Однако, учитывая все очевидные достоинства упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, существуют определенные непроработанные моменты в налогообложении субъектов малого бизнеса, которые создают для последних немало проблем [3].
Так, детальное изучение системы налогообложения в виде ЕНВД и упрощенной системы налогообложения на основе патента позволяет определить их сходство.
Во-первых, суммы налогов, уплачиваемых, в связи с применением данных систем налогообложения зависят от размера потенциально возможного к получению годового дохода от соответствующих видов деятельности.
И в том и в другом случае сумма, уплачиваемая в бюджет, не зависит от фактических доходов субъектов малого предпринимательства.
Во-вторых, применение патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение организации и ИП от ряда налогов.
При этом большинство видов деятельности, при которых возможно применение ЕНВД и УСН на основе патента, например, таких как, пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов из текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий или ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и бытовых приборов, ремонт и изготовление металлоизделий, также дублируют друг друга.
Только при этом система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в отличие от патентной системы является обязанностью, а не правом.
В отношении налога на вмененный доход (ЕНВД) предусмотрены следующие меры:
В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН):
1) января 2012 г. выделение в отдельную систему патентной системы налогообложения.
В отношении патентной системы налогообложения (патент):
Согласно НК РФ решение о возможности применения предпринимателем упрощенной системы налогообложения на основе патента принимается налоговым органом в соответствии с законами субъекта РФ, в котором зарегистрирован предприниматель [2].
Важно помнить, что по общему правилу акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу [1].
Переход на патентную систему налогообложения осуществляется добровольно. Заявление на получение патента подается не позднее, чем за 10 дней до начала применения патентной системы налогообложения. Налоговый орган обязан в пятидневный срок со дня получения заявления на получение патента выдать этот документ или уведомить бизнесмена об отказе. Патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя - на период от одного до 12 месяцев в пределах календарного года.
Объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению индивидуальным предпринимателем годовой доход. Налоговая ставка устанавливается в размере 6%. Уже с 2012 г. в каждом муниципалитете предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и им не придется платить налог на имущество, налог на доходы физических лиц и НДС, кроме НДС на импорт [5].
Необходимо отметить, что патент действует только на территории того субъекта Федерации, где он выдан. Если индивидуальный предприниматель состоит на учете в налоговом органе в одном субъекте РФ, а заявление на получение патента подает в налоговый орган другого субъекта, он обязан также подать заявление о постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения на основе патента. Предприниматель вправе подать заявление на получение еще одного патента для применения на территории другого субъекта РФ или по другому виду деятельности.
Согласно нормам Налогового кодекса при применении УСН на основе патента индивидуальный предприниматель вправе привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не должна превышать за налоговый период десяти человек.
Законами субъектов РФ устанавливается на календарный год размер потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение УСН на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения деятельности. К особенностям ведения предпринимательской деятельности можно отнести ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность осуществления деятельности, режим работы и др., однако к ним не относится количество наемных работников.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, следует отметить следующие особенности упрощенной системы налогообложения на основе патента. Во-первых, стоимость патента не зависит от фактического дохода налогоплательщика, и, соответственно, предприниматель может заранее рассчитать, выгодно применять УСН или нет, помимо этого, патент выдается на любое количество месяцев, что может быть выгодно тем, у кого деятельность носит сезонный характер, также налоговый учет при УСН на основе патента гораздо проще, чем при использовании других режимов налогообложения.
Единственным моментом, который может послужит барьером для субъектов малого бизнеса при намерении применять УСН на основе патента, является то, что перейти на нее могут исключительно индивидуальные предприниматели. Этот вопрос также нуждается в нормативно-правовом регулировании с целью расширения круга лиц, занятых в сфере малого предпринимательства.
Альтернативным решением в случае, если организации все-таки не смогут перейти на УСН на основе патента, является снижение налоговых ставок по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Благоприятное воздействие оказало бы также увеличение лимита доходов, при котором организации имели бы право на применение УСН, а также лимита численности работников.
На основании вышеизложенного следует сделать вывод, что многие субъекты малого бизнеса заинтересованы в применении специальных налоговых режимов. Но существующее на данном этапе правовое регулирование налогообложения малых предприятий требует дальнейшего развития и совершенствования.
Литература