарушениям со стороны налоговых органов по отношению к другим участникам налоговых отношений - налогоплательщикам и налоговым агентам.
Так, в апреле 2005 г. в своём послании Федеральному собранию Путин заявлял о необходимости предотвращения «налогового терроризма». Результатом законотворческой деятельности, направленной на совершенствование налогового администрирования стал вступивший в силу ФЗ № 137-ФЗ «О внесении изменений в ч. 1 и 2 НК РФ и в отдельные законодательные акты РФ в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования» от 29.07.2006 г. [4, с.35].
Изменения в ч. 1 НК РФ существенно ограничили возможности налоговых органов по проведению камерального налогового контроля (касающиеся, прежде всего, истребования документов), в связи, с чем существенно возросла роль выездных налоговых проверок. Таким образом, в те годы центр тяжести в контрольной работе был перенесен налоговыми органами именно на выездные налоговые проверки [5, с.56].
Если говорить о проблемах, с которыми фискальные органы сталкивались в своей работе, то они относились, прежде всего, к взысканию дополнительно начисленных сумм налогов (пеней, штрафов).
В течение последних трех лет суммы поступлений в МИФНС России № 12 по Тюменской области устойчиво росли, также как и доначисления по результатам проверок, за исключением 2010 г. Однако процент взыскания не превышает и половины дополнительно начисленных платежей за период с 2008-2009 гг. Увеличение заметно только лишь в 2010 г, когда данный показатель составил 57% (см. табл. 1).
Таблица 1 - Показатели контрольной работы межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области*
Показатель |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Начислено к уплате в текущем году (по налоговым декларациям), тыс. руб. |
1721147 |
1842914 |
1822336 |
Дополнительно начислено платежей по результатам налоговых проверок, тыс. руб. |
98702 |
112642 |
102486 |
Поступило платежей по результатам налоговых проверок, тыс. руб. |
45395 |
54357 |
58847 |
Процент взыскания, % |
46 |
48 |
57 |
*Источник: Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области
Так как основной задачей, которую государство ставит пред налоговыми органами, является пополнение бюджета, то есть повышение собираемости налогов, то сложившаяся ситуация побуждает не только к повышению уровня взыскания дополнительно начисленных налогов (штрафов, пеней) по результатам налогового контроля, но и к смене вектора налогового контроля, сделав приоритетными камеральные налоговые проверки [2, с.3].
Сегодня все этапы выездного налогового контроля - от порядка назначения, сроков проведения и приостановления, вплоть до вынесения решения по результатам проверки - жёстко регламентированы законодательством. Однако использовать эту форму работы достаточно сложно ввиду ограниченности ресурсов (времени, количества и профессионализма сотрудников) у налоговых органов. Поэтому, согласно данным исследования, проводившегося главой ФНС в мае 2011 г., в период с 2003 по 2010 г. охват выездными проверками налогоплательщиков сократился с 11,5% до 0,8% и до 0,2% в 2011 г. «Тенденция не просто к уменьшению, а к тому, чтобы мы совсем ушли в аналитику, в «камералки» и не выходили» [4, с.37].
Невозможно не согласиться с мнением руководителя ФНС в отношении усиления аналитики (камерального контроля), но не с полным отказом от выездного налогового контроля, который необходимо совершенствовать и стандартизировать. В то же время усиление камерального налогового контроля и повышение его эффективности наталкивается сегодня на законодательные ограничения и арбитражную практику, складывающуюся зачастую не в пользу налоговых органов [2, с.4].
Основные показатели, характеризующие работу Межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области при проведении камеральных налоговых проверок в 2009-2010 г. приведены в табл.2.
Таблица 2 - Результаты и показатели эффективности контрольной работы по камеральным проверкам в межрайонной ИФНС России № 12 по Тюменской области *
Показатель |
2009 г. |
2010 г. |
Проведено камеральных проверок - всего, шт. в т.ч.: |
43300 |
36848 |
по физическим лицам, шт. |
22497 |
18111 |
Из них выявивших нарушения, шт. в т.ч.: |
3333 |
2333 |
по физическим лицам, шт. |
2220 |
1700 |
Удельный вес результативных камеральных проверок, в % в т.ч.: |
7,7 |
6,3 |
по физическим лицам, в % |
9,9 |
9,4 |
Проведено камеральных проверок по основным налогоплательщикам, шт. |
701 |
676 |
Проведено камеральных проверок с истребованием документов, шт. |
3190 |
3743 |
Удельный вес углублённых камеральных проверок, в % |
7,4 |
10,2 |
Доначислено - всего тыс.руб., в т.ч.: |
23481 |
12052 |
по физическим лицам, тыс.руб. |
2418 |
1213 |
Доначислено по основным налогоплательщикам, тыс. руб. |
4301 |
158 |
Доначислено по камеральным проверкам с истребованием документов, тыс.руб. |
18015 |
11237 |
Доначислено в среднем, на 1 камеральную проверку, тыс.руб. |
0,5 |
0,3 |
Доначислено в среднем, на 1 результативную камеральную проверку, тыс.руб. |
7 |
5 |
Взыскано, тыс.руб. в т.ч.: |
7318 |
9102 |
по физическим лицам, тыс.руб. |
2160 |
1056 |
*Источник: Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области
В 2010 г. было проведено 36848 камеральных проверок, (на 6452 шт. меньше чем в предыдущем году), в т.ч. 3743 с истребованием документов. Удельных вес углублённых камеральных проверок составил 10,2%, в т.ч. по физическим лицам - 7%, то есть по отношению к 2009 г. данный показатель возрос на 2,8%.
По результатам камеральных проверок выявлено 2333 нарушения налогового законодательства, в т.ч. 1700 по физическим лицам, что составляет 4,6% от проведённых проверок. Удельный вес проверок, выявивших нарушения имеет тенденцию к сокращению по сравнению с 2009 г. на 1,4%. Количество результативных камеральных проверок уменьшилось на 1000 единиц или на 70%, что является негативным явлением (см. рис. 1).
*Источник: Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области
По результатам камеральных проверок в 2010 г. доначислено 12052 тыс. руб., взыскано 9102 тыс.руб. Суммы поступивших платежей по результатам камеральных проверок увеличились на 1784 тыс.руб. Однако доначисленные суммы по камеральным проверкам уменьшились в сравнении с 2009 г. на 11429 тыс.руб. Основная причина снижения доначисленных сумм по результатам камеральных проверок состоит в том, что из доначисленной за 2009 г. суммы в размере 23481 тыс.руб., 13397,3 тыс.руб. приходилось на предприятие ООО «Ишимводстрой». Уровень взыскания по контрольной работе изображён на рис. 2.
*Источник: Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области
Доначислено в среднем на 1 камеральную налоговую проверку в 2010 г. - 300 руб., что на 200 руб. менее чем сумма доначислений в предыдущем году. Эффективность проведения камеральных налоговых проверок за 2009-2010 гг. в МИФНС России № 12 по Тюменской области представлена на рис. 3.
*Источник: Составлено автором на основании данных отдела учёта, отчётности и анализа МИФНС России № 12 по Тюменской области
Доначисленная сумма на 1 результативную камеральную проверку в 2010 г. составила 5 тыс.руб., что на 2 тыс.руб. меньше, чем в 2009 г. В отчётном периоде камеральными налоговыми проверками в инспекции занимались 21 сотрудник. Среднее количество проведённых камеральных проверок за 2010 г. на 1 сотрудника составило 1755 единиц, результативных камеральных проверок - 111.
За истекший год специалистами отдела камеральных проверок по результатам камерального анализа и проведённых проверок подготовлено для проведения выездных проверок по критериям риска совершения налоговых правонарушений 34 заключений о необходимости проведения проверок.
Инспекцией принимаются все меры, необходимые для взыскания недоимки: предприятиям направлены требования об уплате, выставлены инкассовые поручения, приостановлены операции по счетам в банках, направлены иски в суд.
Из представленного выше статистического материала, можно сделать вывод, что правонарушения, выявляемые в ходе камеральных налоговых проверок, носят массовый характер даже на небольшой территории, которую обслуживает МИФНС России № 12 по Тюменской области. Однако трудозатраты инспекции на документирование, рассмотрение и вынесение решения по налогоплательщикам, даже тем которые относятся к числу основных, весьма велики. Ограниченный инструментарий камеральных проверок не дает повысить их результативность. В анализируемом периоде доля результативных камеральных налоговых проверок колеблется в диапазоне всего 6-7%. Несмотря на принимаемые контролирующими органами меры, «уклонистов» по-прежнему слишком много, усложняются применяемые нарушителями налогового законодательства формы и способы занижения налогооблагаемой базы. В этих условиях важно своевременно обнаруживать такие приемы и находить способы противостоять им.
Эффективность камеральных проверок - существенный фактор пополнения бюджета. В этой связи требует постоянного внимания проверка обоснованности заявленных налогоплательщиком к возмещению сумм НДС, а также применение налоговых льгот в части исчисления НДС. На сегодняшний день проблема возмещения НДС из федерального бюджета остается серьезным препятствием для развития российского экспорта, так как налоговые органы в большинстве случаев не в состоянии проверить реальность экспортных операций в срок не менее чем один год [3, с.20].
Существенно ограничивает возможности контроля тот факт, что ст.88 НК РФ отводит налоговому органу на проведение камеральной налоговой проверки всего три месяца со дня фактического представления декларации и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налога [1]. Учитывая значительную нагрузку сотрудников налоговых органов, провести в данный срок углублённые камеральные налоговые проверки с истребованием первичных документов налогоплательщика, с организацией встречных проверок его хозяйственных партнеров представляется весьма затруднительным.
Назрели такие изменения в налоговом законодательстве, которые позволяли бы налоговому органу [6, с.4]:
Кроме того, в целях повышения эффективности налогового контроля необходимо расширить возможности для истребования документов, а также увеличить сроки его проведения.
Литература