Возникновение иконописи в городе Шуе Ивановской области - Студенческий научный форум

II Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2010

Возникновение иконописи в городе Шуе Ивановской области

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время идет активное восстановление разрушенных церквей и храмов,  происходит обретение народом Православных святынь, возрождается иконописное дело. Оказывается, Шуя в 17 веке являлась одним из центров суздальской иконописи. Сведения об этом мы находим в трудах известного Шуйского краеведа 19 века В.А. Борисова и современных исследователей. (В.И. Баделина, Г.И. Сурина и др.).

По мнению В.А. Борисова, много было написано и рассказано о школе старинной суздальской иконописи. Но где, когда и как она возникла и развивалась - точно неизвестно.  Некоторые факты указывают, что иконопись могла зародиться в двух селах, некогда бывших в суздальском уезде, а именно Холуй и Палех. Борисов В.А.  утверждает, что началась она в суздальском пригороде Шуя, и приводит следующие факты и документы.

Первый документ - это челобитная царю Михаилу Федоровичу Романову от  Ивана Яковлева. В ней он просит заступиться за него и обязать священнослужителя Якова выплатить ему деньги за реставрацию 36 икон. Второй документ - Шуйская писцовая книга 1629 г. А. Векова. В ней сказано, что в дворике В. Иванова торгуют иконами. Третий документ - описание Троице - Сергиева монастыря, иноки которого пишут святые иконы(сочинение И.М. Снегирева). В 1670 г, по указу царя А.М. Романова из Троицкой обители присланы в оружейную палату 12 иконописцев. На основании челобитной И. Яковлева и писцовой книги А. Векова, Борисов. В.А делает заключение, что иноки Троице - Сергиева монастыря иконописи обучались в Шуе.

В 1654 г. Шуя сильно пострадала от эпидемии чумы. Иконописец Герасим Тихонов, сын художника - Тихона Дмитриева, упомянутого в описи Шуи за 1623 год. написал икону Шуйской Смоленской Богоматери, признанной чудотворной(1667 г.). Икона находилась в Воскресенском храме г. Шуи и помогла жителям справиться со страшной болезнью. К сожалению, подлинник был утрачен, но чудотворной силой наделены и копии. Только за первое десятилетие после написания иконы в Шуе и в округе произошло свыше ста связанных с нею чудотворений. 

В 1676 г. из Владимирской Чети был прислан воевода И.И. Борков за иконописцами г. Шуи. (Челобитная иконописца П. Зубкова царю Федору Алексеевичу Романову о том, чтобы царь заступился за иконописцев и не позволил их забрать).

В описи Шуи (1717г), перечислены семьи, занимающиеся иконописанием. (Иван Болотов, Козьма Артемьев, Андрей Плесянинов, Иван Артемьев, Федор и Семен Иконниковы). Из икон, написанных Шуйскими мастерами, известны такие иконы как Казанская Богоматерь (находившаяся в Троицкой церкви), крест в Спасской церкви (вероятно, выполненый иконописцем Иваном Болотовым), иконы в Воскресенском соборе и Воздвиженской церкви, икона Владимирской Богоматери, написанная Герасимом Иконниковым.(храм села Взорново).

Таким образом, знакомство с документами 17 века в книге  В.А. Борисова «Описание города Шуи и его окрестностей» подтверждает, что иконопись появилась в начале в Шуе, а потом уже в Палехе и Холуе. Палехских иконописцы,  оказывается, заимствовали свое мастерство от Шуйских изографов, а именно от братьев Ивана, Бориса и Федора Ивановых Болотовых.

          Список литературы:

  • 1. Баделин. В.И. Земля Иванов. Иваново, Издательство МИК, 2004. - 672 с.
  • 2. Борисов. В. А. Собрание трудов (материалов) : В 3 т.: Т. 1/ Редакторы - составители Е.Г. Вопилин, В.И. Баделин.- Иваново: МИК, 2001. - 428 с.
  • Сурин.Г.И. Слово о Шуе.- Иваново: ОАО «Издательство «Иваново», 2005. - 256с.
Просмотров работы: 157