Стоит вспомнить, что в ноябре 2010 года было принято постановление, определившее базовые ставки транспортного налога и позволившее регионам увеличивать или уменьшать их не более чем в 10 раз. Кроме того, документ разрешил отмену налога для автомобилей с двигателями мощностью до 150 л.с. Однако одновременно с этим в России резко выросли акцизы на ГСМ, что косвенно привело к топливному кризису весны 2011 года. Следовательно, можно уже сделать вывод к чему приведет это изменение [3].
Несмотря на многочисленные обещания власти включить транспортный налог в стоимость автомобильного топлива, окончательное решение по данному вопросу остаётся пока неизвестным. Недавно Госдума РФ отклонила соответствующий законопроект [2].
Сторонники этого законопроекта полагают, что собираемость налога приблизится к 100%, т.к. налог нужно будет собирать с меньшего количества юридических лиц по сравнению с большим числом автомобилистов. Сейчас его собираемость составляет примерно 60%, и государство недополучает 20 млрд. руб. При включении налога в стоимость топлива налог будет поступать в бюджет того региона и муниципального образования, на территории которого эксплуатируются автомобили, в том числе где они находятся транзитом. Стоит отметить, что в случае принятия данного законопроекта фактическими плательщиками налога станут водители транспортных средств, а не лица, на которых зарегистрированы автомобили. Также у владельцев автомобилей появится стимул для приобретения транспорта с меньшим объёмом двигателя и мощностью как следствие, так называемые «эко» автомобили. И в этом случае мораль изменений сведется к тому, что платить будут больше те, кто больше ездит.
Противники принятия такого законопроекта уверяют, что с подорожанием топлива увеличится стоимость проезда в общественном автотранспорте, повысится цена и на солярку для машин сельского хозяйства. Возникнет проблема со сбором налога с некоторых транспортных средств, использующих альтернативные виды энергии (трамваев и троллейбусов), а также с самолётов, катеров, снегоходов, гидроциклов и др., на которые налоги сейчас весьма внушительны. Если транспортный налог будет включён в стоимость топлива - с катеров и яхт такие деньги больше не получить [4].
В том числе и президент Дмитрий Медведев выразил своё отрицательное отношение, по вопросу отмены транспортного налога. Сомнения президента касаются социальной справедливости - инвалиды и ветераны утратят свои привилегии в случае осуществления данной реформы, возрастёт нагрузка на аграриев, военных, муниципальные бюджеты.
Противники этого законопроекта приводят и другие аргументы. Они сводятся к тому, что в соответствии с положением п.1 ст.38 Налогового кодекса РФ каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения. Однако авторы законодательной инициативы, предлагая изменить объект обложения транспортным налогом, не учли, что операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива уже являются объектом обложения акцизами. Законопроектом предлагается объектом налогообложения признать операции по реализации автомобильного бензина и дизельного топлива физическим лицам. Таким образом, при реализации автомобильного бензина и дизельного топлива организациям и индивидуальным предпринимателям, транспортный налог уплачиваться не будет, что породит схемы уклонения от налогообложения (физические лица будут приобретать бензин и дизельное топливо для личного потребления под видом индивидуальных предпринимателей) [3].
Необходимо отметить, что по итогам 2010 года в бюджет поступили акцизы на нефтепродукты в размере 166, 4 миллиарда рублей, а транспортный налог с юридических и физических лиц пополнил бюджет на 75,6 миллиарда, т.е. можно сделать вывод, что поступления от транспортного налога сопоставимы с поступлениями акцизов.
Повышение акцизов, которое повлечет рост на нефтепродукты, затем приведет к увеличению цен на весь объем потребляемых товаров, так как транспортная составляющая присутствует в цене в обязательном порядке.
В настоящее время Правительство производит расчеты возможных потерь для бюджетов от отмены налога и размера повышения акцизов для компенсации этих потерь, а также того, каким образом данное решение может отразиться на потребителях [4].
Литература